Методические рекомендации для использования виртуального альбома «Поле русской славы: Бородино» в образовательном процессе

Богатый информационный, визуальный и аудио материал может быть использован при подготовке к урокам, посвящённым Отечественной войне 1812 года, и во внеклассной работе при подготовке бесед, устных журналов, викторин.

 

Использование материалов сайта в учебном процессе.

Тема «Отечественная война 1812 года» в школьной программе по истории изучается детьми в начальной школе на уроках окружающего мира, в 8 и 10 классах по истории России 19 века. 

          Методические рекомендации для уроков в 8 классе.

В 8 классе при изучении темы «Отечественная война 1812 года» большой параграф можно разделить на два урока. (Учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина   «История России.  XIX  век». – М.: Просвещение. 2007.).

Содержание первого урока: начало войны: планы, и силы сторон, Смоленское сражение, Бородинская битва. Содержание второго урока: тарутинский  манёвр, партизанское движение, гибель Великой армии.

  Цель уроков: сформировать у учащихся представление о причинах войны с Францией в 1812 году, целях и задачах России в войне, о состоянии русской и французской армий, об основных этапах военных действий, о героизме русских солдат и русского народа в борьбе против французского нашествия, об историческом значении победы России в Отечественной войне 1812 года.

Эти уроки имеют большой потенциал для воспитания патриотизма и гражданственности у учащихся. Визуальный и аудио материал предлагаемого образовательного ресурса позволит создать необходимый эмоциональный фон на уроке.

На первом уроке при рассмотрении планов и сил сторон можно дать кроме текста из параграфа учебника  распечатку материала из виртуального альбома «Русская армия» и «Французская армия». На этой основе сравнить состав, вооружение, подготовленность военных сил России и  Франции к войне 1812 года. Слайд – шоу этих страниц образовательного ресурса  позволят учащимся воочию увидеть эти особенности. Информация из раздела «Словарь» поможет ответить на вопросы: чем кирасир отличается от драгуна или гусара; гренадеры и лейб-гвардия – что это за войска?

Портреты полководцев Кутузова и Наполеона, русских генералов и французских маршалов, краткий рассказ о них из раздела «Генералы 1812 года» в начале урока  помогут создать визуальные образы исторических личностей – участников тех событий

При рассмотрении Бородинской битвы возможно использование материалов о численности сил на Бородинском поле из параграфа и из раздела «Статистика» в виртуальном альбоме. Интернет- ресурс  даёт дополнительную информацию о площади Бородинского поля, о составе русской армии (регулярная армия, ополченцы, иррегулярные части), о количестве выпущенных ядер и оружейных и пушечных выстрелах с обеих сторон, о потерях в этой битве, о продолжительности сражения, что, несомненно, будет интересно учащимся. Статистическая таблица может быть выведена на экран при помощи мультимедиа или в виде распечатки на каждый стол учащихся.

Ход Бородинского сражения можно рассмотреть на уроке, воспользовавшись учебником и разделом «Хроника событий». Это может быть рассказ ученика и созданная им презентация «Бородинская битва» в POWER POINT  или в программе NOTEBOOK  для интерактивной доски, как опережающее домашнее задание,  на основе учебного пособия и вышеуказанного раздела.

Второй вариант:  на уроке организуется  работа в группах.  Каждая группа получает задание, связанное с характеристикой боевых действий на отдельных участках Бородинского поля в хронологической последовательности. Представление составленного группой рассказа сопровождается репродукциями картин художников – баталистов, соответствующих каждому этапу сражения, расположенных в разделе «Хроника событий».

В учебнике отсутствует схема Бородинского сражения. Эта проблема решается  с помощью картосхемы из образовательного ресурса.  

Для создания эмоционального настроя учащихся в ходе урока используется аудио – ресурс раздела:  марш «Бородино» на стихи М.Ю. Лермонтова.

В ходе урока встречаются незнакомые слова: редут, люнет, флешь, инфантерия и т.д. Объяснения этих слов есть в словаре учебника, но в виртуальный альбом даёт возможность не только прочитать определение термина, но рассмотрев иллюстрацию из раздела «Словарь», выведенную на экран, выяснить, чем флешь, например, отличается от редута или люнета, так как и то и другое – земляные укрепления.

В учебнике А.А. Данилова нет рассказа о конкретных подвигах наших соотечественников на Бородинском поле. Раздел «Легенды Бородино» поможет ликвидировать этот пробел и учащиеся наряду с именами П. Багратиона и Н. Раевского узнают имена героев: В. Костенецкого, А. Кутайсова, А. Тучкова – 4, П. Лихачёва, Горчакова – 2, увидят картины художников – баталистов, посвящённые этим подвигам.

А кстати, почему Тучкова – 4 и Горчакова - 2? Достаточно открыть «Неизвестное Бородино» в виртуальном альбоме и вы получите ответ на этот вопрос, который неизбежно возникнет у учащихся в ходе урока. Нет времени на уроке? Предложите  ученикам обратиться к вышеуказанному Интернет – ресурсу дома и рассказать об этом на следующем уроке.

Завершить урок можно рассказом и показом слайд – шоу раздела «Мемориал», в котором рассказывается о памятниках, установленных героям Бородинского сражения.

  Авторы виртуального раздела предлагают второй  вариант завершения урока. Мы живём в Сибири. Мало кому известно, что сибирские полки участвовали в Бородинском сражении и проявили чудеса храбрости и героизма. В разделе «Неизвестное Бородино» можно найти рассказ об этом и ссылку на источник: книгу Гордые сыны России. Сибирь и сибиряки на защите Отечества: метод. Пособие / Ю.А. Фабрика. – Новосибирск: Издательство НГОНБ, 2011. – С. 7,8.

  На втором уроке при изучении партизанского движения в Отечественной войне сам Бог велит использовать «Теребеневскую азбуку». Об этом памятнике Отечественной войне 1812 года – политической карикатуре, немногие знают. Слайд – шоу и комментарий к этому разделу позволит восполнить пробел в знаниях.

А разделом «Награды» можно воспользоваться в конце темы «Отечественная война 1812 года», так как в нём рассказ о наградах за участие во всей войне, а не только в Бородинском сражении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: