Сравнительный анализ этического и художественного текстов

 

    Этический текст из указанного перечня сопоставляется с каким-либо литературным произведением, самостоятельно выбранным по критерию сходства или контраста морально-этических позиций авторов. Например, можно сравнить, как решается проблема совести Э.Фроммом («Человек для себя») и Ф.М.Достоевским («Преступление и наказание», другие произведения). План анализа текстов – тот же. Важно достаточно полно показать морально-этическую позицию автора художественного произведения. Для сравнения можно взять этический и художественный тексты какого-либо мыслителя из предложенного перечня (например, Ж.-П.Сартра).

 

    Студенты исторического факультета могут попробовать сопоставить оригинальный этический текст (из обязательного перечня) и исторический документ, в котором реализуется обоснованная в философском тексте моральная позиция

или проанализировать какое-либо историческое событие на основании идейно-теоретической позиции, представленной в избранном этическом тексте.


 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ ЭТИКИ

 С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕСТИРОВАНИЯ

    Задания включают наиболее значимые факты и основные концептуальные положения из истории этики. Ответ на каждый вопрос оценивается определенным количеством баллов в зависимости от его степени сложности. Последний (9) вопрос каждого варианта требует самостоятельного обоснованного ответа. Попробуйте подойти к этому вопросу творчески.

    При составлении заданий использованы следующие источники:

- Зеленкова И.Л. Этика. Мн., 2008.

- Беляева Е.В. Этика и эстетика: Практикум. Мн., 2004

- Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. М., 2007.


ОБРАЗЦЫ ЗАДАНИЙ

1. Определите, какие критерии нравственности утверждаются в следующих этических направлениях? 0,5 б.

- Эвдемонизм                                            благополучие, польза

- Гедонизм                                                 счастье

- Утилитаризм                                           удовольствие

 

2. Кто противопоставил идеал «благородного мужа» образу «низкого человека»? 0,5 б.

- Будда

- Платон

- Конфуций

 

3. Могли ли нарушать нравственные заповеди: 0,5 б.

- древнегреческие боги

- Иисус Христос

- Будда

 

4. Соответствует ли категорическому императиву защита человеком собственных интересов, стремление к независимости в личной жизни и т.п.? 1,5 б.

- да, так как необходимо относиться и к себе как к цели, а не как к средству

- нет, так как человек следует долгу, прежде всего, перед окружающими

 

5. Определите авторов следующих высказываний: 1 б.

- «Благородный муж любезен, но не льстив, маленький человек льстив, но не любезен».

- «Само презрение к наслаждению благодаря привычке становится высшим наслаждением».

 

6. Назовите представителей современной этической мысли. 0,5 б.

 

7. Как называется основной литературный источник в культуре Древней Индии? 0,5 б.

 

8. Определите понятие «жэнь» школы конфуцианства. 2 б.

 

9. Каково предназначение сверхчеловека и предназначение христианина (в концепции Ф.Ницше)? 3б.


1. В какой этической системе Древнего Востока ключевыми понятиями являются: «жэнь», «ли», «благородный муж»?

- конфуцианство,

- даосизм,

- буддизм,

- джайнизм.

Что означают эти понятия? 1 б.

 

2. Гедонизм можно понимать как: 0,5 б.

- этику счастья

- этику долга

- этику наслаждения

 

3. В христианскую моральную доктрину входят заповеди Ветхого Завета (Декалог) и Нового Завета (Нагорная проповедь). Как определяют их отношение друг к другу? 1 б.

- они противоречат друг другу

- Нагорная проповедь дополняет Декалог

- заповеди Нагорной проповеди радикально преобразуют положения Декалога.

 

4. Какое из следующих положений соответствует идее индивидуализма? 0,5 б.

- признание ценности индивида и индивидуального

- вседозволенность

- подавление общественного индивидуальным

 

5. Определите авторов следующих высказываний: 1 б.

- «Нравственная добродетель есть сознательно избираемый склад души, состоящий серединой между двумя пороками, один из которых состоит в недостатке, а другой - в избытке качества».

- «Рождение – это страдание, старение – страдание, болезнь – страдание, смерть – страдание».

- «Лучше сойти с ума, чем наслаждаться»

 

6. Назовите представителей этики экзистенциализма. 0,5 б.

 

7. Назовите основные труды Ф.Ницше. 0,5 б.

 

8. Сформулируйте главный принцип этики А.Швейцера. 2 б.

 

9. В чем заключается антинормативный поворот в современной этике? 3 б.

 




ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ПО МАТЕРИАЛАМ ЛЕКЦИЙ

Ø Определите сходство и различие моральной и правовой регуляций.

Ø Определите сходство и различие обычая и моральной нормы.

Ø Может ли мораль быть принудительной?

Ø Какая ошибка содержится в утверждении «у каждого своя мораль»?

Ø Объясните смысл какой-либо функции морали.

Ø От каких факторов зависит адекватная оценка поступка?

Ø Полезна ли мораль для человека и общества?

Ø Как развить в себе моральную интуицию?

Ø В чем отличие идолов и нравственных идеалов?

Ø В чем Вы видите главное отличие классической и постклассической концепций нравственной свободы?

Ø Что такое моральная вменяемость?

Ø Почему нельзя отождествлять независимость и нравственную свободу?

Ø Почему ответственность вменяется личности?

Ø Что такое безответственность?

Ø Может ли человек отвечать за все?

Ø Сравните понятия нравственного долга и социальной обязанности.

Ø По И.Канту, «сознание внутреннего судилища в человеке есть совесть». Объясните это определение совести.

Ø Что значит быть справедливым по отношению к самому себе?

Ø Уравнивающая справедливость и «уравниловка» - это одно и то же?

Ø В чем проявляется персонификация добра и зла, какое нравственное значение она имеет?

Ø Покажите противоречивость правила «меньшего зла».

Ø Объясните понятие ненасилия.

Ø Сравните имманентную и трансцендентную концепции смысла жизни.

Ø Опишите условия счастья.

 

    Ответы на вопросы должны быть теоретически обоснованными и достаточно лаконичными (объем – не более 1 стр.).

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: