IV. Общие подходы к разработке тестовых заданий

Технология составления теста

Тест по учебной дисциплине представляет собой сформированный в определенной последовательности перечень тестовых заданий, количество и состав, которых зависит от целей тестирования. Дидактическое содержание теста определяется целью тестирования и предметной областью дисциплины.

Технология создания теста по учебной дисциплине предполагает несколько последовательных этапов:

1. Постановка целей и задач предмета и форм педагогического контроля. Объем часов учебной дисциплины определяет целесообразность тестирования и количество тестовых заданий. Минимальное число тестовых заданий для вариативности теста (определяется преподавателем или зав. кафедрой).

2. Определение целей тестирования:

- обучение студентов (самостоятельный тренинг);

- текущий контроль знаний студентов (диагностика усвоения, отдельных тем и разделов);

- рубежный контроль знаний студентов;

- итоговый контроль знаний студентов (по всей программе учебной дисциплины);

- контроль остаточных знаний (по одной дисциплине, циклу дисциплин).

3. Анализ содержания учебной дисциплины, систематизация материала, выделение функциональной и логической структур (структурно-логическая схема дисциплины), информационное насыщение каждого из разделов учебной дисциплины (преподаватель).

4. Разработка тестовых заданий (преподаватель).

5. Экспертиза содержания и формы заданий (рецензирование) и корректировка.

6. Разработка четкой понятийно-терминологической структуры курса – тезауруса – проверяемых в тестах понятий, структурированных по темам и разделам учебной дисциплины. Такая разработка является самостоятельным методическим материалом и входит  в УМК.

7. Формирование тестов в соответствии с поставленными учебными задачами. Определение объема (количества тестовых заданий) в тесте и времени его выполнения.

8. Разработка методики тестирования, определение и расчет показателей оценки. Составляется элементарная шкала: количество тестовых заданий предъявленных к выполнению соотнесено с количеством правильных ответов. Определяется диапазон положительной оценки. Количество правильных ответов для получения зачета, оценки хорошо, отлично и т.д.

 9. Разработка инструкций для пользователей (преподавателей и студентов).

 

Основными элементами тестового задания являются:

1. Инструкция к тестовым заданиям определяет перечень действий студента при прохождении тестирования. Она должна быть адекватна форме и содержанию задания («укажите правильный ответ (ответы)», «установите соответствие», «определите правильную последовательность», «введите правильный ответ»). Форма инструкции должна соответствовать форме задания.

2. Задание (содержательная часть). Нижеперечисленные рекомендации к формулировкам тестовых заданий составлены на основе разработок специалистов Центра тестирования РФ [6].

Тестовые задания могут быть четырех форм:

Задания с выбором одного или нескольких правильных ответов.

Задания на установление соответствия.

Задания на установление правильной последовательности.

Задания открытой формы, т. е. без указания ответов.

Используемая терминология не должна выходить за рамки основных учебников и нормативных документов.

Содержательная часть задания не должна включать элементы инструкции.

Содержательная часть задания формулируется в логической форме высказывания, а не в форме вопроса; в ней не должны быть двусмысленные и неясные формулировки, вводные фразы, двойное отрицание, оценочное суждение, выясняющее субъективное мнение испытуемого.

Все повторяющиеся слова должны быть исключены из ответов и вынесены в содержательную часть задания.

   

Число тестовых заданий с отрицанием должно быть минимальным. При этом частица «не» выделяется жирным шрифтом.

При составлении задания могут быть использованы следующие приемы:

– Фасет (грани одного явления, предмета).

Этот прием позволяет создавать несколько вариантов в одном задании. Все

элементы фасета должны принадлежать к одной дидактической единице. Этот прием широко используется для создания тестовых заданий в целях самоконтроля.

Например:

Исполнение федерального бюджета возложено на:

1) органы федерального казначейства:

2) финансовые органы;

3) органы регионального казначейства.

 

– Импликация, т.е. задания представляются в логической форме условной

связи, т.е. имеют логическую форму суждения «Если... то». Этот прием широко используется для установления причинно-следственных связей.

Например: Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение

объема поступлений доходов, то вводится режим:

1)сокращения расходов;

2)блокировки расходов;

3)финансирования расходов путем зачета денежных средств.

 

– Краткость, т.е. содержание задания формулируется как можно короче и

яснее. В нем не должно быть лишних слов и знаков, тем самым добиваются

максимальной ясности смысла задания.

Например: Федеральный бюджет 2008 г.

1) дефицитен;

2) профицитен;

3) сбалансирован.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: