Урок истории «Отечественная война 1812 года» в 10 классе по учебнику В.И. Буганов, П.Н. Зырянов, А.Н. Сахаров. История России. Конец XVII – XIX век. – Просвещение. 2008.
Цель урока: дать представления учащимся о первом этапе Отечественной войны 1812 года.
Вопрос о состоянии вооружённых сил России и Франции в начале 19 века предлагается ученикам заранее в качестве опережающего домашнего задания. Рассказы, презентации учащиеся готовят на основе учебника и разделов образовательного ресурса «Поле русской славы: Бородино»: «Русская армия: Пехота России, Кавалерия России, Иррегулярные части», «Журавель», «Сигналы русской армии», «Французская армия». Эти два сообщения (о русской и французской армиях), визуальный материал презентаций и текст учебника являются основой для сравнения обучающимися состояния вооружённых сил русской и французской сторон на первом этапе войны 1812 года.
Авторы образовательного ресурса при изучении вопроса «Бородинская битва» предлагают разрешить проблему на основе текста учебника и материалов раздела «Современники о Бородино».
В параграфе учебника есть предложение: «Бородинское поле не выявило победителя» [С.147]. В виртуальном альбоме на странице «Современники о Бородино» есть прямо противоположные высказывания М.И. Кутузова и французских генералов об итогах Бородинской битвы. Проблема: кто одержал победу на Бородинском поле?
Далее, предлагается вместе с учениками выявить критерии победы в ходе любого сражения, битвы.
Возможно, они будут следующие: потери людских ресурсов в сражении, захваченные трофеи, количество военнопленных, захваченная территория, сохранение армии, её боеспособности, сохранение резервов, порядок отступления с поля битвы и т. д.
Для решения проблемы рекомендуется наряду с учебником использовать разделы из образовательного ресурса «Поле русской славы: Бородино» «Хроника событий», «Статистика» и «Современники о Бородино».
«Хроника» позволит проследить ход Бородинской баталии по часам, анализ статистического материала даст возможность определить наличие того или иного критерия в действиях и результатах этих действий русской и французской сторон, высказывания французских очевидцев позволят подвести учащихся к выводу, что моральная победа была на стороне России. …«Убитые свидетельствуют скорее о храбрости побеждённых, чем о нашей победе. Если уцелевший неприятель отступал в таком блестящем порядке, гордым и не теряющим мужества, что значило для нас приобретение какого – то поля битвы?» (Из мемуаров генерала Пельпора, командира 18-ого линейного полка Великой армии).
На втором уроке, завершая разговор об Отечественной войне 1812 года, используются материалы из разделов «Военная галерея», или «Мемориал», или «Реконструкция сражения». В них содержится информация о том, как потомки сохраняют память о великом событии российской истории. Расширить круг информации помогут ссылки на другие Интернет – ресурсы, размещённые в этих разделах.
Положительной стороной сайта авторы считают лёгкость включения материалов сайта в канву урока на любом его этапе.
Методические рекомендации для внеклассных мероприятий, посвящённых 200 – летию победы России в Отечественной войне
Года.
Разнообразие материала позволяет использовать образовательный ресурс для подготовки и проведения внеклассных мероприятий, посвящённых славному юбилею.
Темы классных часов, бесед, устных журналов, которые возможно подготовить на основе образовательного ресурса «Поле русской славы: Бородино»:
Бородинская битва в изобразительном искусстве.
Авторы ресурса широко использовали репродукции картин художников – баталистов для иллюстрации хода Бородинского сражения, прежде всего, это картины Франца Рубо. Беседа строится на основе раздела «Хроника событий»; при подготовке беседы используются информационные ресурсы из списка, приложенного к аннотации образовательного ресурса. Учитель может создать свою презентацию на основе материалов сайта, так как вся информация легко извлекается из образовательного ресурса.