Этический текст из указанного перечня сопоставляется с каким-либо литературным произведением, самостоятельно выбранным по критерию сходства или контраста морально-этических позиций авторов. Например, можно сравнить, как решается проблема совести Э.Фроммом («Человек для себя») и Ф.М.Достоевским («Преступление и наказание», другие произведения). План анализа текстов – тот же. Важно достаточно полно показать морально-этическую позицию автора художественного произведения. Для сравнения можно взять этический и художественный тексты какого-либо мыслителя из предложенного перечня (например, Ж.-П.Сартра).
Студенты исторического факультета могут попробовать сопоставить оригинальный этический текст (из обязательного перечня) и исторический документ, в котором реализуется обоснованная в философском тексте моральная позиция
или проанализировать какое-либо историческое событие на основании идейно-теоретической позиции, представленной в избранном этическом тексте.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ ЭТИКИ
С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕСТИРОВАНИЯ
Задания включают наиболее значимые факты и основные концептуальные положения из истории этики. Ответ на каждый вопрос оценивается определенным количеством баллов в зависимости от его степени сложности. Последний (9) вопрос каждого варианта требует самостоятельного обоснованного ответа. Попробуйте подойти к этому вопросу творчески.
При составлении заданий использованы следующие источники:
- Зеленкова И.Л. Этика. Мн., 2008.
- Беляева Е.В. Этика и эстетика: Практикум. Мн., 2004
- Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. М., 2007.
ОБРАЗЦЫ ЗАДАНИЙ
1. Определите, какие критерии нравственности утверждаются в следующих этических направлениях? 0,5 б.
- Эвдемонизм благополучие, польза
- Гедонизм счастье
- Утилитаризм удовольствие
2. Кто противопоставил идеал «благородного мужа» образу «низкого человека»? 0,5 б.
- Будда
- Платон
- Конфуций
3. Могли ли нарушать нравственные заповеди: 0,5 б.
- древнегреческие боги
- Иисус Христос
- Будда
4. Соответствует ли категорическому императиву защита человеком собственных интересов, стремление к независимости в личной жизни и т.п.? 1,5 б.
- да, так как необходимо относиться и к себе как к цели, а не как к средству
- нет, так как человек следует долгу, прежде всего, перед окружающими
5. Определите авторов следующих высказываний: 1 б.
- «Благородный муж любезен, но не льстив, маленький человек льстив, но не любезен».
- «Само презрение к наслаждению благодаря привычке становится высшим наслаждением».
6. Назовите представителей современной этической мысли. 0,5 б.
7. Как называется основной литературный источник в культуре Древней Индии? 0,5 б.
8. Определите понятие «жэнь» школы конфуцианства. 2 б.
9. Каково предназначение сверхчеловека и предназначение христианина (в концепции Ф.Ницше)? 3б.
1. В какой этической системе Древнего Востока ключевыми понятиями являются: «жэнь», «ли», «благородный муж»?
- конфуцианство,
- даосизм,
- буддизм,
- джайнизм.
Что означают эти понятия? 1 б.
2. Гедонизм можно понимать как: 0,5 б.
- этику счастья
- этику долга
- этику наслаждения
3. В христианскую моральную доктрину входят заповеди Ветхого Завета (Декалог) и Нового Завета (Нагорная проповедь). Как определяют их отношение друг к другу? 1 б.
- они противоречат друг другу
- Нагорная проповедь дополняет Декалог
- заповеди Нагорной проповеди радикально преобразуют положения Декалога.
4. Какое из следующих положений соответствует идее индивидуализма? 0,5 б.
- признание ценности индивида и индивидуального
- вседозволенность
- подавление общественного индивидуальным
5. Определите авторов следующих высказываний: 1 б.
- «Нравственная добродетель есть сознательно избираемый склад души, состоящий серединой между двумя пороками, один из которых состоит в недостатке, а другой - в избытке качества».
- «Рождение – это страдание, старение – страдание, болезнь – страдание, смерть – страдание».
- «Лучше сойти с ума, чем наслаждаться»
6. Назовите представителей этики экзистенциализма. 0,5 б.
7. Назовите основные труды Ф.Ницше. 0,5 б.
8. Сформулируйте главный принцип этики А.Швейцера. 2 б.
9. В чем заключается антинормативный поворот в современной этике? 3 б.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ПО МАТЕРИАЛАМ ЛЕКЦИЙ
Ø Определите сходство и различие моральной и правовой регуляций.
Ø Определите сходство и различие обычая и моральной нормы.
Ø Может ли мораль быть принудительной?
Ø Какая ошибка содержится в утверждении «у каждого своя мораль»?
Ø Объясните смысл какой-либо функции морали.
Ø От каких факторов зависит адекватная оценка поступка?
Ø Полезна ли мораль для человека и общества?
Ø Как развить в себе моральную интуицию?
Ø В чем отличие идолов и нравственных идеалов?
Ø В чем Вы видите главное отличие классической и постклассической концепций нравственной свободы?
Ø Что такое моральная вменяемость?
Ø Почему нельзя отождествлять независимость и нравственную свободу?
Ø Почему ответственность вменяется личности?
Ø Что такое безответственность?
Ø Может ли человек отвечать за все?
Ø Сравните понятия нравственного долга и социальной обязанности.
Ø По И.Канту, «сознание внутреннего судилища в человеке есть совесть». Объясните это определение совести.
Ø Что значит быть справедливым по отношению к самому себе?
Ø Уравнивающая справедливость и «уравниловка» - это одно и то же?
Ø В чем проявляется персонификация добра и зла, какое нравственное значение она имеет?
Ø Покажите противоречивость правила «меньшего зла».
Ø Объясните понятие ненасилия.
Ø Сравните имманентную и трансцендентную концепции смысла жизни.
Ø Опишите условия счастья.
Ответы на вопросы должны быть теоретически обоснованными и достаточно лаконичными (объем – не более 1 стр.).