История создания Всемирной торговой организации

Учебно-методическое пособие

«ВТО: история создания, структура, основные правила и принципы деятельности, организация процедуры присоединения новых членов»

                                                      

Москва 2011


Оглавление

Введение……………………………………………………….………………... 3
История создания Всемирной торговой организации……….………………. 6
Структура Всемирной торговой организации…………….………………….. 14
Цели, задачи и функции ВТО…………………………….…………………… 18
Основные соглашения и принципы ВТО………………….………………….. 21
Порядок и условия вступления в ВТО…………………….………………….. 24
Порядок урегулирования споров в ВТО………………….…………………... 28
  Методика реализации соответствующих нормативных правовых актов федеральными государственными органами…………….…………………... 33
Заключение……………………………………………………………………… 38
Библиография…………………………………………………………………… 42

 




Введение

 

Важнейшей особенностью современных политических, социальных, экономических и духовных процессов является процесс их глобализации. Процессы глобализации, прежде всего, затрагивают экономическую составляющую, в основе которой лежит углубление интернационализации мировых хозяйственных связей. Глобализацией нередко называют рост экономической открытости стран, либерализацию торговли, международных перемещений капитала и т.п. Мировое экономическое сообщество, состояв­шее в ХХ веке в основном из отдельных «ведущих» и «ведомых» государств, постепенно трансформируется в целостную экономическую систему, в которой национальные социумы оказываются составными элементами единого всемирного хозяйственного организма, а их настоящее и будущее определяются ходом развития этого организма как единого целого.

В настоящее время глобальная экономическая система постепенно становится влиятельнее национальных экономических систем, что прояв­ляется особенно остро в случае, если один из участников общей системы переживает кризис. Так, в настоящее время Европейский союз предлагает в качестве единственно возможного варианта разрешения финансово-экономического кризиса в Греции – отказ от национального экономического суверенитета этого государства, ставшего членом Европейского союза (в то время Европейского экономического сообщества) еще в 1981 году, и передачу управления бюджетом государства центральным структурам Евросоюза, что, по сути, является внешнефинансовым, наднациональным управлением.

Современные экономические отношения характеризуются размыванием границ в вопросах торговли. Приоритетными нормами права, регулирую­щими торговые взаимоотношения и не только, являются не национальные нормативно-правовые акты (конституции, законы, постановления), а международные соглашения, конвенции и договоры. Фактически, отдельные государства все в меньшей степени оказываются способными защищать свои национальные экономические интересы от нежелательных внешнеэкономи­ческих воздействий. Все большее значение приобретают позиция и мнение мирового сообщества, формируемые в рамках 10 основных международных организаций, ведающих экономическими вопросами, среди которых наибо­лее статусной является Всемирная торговая организация.

Всемирная торговая организация (ВТО) – это крупнейший современный общественный институт, объединяющий 153 государства, на долю которых приходится более 97 % мирового торгового оборота[1], в значительной степени определяющий состояние и перспективы развития торгово-экономических отношений в мире.

Согласно данным официальной статистики, опубликованным Росста­том[2], экспорт России в 2008 году составил 468,1 млрд. долл. (в основном Россия экспортирует углеводородное сырьё, нефтепродукты, металлурги­ческую продукцию, машины и оборудование, вооружения, минеральные удобрения, пшеницу). Импорт в 2008 году составил 266,9 млрд. долл.Ведущие статьи импорта за 2010 год: машины и оборудование – 42,9 % (от общей стоимости импорта), лекарства – 4,1 %, мясо и рыба – 2,8 %, одежда – 2,5 %.

По оценке О.Ю. Трофименко, до 2/3 ВВП России формируется в сфере внешней торговли, причем 1/3 российских предприятий критически зависит от экспорта, 30 – 35% их продукции идет на экспорт. Для отдельных отраслей эта доля еще выше: для металлургии – более 50%, а для химической промышленности – около 90%. Таким образом, Россия сильно зависит от международной торговли, но в настоящее время не участвует в выработке ее правил и условий (так как не является членом ВТО). Вступление во Всемирную торговую организацию позволит России принимать участие в формировании международной торговой политики[3].

Есть еще одно обстоятельство, определяющее актуальность рассматри­ваемой темы. Оно заключается в том, что современное российское государство не может строить свою экономику на продаже природных ресурсов и сырья. Идея новой промышленной политики – это не только идея диверсификации экономики. Это идея повышения благосостояния общества через развитие промышленности. Опыт, в частности, Китая показывает фундаментальное значение ВТО в распространении промышленных товаров в условиях глобализации рынков. С этой точки зрения, ВТО – это важнейшее средство развития национальной промышленности и экономики, а следовательно, и всех сфер общественной жизни государства.

Что же сегодня представляет собой ВТО? Каковы последствия вступления России в данную международную организацию? В чем заключаются правила и правовые проблемы присоединения новых госу­дарств к ВТО? Эти вопросы все чаще возникают по мере того, как ведутся переговоры о вступлении России в ВТО. Настоящее пособие разработано в целях разъяснения поставленных вопросов и учебно-методического обеспечения дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих по вопросам, связанным с присоединением и участием России во Всемирной торговой организации.



История создания и структура ВТО

История создания Всемирной торговой организации

В истории ВТО отображены процессы становления современного запад­ного общества в широком (экономическом, культурном и территориальном) понимании этого термина. Современное западное общество с экономической точки зрения – это общество аутсортинга (приоритет сферы услуг над сферой производства). С социальной точки зрения – это общество рисков. Иными словами, современное общество производит риски одновременно с производством товаров, благ и услуг. Территориально современное западное общество, которое мы традиционно определяем как Европу и США, одновременно включая в это понятие Канаду, Израиль и другие развитые страны к северу и востоку от Западной Европы и США.

Предыстория ВТО начинается с окончанием Первой мировой войны и созданием Лиги наций. Лига наций, созвавшая еще в 1927 году международную конференцию по торговле, прилагала усилия для создания документа, касающегося правил и организации международной торговли. Эта попытка не увенчалась успехом. Национальные экономики не исчерпали путь интенсивного развития. Экспансия торговли и капитала на национальные границы была временно отложена. Последовавшие за этим исторические события – приход к власти в Италии и Германии представителей фашистской идеологии – обусловили новое бизнес-предложение национальным экономическим элитам: расширение бизнеса за счет военных завоеваний. Это предложение было услышано, им воспользовались, но неудачи в военной области «обрубили» эту ветвь развития бизнес-процессов в Европе.

Развитие национальных экономик (сначала при помощи капитала США, а затем самостоятельное) вновь поставило вопрос об экспансии товаров, продуктов и услуг на взаимоприемлемой для всех сторон основе. Этот вопрос был поставлен при создании Организации объединенных наций (ООН). ООН удалось добиться комплекса принципиальных соглашений по этому вопросу. В резолюции Экономического и социального совета (ЭКОСОС) ООН от 18 февраля 1946 года содержится решение о созыве международной конфе­ренции по торговле и занятости с целью «благоприятствовать развитию производства, товарообмена и потребления». Данная конференция состоя­лась в Гаване с 21 ноября 1947 года по 24 марта 1948 года. В рамках четырехмесячной международной конференции был разработан текст Гаван­ской Хартии, которая устанавливала ряд общих принципов международной торговли, а также учреждала международную торговую организацию в составе 53 государств[4]. Основными целями деятельности международной торговой организации договаривающимися странами были определены[5]:

- обеспечение стабильного роста объемов реального дохода и эффектив­ного спроса, увеличение производства, потребления и обмена товаров, тем самым формируя сбалансированное расширение мировой экономики;

- содействие и помощь промышленному и общему экономическому развитию, особенно тех стран, которые находятся на ранних стадиях промышленного развития;

