Со времен Аристотеля и по наше время этика считается «практической философией», завершает систему философского знания. Аристотель считает, что цель этики – не знания, а поступки; человек изучает этику не для того, чтобы узнать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать добродетельным. Поясним: говоря о том, что такое благо, добро, добродетель, мы подразумеваем и вопрос «как достичь блага, стать добродетельным?» В каждой этической проблеме знание обращено к практике, «внедряется» в нее (и исходит из общественного опыта).
Можно сказать, что этика непосредственно обращена к мировоззренческим проблемам человеческого бытия (проблемам смысла жизни, свободы, добродетели и порока, счастья и страдания, др.), по сути, насущным вопросам индивидуально-личностного существования. Но
Этика – это философское учение, философская рефлексия по поводу нравственности, нравственной культуры. Т.е. это теоретическое осмысление и выражение основ, сути нравственной культуры, духовно-нравственных ориентиров, но, таким образом, этика включается в само существование, бытие нравственности. Этика возникает и существует в единстве с философией, как философское нравственное мышление, используя философские концепции, понятийно-категориальный аппарат, методологические достижения, при этом реализуется в практике.
|
|
Каким ожиданиям личности отвечает этика? Изучение этики помогает обогатить свой жизненный опыт, «заглянуть в самого себя», познать себя и Другого, развить собственную моральную рефлексию, интуицию, утвердить привычку к ней; в конце концов – проникать в смысл жизни. Для этого, конечно, нужны серьезные самостоятельные усилия.
ПРАКТИКУМ по теме
Сравните понятия «этика», «мораль», «нравственность».
Дайте интерпретацию понятия «закон человечности»; согласны ли Вы с таким определением морали? Попробуйте определить мораль самостоятельно.
Конкретизируйте систему факторов, определявших возникновение этики.
Как Вы считаете, какое значение имеет этика для личности?
Охарактеризуйте значение этики в Вашей профессиональной деятельности.
Обязательные тексты (фрагменты текстов) для письменного анализа
1 часть
· * Платон. Федон. С. 41-42.
· * Аристотель. Никомахова этика. С. 52-57.
· * Эпикур. Эпикур приветствует Менекея. С. 64-68.
· Августин. Исповедь. М., 1992. Кн.7, п.3-5, 11-16; Кн.13, п.1.
· * Гельвеций К.А. Об уме. С. 110-112.
· * Кант И. Основы метафизики нравственности. С. 112-119.
2 часть
· * Ницше Ф. Так говорил Заратустра. По ту сторону добра и зла. С. 215-216, 219-222.
· Соловьев В.С. Оправдание добра. Предисловие к первому изданию. Нравственный смысл жизни в его предварительном понятии // Соловьев В.С. Соч. в двух томах. Т.1. М., 1990. С. 94-97.
|
|
· * Энгельс Ф. Анти-Дюринг. С. 233-234.
· * Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм. С. 245-248.
· * Фромм Э. Человек для себя. С. 269-273.
· * Швейцер А. Культура и этика. С. 314-316.
· Кинг М.Л. Паломничество к ненасилию // Этическая мысль. М., 1991. С. 173-181.
· Роулс Д. Теория справедливости. (Фрагмент из книги) // Этическая мысль. М., 1990. С. 236-239.
· * Войтыла К. Основания этики (отрывок). С. 282-292.
· * Эко У. Когда на сцену приходит другой. С. 292-299.
· * Бахтин М.М. Из статей 1940-1960-х гг. (отрывок). С. 326-327;
· * Дробницкий О.Г. Научная истина и моральное добро. С. 343-346.
Тексты, отмеченные *, помещены в книге: Зеленкова И.Л. Этика: тексты, комментарии, иллюстрации. Мн., 2001; страницы даются по этому изданию.
Из предложенного списка необходимо выбрать для письменного анализа (конспектирования)2 текста (из 1-й и 2-й части).
Список и объем текстов может быть расширен по желанию студента.
Рекомендации по работе с текстами - на следующей странице.
Рекомендации для подготовки конспекта
Обязательных текстов (фрагментов)
Предварительно следует точно указать название каждого текста, библиографическое описание книги, в которой текст помещен. (Например: Соловьев В.С. Оправдание добра. Предисловие к первому изданию. Нравственный смысл жизни в его предварительном понятии // Соловьев В.С. Соч. в двух томах. Т.1. М., 1990. С. 94-97.)
Главная задача интерпретации текста – выявить морально-этическийсмысл, вкладываемый автором в данное произведение, прояснить этическое учение в целом.
В конспекте необходимо решить следующие вопросы и задания:
1. Какие этические проблемы рассматривает автор в тексте?
2. Выделите структуру текста – его основные части, логически связанные между собой; в каждой из частей определите основное понятие.
3. Покажите, как автор обосновывает решение поставленных проблем, какие доказательства приводит; разъясните основные тезисы автора.
4. Сформулируйте вывод - решение, к которому приходит автор; определите, к какому философско-этическому направлению, школе принадлежит авторская концепция.
5. Оцените теоретическую и моральную значимость аргументов и выводов автора.
6. Желательно обосновать, почему Вы выбрали именно этот текст.
7. Сделайте собственный вывод об актуальности концепции автора; возможна собственная интерпретация проблем, рассмотренных в тексте.
Форма конспекта требует обязательного правильного цитирования.
Самостоятельное решение поставленных вопросов и задач – основание для оценки конспекта.
Объем конспекта: 4 – 8 стр.
Срок выполнения письменной работы – последний «день заочника» накануне сессии (по расписанию).
Можно избрать другой, несколько более сложный вариант работы с оригинальным этическим текстом.
Для филологического факультета -