Тема 7. Первая школа и «учения книжного».
Византийское влияние на школьное дело в Киеве,
Новгороде и центрах других древнерусских княжеств.
Развитие просвещения и педагогической мысли
в Московском государстве в XVII – XVIII вв.
Приобщение Руси к мировой цивилизации. Семейное воспитание детей в Древней Руси на основе народно-педагогических традиций.
Школа и педагогика в Средние века и в эпоху Возрождения. Воспитательные традиции Древней Руси. Принятие христианства. Монастырская педагогика (XIII-XV вв.). Развитие образования в Московском государстве (XVIв.).
Древнерусская начальная общеобразовательная школа – дан, семья. Отличительная сторона воспитания в Древней Руси – приобщение человека к православию. Ответственность родителей за подготовку сыновей и дочерей к будущей жизни. Методы и приемы семейного воспитания детей. Их отражение в народных песнях, сказках, притчах, былинах, загадках, считалках, скороговорках, обрядах, календарных праздниках и играх. Обучение грамоте в частных, платных училищах. Обучение грамоте буквослагательным методом.
|
|
Иван Федоров (ок.1510 -1530)– основоположник отечественного книгопечатания. Первая славянская «Азбука».
Сергий Радонежский (1314 -1391) – зачинатель монастырских центров книжного обучения. Открытие монастырских школ. Создание в православных общинах «братских школ». Изучение в них славянской и греческой грамматики, латинского языка, диалектики, риторики, философии, математики, трактовавшиеся в духе православия.
Основание киевским митрополитом Петром Могилой (1632 г.) высшего учебного заведения – коллегиума.
Славяно-греко-латинская академия. Подготовительный класс «русская школа» и «школа греческого книжного писания» академического курса. При подходе к воспитанию, обучению и образованию: 1) латинское направление, ориентированное на западноевропейскую педагогическую мысль; 2) славянофильское направление, ориентированное на византийско-русскую традицию образования; 3) старообрядческое направление.– ориентация на западноевропейскую образованность. Создание среднего и высшего образования.
Развитие просвещения и педагогической мысли в Московском государстве в XVII - XVIII веках
Социокультурная ситуация и братские школы в первой половине XVII века, характер воспитания и образования в них. Школы второй половины XVII века. Учебные книги и пособия. Развитие педагогической мысли России XVIII века.
Социально-культурные истоки развития образования и педагогических идей. Духовное и светское образование в первой половине XVIII века. Просветительная педагогика эпохи петровских реформ. Педагогика Ломоносовского периода. Школьные проекты 60-х гг. XVIII века. Екатерининский период. Высшее образование и развитие русской педагогики во второй половине XVIII.
|
|
Идеалы воспитания в славянской языческой культуре.
Определяющее влияние принятия христианства на развитие просвещения и образования на Руси.
Становление системы школьного обучения. Братские школы 16-17 вв. Система образования России 17 века. Первые высшие учебные заведения в России.
18 век в истории русского просвещения. Школьные реформы Петра I, развитие сословных учебных заведений, открытие Московского университета. Просветительская деятельность н педагогические взгляды М.В. Ломоносова, И.И. Бецкого, Н.И. Новикова, А.Н Радищева.
Становление системы образования на рубеже 18-19 вв. Общественно-педагогическое движение в России 60-х гг. Гуманистические идеи Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.И. Пирогова как основа формирования общественною сознания и педагогических идеалов.
Рекомендуемая литература
1. Аверинцев С.С. Крещение Руси и путь русской культуры. – М., 1991.-120 с.
2. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. – М., 1985.-363 с.
3. Арциховский А.В., Борковский Б.И. Новгородские грамоты на бересте. – М., 1958.
4. Бабишин С.Д. Из истории зарождения школы высшего типа в Древней Руси // Сов. педагогика. – 1972. - №8.- С.94-100.
5. Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика. - Чебоксары, 1958.
6. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – Чебоксары, 1974.
7. Демков М.И. История русской педагогики. – М., 1913. – 302 с.
8. Кузьмин А.Г. Славянское древнейшее письмо //Древняя Русь и славяне. – М., 1978. – С.240-244.
9. Лихачев Д.С. Заметки о русском. – М., 1984.-64 с.
10.Митюров Б.Н. Развитие педагогической мысли на Украине в ХVI-ХVIII вв. – Киев, 1968.-211 с.
11. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца ХVII в./ Отв. Э.Д.Днепров.-1977.
12. Очерки русской культуры ХVI века. – Духовная культура. - М., 1977.- 480 с. – Ч. 2.
13. Памятники литературы Древней Руси. – М., 1978. - 463 с.
14. Петров В.М. История обучения в Древней Руси //Сов. педагогика.- 1982.-№6.-С.100-106.
15. Петров В.М. Семейно-школьное воспитание в Древнем мире и средневековой России. – Орехово-Зуево, 1992.-81 с.
16. Сапунов Б.В. Истоки русской школы // Сов.педагогика. – 1989.-№6.-С.100-106.
17. Симонов Р.А. Математическая мысль Древней Руси. – М., 1977.
18. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики М.,1982, гл. 16.
2. Степашко Л.А. Философия и история образования. М., 1999, с. 119-125.
19. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII в.в. - М.,1985.
20. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России.-М., 1986, разд.1.
21. Антология педагогической мысли России XVIII века. -М..1985.
22. История педагогики /Под ред. А.И. Пискунова М., 1998,4. 2.
23. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. - М.,1986.
Дополнительная литература
1. Латышина Д.И. История педагогики. - М.,1998, гл.111.
2. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца 17 века. / Отв. ред. Э.Д. Днепров, - М.,1989.
3. Петров В.М. История обучения в Древней Руси. //Советская педагогика. - 1982.-№б.
4. Сепунов Б.В. Истоки русской школы. //Советская педагогика. - 1989.-№ 6.
5. Жураковский Г.Е. Из истории просвещения в дореволюционной России. - М., 1978.
6. Степашко Л.А. Философия и история образования. М., 1999, с.126-136,143-152.
7. Латышина Д.И.История педагогики-М.,1998.
8. Муравьёв О.С. Как воспитывали русского дворянина.- М.,1995.