Учебно-методическое пособие
«ВТО: история создания, структура, основные правила и принципы деятельности, организация процедуры присоединения новых членов»
Москва 2011
Оглавление
Введение……………………………………………………….………………... | 3 |
История создания Всемирной торговой организации……….………………. | 6 |
Структура Всемирной торговой организации…………….………………….. | 14 |
Цели, задачи и функции ВТО…………………………….…………………… | 18 |
Основные соглашения и принципы ВТО………………….………………….. | 21 |
Порядок и условия вступления в ВТО…………………….………………….. | 24 |
Порядок урегулирования споров в ВТО………………….…………………... | 28 |
Методика реализации соответствующих нормативных правовых актов федеральными государственными органами…………….…………………... | 33 |
Заключение……………………………………………………………………… | 38 |
Библиография…………………………………………………………………… | 42 |
Введение
|
|
Важнейшей особенностью современных политических, социальных, экономических и духовных процессов является процесс их глобализации. Процессы глобализации, прежде всего, затрагивают экономическую составляющую, в основе которой лежит углубление интернационализации мировых хозяйственных связей. Глобализацией нередко называют рост экономической открытости стран, либерализацию торговли, международных перемещений капитала и т.п. Мировое экономическое сообщество, состоявшее в ХХ веке в основном из отдельных «ведущих» и «ведомых» государств, постепенно трансформируется в целостную экономическую систему, в которой национальные социумы оказываются составными элементами единого всемирного хозяйственного организма, а их настоящее и будущее определяются ходом развития этого организма как единого целого.
В настоящее время глобальная экономическая система постепенно становится влиятельнее национальных экономических систем, что проявляется особенно остро в случае, если один из участников общей системы переживает кризис. Так, в настоящее время Европейский союз предлагает в качестве единственно возможного варианта разрешения финансово-экономического кризиса в Греции – отказ от национального экономического суверенитета этого государства, ставшего членом Европейского союза (в то время Европейского экономического сообщества) еще в 1981 году, и передачу управления бюджетом государства центральным структурам Евросоюза, что, по сути, является внешнефинансовым, наднациональным управлением.
Современные экономические отношения характеризуются размыванием границ в вопросах торговли. Приоритетными нормами права, регулирующими торговые взаимоотношения и не только, являются не национальные нормативно-правовые акты (конституции, законы, постановления), а международные соглашения, конвенции и договоры. Фактически, отдельные государства все в меньшей степени оказываются способными защищать свои национальные экономические интересы от нежелательных внешнеэкономических воздействий. Все большее значение приобретают позиция и мнение мирового сообщества, формируемые в рамках 10 основных международных организаций, ведающих экономическими вопросами, среди которых наиболее статусной является Всемирная торговая организация.
|
|
Всемирная торговая организация (ВТО) – это крупнейший современный общественный институт, объединяющий 153 государства, на долю которых приходится более 97 % мирового торгового оборота[1], в значительной степени определяющий состояние и перспективы развития торгово-экономических отношений в мире.
Согласно данным официальной статистики, опубликованным Росстатом[2], экспорт России в 2008 году составил 468,1 млрд. долл. (в основном Россия экспортирует углеводородное сырьё, нефтепродукты, металлургическую продукцию, машины и оборудование, вооружения, минеральные удобрения, пшеницу). Импорт в 2008 году составил 266,9 млрд. долл.Ведущие статьи импорта за 2010 год: машины и оборудование – 42,9 % (от общей стоимости импорта), лекарства – 4,1 %, мясо и рыба – 2,8 %, одежда – 2,5 %.
По оценке О.Ю. Трофименко, до 2/3 ВВП России формируется в сфере внешней торговли, причем 1/3 российских предприятий критически зависит от экспорта, 30 – 35% их продукции идет на экспорт. Для отдельных отраслей эта доля еще выше: для металлургии – более 50%, а для химической промышленности – около 90%. Таким образом, Россия сильно зависит от международной торговли, но в настоящее время не участвует в выработке ее правил и условий (так как не является членом ВТО). Вступление во Всемирную торговую организацию позволит России принимать участие в формировании международной торговой политики[3].
Есть еще одно обстоятельство, определяющее актуальность рассматриваемой темы. Оно заключается в том, что современное российское государство не может строить свою экономику на продаже природных ресурсов и сырья. Идея новой промышленной политики – это не только идея диверсификации экономики. Это идея повышения благосостояния общества через развитие промышленности. Опыт, в частности, Китая показывает фундаментальное значение ВТО в распространении промышленных товаров в условиях глобализации рынков. С этой точки зрения, ВТО – это важнейшее средство развития национальной промышленности и экономики, а следовательно, и всех сфер общественной жизни государства.
Что же сегодня представляет собой ВТО? Каковы последствия вступления России в данную международную организацию? В чем заключаются правила и правовые проблемы присоединения новых государств к ВТО? Эти вопросы все чаще возникают по мере того, как ведутся переговоры о вступлении России в ВТО. Настоящее пособие разработано в целях разъяснения поставленных вопросов и учебно-методического обеспечения дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих по вопросам, связанным с присоединением и участием России во Всемирной торговой организации.
История создания и структура ВТО
История создания Всемирной торговой организации
В истории ВТО отображены процессы становления современного западного общества в широком (экономическом, культурном и территориальном) понимании этого термина. Современное западное общество с экономической точки зрения – это общество аутсортинга (приоритет сферы услуг над сферой производства). С социальной точки зрения – это общество рисков. Иными словами, современное общество производит риски одновременно с производством товаров, благ и услуг. Территориально современное западное общество, которое мы традиционно определяем как Европу и США, одновременно включая в это понятие Канаду, Израиль и другие развитые страны к северу и востоку от Западной Европы и США.
|
|
Предыстория ВТО начинается с окончанием Первой мировой войны и созданием Лиги наций. Лига наций, созвавшая еще в 1927 году международную конференцию по торговле, прилагала усилия для создания документа, касающегося правил и организации международной торговли. Эта попытка не увенчалась успехом. Национальные экономики не исчерпали путь интенсивного развития. Экспансия торговли и капитала на национальные границы была временно отложена. Последовавшие за этим исторические события – приход к власти в Италии и Германии представителей фашистской идеологии – обусловили новое бизнес-предложение национальным экономическим элитам: расширение бизнеса за счет военных завоеваний. Это предложение было услышано, им воспользовались, но неудачи в военной области «обрубили» эту ветвь развития бизнес-процессов в Европе.
Развитие национальных экономик (сначала при помощи капитала США, а затем самостоятельное) вновь поставило вопрос об экспансии товаров, продуктов и услуг на взаимоприемлемой для всех сторон основе. Этот вопрос был поставлен при создании Организации объединенных наций (ООН). ООН удалось добиться комплекса принципиальных соглашений по этому вопросу. В резолюции Экономического и социального совета (ЭКОСОС) ООН от 18 февраля 1946 года содержится решение о созыве международной конференции по торговле и занятости с целью «благоприятствовать развитию производства, товарообмена и потребления». Данная конференция состоялась в Гаване с 21 ноября 1947 года по 24 марта 1948 года. В рамках четырехмесячной международной конференции был разработан текст Гаванской Хартии, которая устанавливала ряд общих принципов международной торговли, а также учреждала международную торговую организацию в составе 53 государств[4]. Основными целями деятельности международной торговой организации договаривающимися странами были определены[5]:
|
|
- обеспечение стабильного роста объемов реального дохода и эффективного спроса, увеличение производства, потребления и обмена товаров, тем самым формируя сбалансированное расширение мировой экономики;
- содействие и помощь промышленному и общему экономическому развитию, особенно тех стран, которые находятся на ранних стадиях промышленного развития;
- осуществление всеми странами на равных условиях доступа к рынкам, продуктам и производственным мощностям, которые необходимы для их экономического процветания и развития;
- содействие на взаимной и взаимовыгодной основе снижению тарифов и других барьеров в торговле и устранение дискриминационного режима в международной торговле;
- ограничение мер, нарушающих развитие мировой торговли, за счет увеличения возможностей для торговли и экономического развития государств, подписавших Хартию;
- разрешение проблем, связанных с международной торговлей, занятостью населения, экономического развития, путем поощрения взаимопонимания, межгосударственных консультаций и сотрудничества, установления единой торговой политики.
Международная торговая организация под эгидой ООН так и не появилась на свет из-за отказа США ратифицировать Устав создаваемой международной организации. Однако сформулированные в Гаванской Хартии принципы заложили основы и послужили непосредственным основанием для подписания в 1947 году 23 странами совместного соглашения о снижении тарифов во взаимной торговле. Соглашение о снижении тарифов было названо Общим (или генеральным) соглашением о тарифах и торговле, и оно вошло в историю под названием ГАТТ (General Agreement on Tariffs and Trade, GATT).
ГАТТ было подписано в 1947 году, как отдельная, 4 глава Устава Международной торговой организации под эгидой ООН. После провала создания при ООН этой организации роль ГАТТ многократно возросла. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) – было подписано параллельно с созданием других новых международных организаций, занимающихся вопросами международного экономического сотрудничества, к которым относятся, финансовые учреждения Бреттонвудской системы, а именно Всемирный банк и Международный валютный фонд. Международная Организация по Торговле и занятости (в совокупности Всемирный Банк, Международный Валютный Фонд) должна была создать и обеспечить укрепление условий экономического развития мира после Второй Мировой войны.
1 января 1948 года соглашение ГАТТ вступило в силу. Причем из 23 стран, первоначально подписавших это соглашение, 11 относились к числу развивающихся стран.
Основной задачей ГАТТ являлось ускорение процесса либерализации торговли после Второй мировой войны и отказ от сложившейся в мировой экономике в тридцатые годы XX века политики защиты внутригосударственных рынков от иностранной конкуренции путем установления особых способов защиты (тарифов, экспортных и импортных пошлин, субсидий).
На основе существующих правовых документов и материалов, представленных на официальном сайте ВТО[6], можно выделить и кратко охарактеризовать основные периоды функционирования ГАТТ.
1948 – 1995 гг. Соглашение ГАТТ функционировало, имея статус «временного соглашения».
1948 – 1986 гг. В рамках ГАТТ было проведено 7 полномасштабных раундов торговых переговоров.
Таблица 1. Основные раунды торговых переговоров в рамках реализации ГАТТ.
Год | Место проведение, или название раунда торговых переговоров | Предмет переговоров | Количество стран-участниц |
1947 | Женева (Швейцария) | Тарифы. Приняты 45 тыс. тарифных правил, имеющих международный статус, затронувших около 1/5 мировой торговли (или 10 млрд. долл. на конец 40-х годов XX века). | 23 |
1949 | Анси (Франция) | Тарифы | 13 |
1951 | Торки (Великобритания) | Тарифы | 38 |
1956 | Женева (Швейцария) | Тарифы | 26 |
1960−1961 | Женева (Швейцария) («раунд Диллона») | Тарифы | 26 |
1964−1967 | Женева (Швейцария) («раунд Кеннеди») | Тарифы и антидемпинговые пошлины. Принят «Раздел IV» ГАТТ, предусматривавший установление более льготных условий для развивающихся стран, которые могли в ходе торговых переговоров устанавливать у себя тарифы на ввозимые товары без ответных действий со стороны развитых стран. | 62 |
1973—1979 | Женева (Швейцария) («Токийский раунд») | Тарифы, правила нетарифных барьеров. ГАТТ были дополнены «разрешительной оговоркой», которые узаконили систему торговых преференций для развивающихся стран. Эта система преференций, разрешавшая развивающимся странам устанавливать у себя преференциальные тарифы на многие импортируемые товары из развитых стран, во многих случаях шла вразрез с принципом наибольшего благоприятствования в торговле между странами-участниками ГАТТ. | 102 |
1986—1993 | Пунта-дель-Эсте (Уругвай) («Уругвайский раунд») | Предметом переговоров стали не только тарифы и нетарифные ограничения во внешней торговле, но и ряд принципиально новых направлений внешнеторговой активности, включая услуги и права на интеллектуальную собственность. В ходе переговоров была подвергнута полному пересмотру система разрешения торговых конфликтов и споров и принято решение о создании новой торговой организации (ВТО), которая должна была функционировать на постоянной основе и прийти на смену «временным» ГАТТ. | 123 |
20 декабря 1993 г. | Пунта-дель-Эсте (Уругвай) | Подписано итоговое соглашение по всем проблемам, обсуждавшимся в ходе Уругвайского раунда. В его основе лежали документы и соглашения общим объёмом примерно 23 тыс. страниц, распространявшиеся на торговлю товарами и услугами. | 123 |
Важнейшим результатом Уругвайского раунда стала Марракешская Декларация 1994 года или Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) и неотъемлемые 4 приложения к этому документу, содержащие соглашения, договоренности и другие документы, охватывающие сферы торговли товарами, услугами и вопросы юридических и экономических аспектов прав интеллектуальной собственности.
1 января 1995 года начала функционировать Всемирная торговая организация в соответствии с Марракешским соглашением (г. Марракеш, Марокко), подписанным министрами торговли стран-участниц в апреле 1994 года.
Выделяется пять основных правил ГАТТ (Общее соглашение по тарифам и торговле, на основе которого осуществляется регулирование международной торговли товарами), а именно:
ü защита внутренней промышленности государства должна осуществляться только с помощью тарифов (отмена нетарифного регулирования);
ü тарифы должны неуклонно снижаться и впоследствии не повышаться (принцип «связывания» и сокращение тарифных ограничений);
ü торговля должна осуществляться согласно принципу наибольшего благоприятствования в отношении товаров иностранного производства;
ü импортируемые товары должны реализовываться на внутреннем рынке на тех же условиях, что и продукция местного (национального) производителя (национальный режим в отношении товаров иностранного производства);
ü товары иностранного производства должны свободно перемещаться через территорию государств.
К 70-м годам ХХ века были достигнуты такие соглашения, как:
- Соглашение по применению и интерпретации Статей VI, XVI и XXIII Генерального соглашения по тарифам и торговле (субсидии и компенсационные меры);
- Соглашение по техническим барьерам в торговле;
- Соглашение по процедурам лицензирования импорта;
- Соглашение по правительственным закупкам;
- Соглашение по применению Статьи VII ГАТТ (таможенная оценка);
- Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ (антидемпинговые меры);
- Соглашение по говядине;
- Международное соглашение по молочной продукции;
- Соглашение по торговле гражданской авиатехникой.
По оценкам многих специалистов «тот импульс, который был дан процессу либерализации торговли, способствовал тому, что темпы роста торговли стабильно опережали темпы роста производства в течение всей эры ГАТТ»[7].
Тем не менее, не все было благополучно в применении ГАТТ. В частности, снижение таможенных тарифов, а также замедление и снижение с 70-х гг. темпов роста мирового ВВП, наметившаяся отрицательная экономическая динамика, сокращение прибыли компаний, капиталовложений, а в связи с этим высокий уровень безработицы и участившиеся случаи закрытия фабрик и заводов подтолкнули правительства европейских и североамериканских стран к поиску двусторонних соглашений о разделе рынков со своими конкурентами и заставили их начать «гонку субсидий», чтобы удержать свои позиции в торговле сельскохозяйственной продукцией. Свою роль в ухудшении условий воспроизводства сыграл кризис Бреттон-Вудской валютной системы[8].
Дисбаланс в экономике в 80-е годы прошлого века убедительно доказал, что ГАТТ более не отвечает вызовам времени и не отражает реальное положение дел в сфере международной торговли. «Это было связано с тем, что мировая торговля превратилась в более сложный механизм, чем 40 лет назад, и стала играть гораздо более важную роль: мировая экономика развивалась по пути глобализации, международные инвестиции переживали большой подъем, а торговля услугами, которые не были охвачены правилами ГАТТ, оказалась в центре повышенного внимания и интереса все большего числа стран»[9].
Сложившаяся в мировой экономике ситуация способствовала тому, что члены ГАТТ убедились в необходимости создания официальной международной торговой организации, с чего и начался в 1986 году Уругвайский раунд.
Действие ГАТТ 1947 года продолжалось до конца 1995 года, что дало всем членам ГАТТ время для присоединения к ВТО. Кроме этого, ГАТТ был одобрен странами – участниками этого соглашения в новой редакции «ГАТТ 1994 года», который представляет собой юридически обновленный вариант, ГАТТ 1947 года.
Рабочая группа по вступлению России в ВТО и реформе таможенной политики Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по торгово-таможенной политике и ВТО выделила основные отличия ГАТТ от ВТО,
которые можно представить следующим списком[10]:
1. ГАТТ – это комплекс правил, зафиксированных в международном соглашении, которое не предусматривало воплощение в какой-либо организационно-правовой форме. Хотя ГАТТ получило неофициальный статус де-факто международной организации, жизнь требовала перехода к более совершенному механизму. ВТО является постоянно действующей организацией, которая имеет постоянно действующие руководящие и исполнительные органы.
2. ГАТТ применялось на «временной основе», хотя после более чем 40 лет его существования, правительства предпочитали рассматривать содержащиеся в нем обязательства как действующие на постоянной основе. Обязательства же ВТО носят полномасштабный характер и являются постоянными. Они ратифицированы парламентами всех стран-участниц, чего не было в отношении ГАТТ.
3. Правила ГАТТ применялись только к торговле товарами. Помимо товаров, ВТО охватывает торговлю услугами, электронную торговлю, а также связанные с торговлей правовые и экономические аспекты интеллектуальной собственности.
4. Хотя ГАТТ и являлось многосторонним международным соглашением, к началу 80-х годов к нему добавилось множество дополнительных соглашений, в которых участницы ГАТТ могли участвовать, но не были обязаны это делать. Все соглашения, которые лежат в основе ВТО, являются обязательными для всех членов ВТО, и, таким образом, содержащиеся в них правовые нормы, являются обязательствами для всех членов организации. Исключение составляют Соглашение по гражданской авиатехнике и по правительственным (государственным) закупкам, участие в которых является необязательным.
Необходимо уделить внимание текущему раунду переговоров в ВТО, а именно Доха-раунд (Doha Round) или раунд тысячелетия, которые начались в ноябре 2001 года по решению Министерской Конференции стран-членов ВТО. Это первый раунд многосторонних торговых переговоров ВТО. Целью этого раунда называют понижение торговых ограничений во всем мире, которые позволят странам увеличивать торговлю во всем мире. Встреча в Дохе, в Катаре в 2001 году была первой в цикле встреч. Последующие встречи на уровне министров проходили в Канкуне, Мексика (2003), и в Гонконге (2005). Связанные с этим вопросом переговоры также состоялись в Женеве, Швейцария (2004, 2006, 2008); Париже, Франция (2005) и в Потсдаме, Германия (2007). Новый раунд переговоров, 23 – 29 июля 2008 года, провалился после неудачной попытки достигнуть компромисса о правилах импорта сельскохозяйственной продукции. В настоящее время раунд не закончен.