- осуществление всеми странами на равных условиях доступа к рынкам, продуктам и производственным мощностям, которые необходимы для их экономического процветания и развития;

- содействие на взаимной и взаимовыгодной основе снижению тарифов и других барьеров в торговле и устранение дискриминационного режима в международной торговле;

- ограничение мер, нарушающих развитие мировой торговли, за счет увеличения возможностей для торговли и экономического развития государств, подписавших Хартию;

- разрешение проблем, связанных с международной торговлей, занятос­тью населения, экономического развития, путем поощрения взаимопони­мания, межгосударственных консультаций и сотрудничества, установления единой торговой политики.

Международная торговая организация под эгидой ООН так и не появилась на свет из-за отказа США ратифицировать Устав создаваемой международной организации. Однако сформулированные в Гаванской Хартии принципы заложили основы и послужили непосредственным основанием для подписания в 1947 году 23 странами совместного соглашения о снижении тарифов во взаимной торговле. Соглашение о снижении тарифов было названо Общим (или генеральным) соглашением о тарифах и торговле, и оно вошло в историю под названием ГАТТ (General Agreement on Tariffs and Trade, GATT).

ГАТТ было подписано в 1947 году, как отдельная, 4 глава Устава Международной торговой организации под эгидой ООН. После провала создания при ООН этой организации роль ГАТТ многократно возросла. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) – было подписано параллельно с созданием других новых международных организаций, занимающихся вопросами международного экономического сотрудничества, к которым относятся, финансовые учреждения Бреттонвудской системы, а именно Всемирный банк и Международный валютный фонд. Междуна­родная Организация по Торговле и занятости (в совокупности Всемирный Банк, Международный Валютный Фонд) должна была создать и обеспечить укрепление условий экономического развития мира после Второй Мировой войны.

1 января 1948 года соглашение ГАТТ вступило в силу. Причем из 23 стран, первоначально подписавших это соглашение, 11 относились к числу развивающихся стран.

Основной задачей ГАТТ являлось ускорение процесса либерализации торговли после Второй мировой войны и отказ от сложившейся в мировой экономике в тридцатые годы XX века политики защиты внутригосударст­венных рынков от иностранной конкуренции путем установления особых способов защиты (тарифов, экспортных и импортных пошлин, субсидий).

На основе существующих правовых документов и материалов, представленных на официальном сайте ВТО[6], можно выделить и кратко охарактеризовать основные периоды функционирования ГАТТ.

    1948 – 1995 гг. Соглашение ГАТТ функционировало, имея статус «временного соглашения».

    1948 – 1986 гг. В рамках ГАТТ было проведено 7 полномасштабных раундов торговых переговоров.

Таблица 1. Основные раунды торговых переговоров в рамках реализации ГАТТ.

Год Место проведение, или название раунда торговых переговоров Предмет переговоров Количество стран-участниц
1947 Женева (Швейцария) Тарифы. Приняты 45 тыс. тарифных правил, имеющих международный статус, затронувших около 1/5 мировой торговли (или 10 млрд. долл. на конец 40-х годов XX века). 23
1949 Анси (Франция) Тарифы 13
1951 Торки (Великобритания) Тарифы 38
1956 Женева (Швейцария) Тарифы 26
1960−1961 Женева (Швейцария) («раунд Диллона») Тарифы 26
1964−1967 Женева (Швейцария) («раунд Кеннеди») Тарифы и антидемпинговые пошлины. Принят «Раздел IV» ГАТТ, предусматривавший установление более льготных условий для развивающихся стран, которые могли в ходе торговых переговоров устанавливать у себя тарифы на ввозимые товары без ответных действий со стороны развитых стран.   62
1973—1979 Женева (Швейцария) («Токийский раунд») Тарифы, правила нетарифных барьеров. ГАТТ были дополнены «разрешительной оговоркой», которые узаконили систему торговых преференций для развивающихся стран. Эта система преференций, разрешавшая развивающимся странам устанавливать у себя преференциальные тарифы на многие импортируемые товары из развитых стран, во многих случаях шла вразрез с принципом наибольшего благоприятствования в торговле между странами-участниками ГАТТ. 102
1986—1993 Пунта-дель-Эсте (Уругвай) («Уругвайский раунд») Предметом переговоров стали не только тарифы и нетарифные ограничения во внешней торговле, но и ряд принципиально новых направлений внешнеторговой активности, включая услуги и права на интеллектуальную собственность. В ходе переговоров была подвергнута полному пересмотру система разрешения торговых конфликтов и споров и принято решение о создании новой торговой организации (ВТО), которая должна была функционировать на постоянной основе и прийти на смену «временным» ГАТТ. 123
20 декабря 1993 г. Пунта-дель-Эсте (Уругвай) Подписано итоговое соглашение по всем проблемам, обсуждавшимся в ходе Уругвайского раунда. В его основе лежали документы и соглашения общим объёмом примерно 23 тыс. страниц, распространявшиеся на торговлю товарами и услугами. 123

 

Важнейшим результатом Уругвайского раунда стала Марракешская Декларация 1994 года или Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) и неотъемлемые 4 приложения к этому документу, содержащие соглашения, договоренности и другие документы, охваты­вающие сферы торговли товарами, услугами и вопросы юридических и экономических аспектов прав интеллектуальной собственности.

1 января 1995 года начала функционировать Всемирная торговая организация в соответствии с Марракешским соглашением (г. Марракеш, Марокко), подписанным министрами торговли стран-участниц в апреле 1994 года.

Выделяется пять основных правил ГАТТ (Общее соглашение по тарифам и торговле, на основе которого осуществляется регулирование международной торговли товарами), а именно:

ü защита внутренней промышленности государства должна осуществляться только с помощью тарифов (отмена нетарифного регулирования);

ü тарифы должны неуклонно снижаться и впоследствии не повышаться (принцип «связывания» и сокращение тарифных ограничений);

ü торговля должна осуществляться согласно принципу наибольшего благоприятствования в отношении товаров иностранного производства;

ü импортируемые товары должны реализовываться на внутреннем рынке на тех же условиях, что и продукция местного (национального) производителя (национальный режим в отношении товаров иностранного производства);

ü товары иностранного производства должны свободно перемещаться через территорию государств.

К 70-м годам ХХ века были достигнуты такие соглашения, как:

- Соглашение по применению и интерпретации Статей VI, XVI и XXIII Генерального соглашения по тарифам и торговле (субсидии и компенса­ционные меры);

- Соглашение по техническим барьерам в торговле;

- Соглашение по процедурам лицензирования импорта;

- Соглашение по правительственным закупкам;

- Соглашение по применению Статьи VII ГАТТ (таможенная оценка);

- Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ (антидемпинговые меры);

- Соглашение по говядине;

- Международное соглашение по молочной продукции;

- Соглашение по торговле гражданской авиатехникой.

По оценкам многих специалистов «тот импульс, который был дан процессу либерализации торговли, способствовал тому, что темпы роста торговли стабильно опережали темпы роста производства в течение всей эры ГАТТ»[7].

Тем не менее, не все было благополучно в применении ГАТТ. В частности, снижение таможенных тарифов, а также замедление и снижение с 70-х гг. темпов роста мирового ВВП, наметившаяся отрицательная экономи­ческая динамика, сокращение прибыли компаний, капиталовложений, а в связи с этим высокий уровень безработицы и участившиеся случаи закрытия фабрик и заводов подтолкнули правительства европейских и северо­американских стран к поиску двусторонних соглашений о разделе рынков со своими конкурентами и заставили их начать «гонку субсидий», чтобы удержать свои позиции в торговле сельскохозяйственной продукцией. Свою роль в ухудшении условий воспроизводства сыграл кризис Бреттон-Вудской валютной системы[8].

Дисбаланс в экономике в 80-е годы прошлого века убедительно доказал, что ГАТТ более не отвечает вызовам времени и не отражает реальное положение дел в сфере международной торговли. «Это было связано с тем, что мировая торговля превратилась в более сложный механизм, чем 40 лет назад, и стала играть гораздо более важную роль: мировая экономика развивалась по пути глобализации, международные инвестиции переживали большой подъем, а торговля услугами, которые не были охвачены правилами ГАТТ, оказалась в центре повышенного внимания и интереса все большего числа стран»[9].

Сложившаяся в мировой экономике ситуация способствовала тому, что члены ГАТТ убедились в необходимости создания официальной между­народной торговой организации, с чего и начался в 1986 году Уругвайский раунд.

Действие ГАТТ 1947 года продолжалось до конца 1995 года, что дало всем членам ГАТТ время для присоединения к ВТО. Кроме этого, ГАТТ был одобрен странами – участниками этого соглашения в новой редакции «ГАТТ 1994 года», который представляет собой юридически обновленный вариант, ГАТТ 1947 года.

Рабочая группа по вступлению России в ВТО и реформе таможенной политики Комитета Российского союза промышленников и предприни­мателей по торгово-таможенной политике и ВТО выделила основные отличия ГАТТ от ВТО,

которые можно представить следующим списком[10]:

1. ГАТТ – это комплекс правил, зафиксированных в международном соглашении, которое не предусматривало воплощение в какой-либо организационно-правовой форме. Хотя ГАТТ получило неофициальный статус де-факто международной организации, жизнь требовала перехода к более совершенному механизму. ВТО является постоянно действующей организацией, которая имеет постоянно действующие руководящие и исполнительные органы.

2. ГАТТ применялось на «временной основе», хотя после более чем 40 лет его существования, правительства предпочитали рассматривать содержащиеся в нем обязательства как действующие на постоянной основе. Обязательства же ВТО носят полномасштабный характер и являются постоянными. Они ратифицированы парламентами всех стран-участниц, чего не было в отношении ГАТТ.

3. Правила ГАТТ применялись только к торговле товарами. Помимо товаров, ВТО охватывает торговлю услугами, электронную торговлю, а также связанные с торговлей правовые и экономические аспекты интеллектуальной собственности.

4. Хотя ГАТТ и являлось многосторонним международным соглаше­нием, к началу 80-х годов к нему добавилось множество дополнительных соглашений, в которых участницы ГАТТ могли участвовать, но не были обязаны это делать. Все соглашения, которые лежат в основе ВТО, являются обязательными для всех членов ВТО, и, таким образом, содержащиеся в них правовые нормы, являются обязательствами для всех членов организации. Исключение составляют Соглашение по гражданской авиатехнике и по правительственным (государственным) закупкам, участие в которых является необязательным.

Необходимо уделить внимание текущему раунду переговоров в ВТО, а именно Доха-раунд (Doha Round) или раунд тысячелетия, которые начались в ноябре 2001 года по решению Министерской Конференции стран-членов ВТО. Это первый раунд многосторонних торговых переговоров ВТО. Целью этого раунда называют понижение торговых ограничений во всем мире, которые позволят странам увеличивать торговлю во всем мире. Встреча в Дохе, в Катаре в 2001 году была первой в цикле встреч. Последующие встречи на уровне министров проходили в Канкуне, Мексика (2003), и в Гонконге (2005). Связанные с этим вопросом переговоры также состоялись в Женеве, Швейцария (2004, 2006, 2008); Париже, Франция (2005) и в Потсдаме, Германия (2007). Новый раунд переговоров, 23 – 29 июля 2008 года, провалился после неудачной попытки достигнуть компромисса о правилах импорта сельскохозяйственной продукции. В настоящее время раунд не закончен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: