Раздел 3. История педагогики и образования в России

Тема 7. Первая школа и «учения книжного».

Византийское влияние на школьное дело в Киеве,

Новгороде и центрах других древнерусских княжеств.

Развитие просвещения и педагогической мысли

в Московском государстве в XVII – XVIII вв.

 

Приобщение Руси к мировой цивилизации. Семейное воспитание детей в Древней Руси на основе народно-педагогических традиций.

Школа и педагогика в Средние века и в эпоху Возрождения. Воспитательные традиции Древней Руси. Принятие христианства. Монастырская педагогика (XIII-XV вв.). Развитие образования в Московском государстве (XVIв.).  

Древнерусская начальная общеобразовательная школа – дан, семья. Отличительная сторона воспитания в Древней Руси – приобщение человека к православию. Ответственность родителей за подготовку сыновей и дочерей к будущей жизни. Методы и приемы семейного воспитания детей. Их отражение в народных песнях, сказках, притчах, былинах, загадках, считалках, скороговорках, обрядах, календарных праздниках и играх. Обучение грамоте в частных, платных училищах. Обучение грамоте буквослагательным методом.

Иван Федоров (ок.1510 -1530)– основоположник отечественного книгопечатания. Первая славянская «Азбука».

Сергий Радонежский (1314 -1391) – зачинатель монастырских центров книжного обучения. Открытие монастырских школ. Создание в православных общинах «братских школ». Изучение в них славянской и греческой грамматики, латинского языка, диалектики, риторики, философии, математики, трактовавшиеся в духе православия.

Основание киевским митрополитом Петром Могилой (1632 г.) высшего учебного заведения – коллегиума.

Славяно-греко-латинская академия. Подготовительный класс «русская школа» и «школа греческого книжного писания» академического курса. При подходе к воспитанию, обучению и образованию: 1) латинское направление, ориентированное на западноевропейскую педагогическую мысль; 2) славянофильское направление, ориентированное на византийско-русскую традицию образования; 3) старообрядческое направление.– ориентация на западноевропейскую образованность. Создание среднего и высшего образования. 

Развитие просвещения и педагогической мысли в Московском государстве в XVII - XVIII веках

Социокультурная ситуация и братские школы в первой половине XVII века, характер воспитания и образования в них. Школы второй половины XVII века. Учебные книги и пособия. Развитие педагогической мысли России XVIII века.         

Социально-культурные истоки развития образования и педагогических идей. Духовное и светское образование в первой половине XVIII века. Просветительная педагогика эпохи петровских реформ. Педагогика Ломоносовского периода. Школьные проекты 60-х гг. XVIII века. Екатерининский период. Высшее образование и развитие русской педагогики во второй половине XVIII.

Идеалы воспитания в славянской языческой культуре.

Определяющее влияние принятия христианства на развитие просвещения и образования на Руси.

Становление системы школьного обучения. Братские школы 16-17 вв. Система образования России 17 века. Первые высшие учебные заведения в России.

18 век в истории русского просвещения. Школьные реформы Петра I, развитие сословных учебных заведений, открытие Московского университета. Просветительская деятельность н педагогические взгляды М.В. Ломоносова, И.И. Бецкого, Н.И. Новикова, А.Н Радищева.

Становление системы образования на рубеже 18-19 вв. Общественно-педагогическое движение в России 60-х гг. Гуманистические идеи Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.И. Пирогова как основа формирования общественною сознания и педагогических идеалов.

 

Рекомендуемая литература

1. Аверинцев С.С. Крещение Руси и путь русской культуры. – М., 1991.-120 с.

2. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. – М., 1985.-363 с.

3. Арциховский А.В., Борковский Б.И. Новгородские грамоты на бересте. – М., 1958.

4. Бабишин С.Д. Из истории зарождения школы высшего типа в Древней Руси // Сов. педагогика. – 1972. - №8.- С.94-100.

5. Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика. - Чебоксары, 1958.

6. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – Чебоксары, 1974.

7. Демков М.И. История русской педагогики. – М., 1913. – 302 с.

8. Кузьмин А.Г. Славянское древнейшее письмо //Древняя Русь и славяне. – М., 1978. – С.240-244.

9. Лихачев Д.С. Заметки о русском. – М., 1984.-64 с.

10.Митюров Б.Н. Развитие педагогической мысли на Украине в ХVI-ХVIII вв. – Киев, 1968.-211 с.

11. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца ХVII в./ Отв. Э.Д.Днепров.-1977.

12. Очерки русской культуры ХVI века. – Духовная культура. - М., 1977.- 480 с. – Ч. 2.

13. Памятники литературы Древней Руси. – М., 1978. - 463 с.

14. Петров В.М. История обучения в Древней Руси //Сов. педагогика.- 1982.-№6.-С.100-106.

15. Петров В.М. Семейно-школьное воспитание в Древнем мире и средневековой России. – Орехово-Зуево, 1992.-81 с.

16. Сапунов Б.В. Истоки русской школы // Сов.педагогика. – 1989.-№6.-С.100-106.

17. Симонов Р.А. Математическая мысль Древней Руси. – М., 1977.

18. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики М.,1982, гл. 16.

2. Степашко Л.А. Философия и история образования. М., 1999, с. 119-125.

19. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII в.в. - М.,1985.

20. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России.-М., 1986, разд.1.

21. Антология педагогической мысли России XVIII века. -М..1985.

22. История педагогики /Под ред. А.И. Пискунова М., 1998,4. 2.

23. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. - М.,1986.

 

Дополнительная литература

1. Латышина Д.И. История педагогики. - М.,1998, гл.111.

2. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца 17 века. / Отв. ред. Э.Д. Днепров, - М.,1989.

3. Петров В.М. История обучения в Древней Руси. //Советская педагогика. - 1982.-№б.

4. Сепунов Б.В. Истоки русской школы. //Советская педагогика. - 1989.-№ 6.

5. Жураковский Г.Е. Из истории просвещения в дореволюционной России. - М., 1978.

6. Степашко Л.А. Философия и история образования. М., 1999, с.126-136,143-152.

7. Латышина Д.И.История педагогики-М.,1998.

8. Муравьёв О.С. Как воспитывали русского дворянина.- М.,1995.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: