Глава 2. PR-стратегия ГК «Росатом»

1. Работа со СМИ.

Сегодня деятельность ГК «Росатом» активно освещается в СМИ (отраслевых и многопрофильных). Во-первых, в России созданы специализированные журналы «Вестник Атомпрома», «Атомекс», газеты «Страна Росатом» и «Атом-пресса».

Цель издания журнала «Атомекс» - развитие коммуникационного пространства в сфере закупочной деятельности атомной отрасли. К основным задачам относятся:

· информирование поставщиков товаров и услуг о нормативной базе и процессуальных особенностях закупок на предприятиях атомной отрасли;

· налаживание диалога между отраслевыми потребителями и поставщиками товаров и услуг по актуальным вопросам закупочной деятельности;

· информирование поставщиков товаров и услуг о потребностях отраслевых предприятий в сфере закупочной деятельности.

· информирование отраслевых потребителей товаров и услуг о деятельности поставщиков и предлагаемых ими товарах и услугах [6]

 

Также стоит отметить, что газета «Страна Росатом» и журнал «Атомекс» является собственностью госкорпорации. Периодичность газеты – 1 раз в 2 недели.Как правило, публикуется информация относительно деятельности «Росатома» и атомной отрасли в целом. «Атомекс» это в первую очередь форум поставщиков атомной отрасли (о нем будет сказано чуть позже). Журнал же начал выпускаться только в 2009 году и имеет всего лишь 5 изданий, однако число подписчиков на него составляет около 130 предприятий, специализирующихся в данной отрасли.

К информационному отражению деятельности ГК «Росатом» привлекались также и такие известные и популярные издания как «КоммерсанЪ», «РБК daily», «ИА Regnum» и т.п.

По радио «Маяк», например, в августе этого года транслировалась новость о том, что Глава "Росатома" Сергей Кириенко сам лично координировал работу Федерального ядерного центра по тушению пожара в городе Сарове.

Таким образом, можно подчеркнуть, что основной освещения информации при работе со СМИ – использование «Росатомом» возможностей специализированных печатных изданий.

2. Организация PR-деятельности в Интернет.

Интернет на сегодняшний день является самым перспективным способом рекламы. Говоря о формировании имиджа ГК «Росатом» в сети Интернет, в первую очередь, необходимо сказать о создании специализированных порталов, посвященных атомной отрасли. Особенность интернет-портала заключается в расширении отраслевого принципа подбора информации. В связи с размещением широкого спектра информации особое значение приобретает наличие поисковой системы и тематических рубрик, а также тесное взаимодействие с другими сайтами и порталами.[7] На таких порталах, как правило, размещается общая информация о госкорпорации, описываются ее основные направления деятельности, дается описание основных акций и т.д. Помимо этого, на сайтах размещаются рекламные баннеры, перемещающие посетителей на сайты дружественных компаний, и сайты, посвященным электронным версиям журналов, каталогов и т.д. Примерами таких порталов служат atomic-energy.ru, Nuclear.ru и Proatom.ru

Сайт ГК «Росатом» - это ее визитная карточка (rosatom.ru), что говорит о его высоком качестве исполнения. На сайте представлена подробная информация относительно всей корпорации, ее акциях, мероприятиях и деятельности в целом. Разделы сайта совпадают с основными адресными группами – Клиенты и Партнеры, Поставщики, Сотрудники, Инвесторы, Журналисты, Студенты и школьники. Такое разделение информации помогает легко сориентироваться на сайте. В каждом разделе я могу найти всю интересующую меня информацию. Недаром, «Росатом» позиционирует себя как полностью открытую корпорацию. Прятать, мол, им нечего. Будь я какой-нибудь инвестор, я с легкостью могут просмотреть годовые отчеты за различные годы или же прочитать соответствующую информацию о реализуемых проектах. В каждом разделе есть подраздел Вопрос-ответ, в котором каждый может адресовать корпорации конкретный вопрос и получить на него конкретный ответ. Наличие трех Интернет-форумов позволяет людям общаться между собой на интересующие их темы, правда количество сообщений на них не так велико. Сайт не содержит никакой рекламы в виде баннеров и всякого рода скрытой рекламы.

Необходимо отдельно упомянуть PR-деятельность «Росатома» в блогосфере. Блогосфера – совокупность всех блогов в сети. Блог – одна из популярных форм сетевого общения между людьми. В ведении ГК находятся 5 блогов и все они корпоративные:

· Блог Госкорпорации "Росатом" в Twitter

 

· Блог "Атомные стройки"

 

· Энергичный блог (Блог ядерной молодежи)

· Блог Балтийской АЭС

· Блог Сибирского химического комбината

Все блоги довольно часто обновляются. Их функция не только информативная. Это еще информационное пространство для объединения и общения активных, энергичных людей, интересующихся атомной отраслью и деятельностью госкорпорации «Росатом».

Также хотелось бы упомянуть, видеоблог «Росатома» - MirnyAtom на youtube. Очень занятная подборка видеосюжетов: начиная с организованной «Росатомом» рыбалки близ атомной электростанции (безопасно же! жаль не показали, какую рыбу они в уху употребили) и заканчивая роликом, в котором на заводе MC3 Диме Билану рассказывают, как делать стержни и тепловыделяющие сборки для ядерных ректоров всех типов. Смысл тока остается один и тот же: «Росатом» - прозрачная госкорпорация, которой можно, да и нужно доверять.

Основной критерий оценки ГК в блогосфере – позиционирование ее как суперсовременной.

 

3. Организация и проведение специальных мероприятий:

Поговорив о работе госкорпорации со СМИ и ее деятельности в Интернете, необходимо перейти к ее самой сильной стороне – организации и проведении специальных мероприятий и различного рода PR-акциям.

Ведя разговор о мероприятиях, проводимых «Росатомом», необходимо упомянуть деятельность общественного совета госкорпорации «Росатом». Общественный совет создан в феврале 2006 года для взаимодействия с российскими и международными общественными организациями в рамках обсуждения вопросов, связанных с работой и развитием предприятий атомной отрасли, с решением вопросов ядерно-радиационной безопасности, с решением социальных проблем на территориях расположения предприятий атомной отрасли. Общественный совет состоит из представителей общественных организаций федерального уровня, депутатов Государственной Думы России, представителей экспертного сообщества и руководителей научных организаций.

 

Общественный совет создавался как открытая площадка для диалога между Госкорпорацией «Росатом», экспертным сообществом и общественными организациями.

В Задачи Общественного совета входят:

· совершенствовать взаимодействие Госкорпорации «Росатом» с общественными и экологическими объединениями и гражданами в субъектах Российской Федерации по выработке политики в области использования атомной энергии, охраны окружающей среды, ядерной и радиационной безопасности;

· способствовать осуществлению деятельности атомной отрасли в решении общественных и социальных вопросов в регионах присутствия, а также способствовать повышению ее транспарентности на новом этапе развития, что полностью соответствует сложившейся международной практике и отвечает вызовам современной эпохи.


Для решения этих задач Общественный совет проводит работу по следующим направлениям:

· Реализация социальных проектов;

· Взаимодействие с общественными организациями;

· Информирование общественности по основным направлениям деятельности Госкорпорации «Росатом» в сфере использования атомной энергии.[8]

Например, общественный совет «Росатома» стал инициатором IV Отраслевой научно-практической конференции молодых специалистов и аспирантов «Молодежь ЯТЦ: наука, производство, экологическая безопасность» прошла c 9 по 12 ноября на базе ФГУП «Горно-химический комбинат» (г.Железногорск, Красноярский край). В конференции приняли участие более шестидесяти участников, представляющих 13 атомных предприятий и организаций атомной отрасли, среди которых ОАО «Сибирский химический комбинат», ОАО ОКБ «Гидропресс», Томский политехнический университет, ФГУП «Маяк», ОАО «ГНЦ НИИАР», ВНИИНМ имени академика А.А.Бочвара, ОАО «Уральский электрохимический комбинат», ФГУП «Горно-химический комбинат» и другие.

При поддержке общественного совета 25 ноября в общественно-культурном центре "Россия" (г. Глазов, Удмуртская республика) открылась персональная выставка работ Андрея Кулакова "Живописная летопись".

Выставка познакомила глазовчан с уголками Москвы, с улицами, на которых происходили различные исторические события, вписанные в летопись нашей страны. Экспозиция была дополнена историческими справками, повествующими о достопримечательностях и интересных моментах судьбы России разворачивающихся в этих местах.

Немаловажным аспектом и причиной проведения международных мероприятий является международная конкуренция и стремление «Росатома» быть в числе лучших в сфере атомной энергетики.

Нацеленность не только на внутренний, но и на внешний рынок объяснима. Эксперты называют процессы, происходящие сейчас в мире, а именно проснувшийся интерес к атомной энергии, ядерным ренессансом. Многие страны начали пересматривать свои энергетические стратегии в пользу атомной генерации. В частности, США и Китай собираются построить в ближайшее время по 100 реакторов, Великобритания - свыше 10.

Участие в международных конференциях для «Росатома» носит не только информативный характер, но и  дает возможность проявить себя в качестве сильного и опасного конкурента на международной площадке.

В ходе Международного форума «Атомэкспо-2010» состоялся круглый стол «Инвестиции в развитие атомной энергетики. Управление проектами. Финансовые гарантии». В рамках круглого стола «Росатом» представил инвестиционному сообществу информацию о результатах своей деятельности по итогам 2009 года, проходящих корпоративных преобразованиях, а также планах по инвестициям, в том числе, в рамках реализуемых и перспективных международных инвестиционных проектов, таких как строительство атомных станций, добыча урана, машиностроение и инжиниринг.

Отдельного рассмотрения требует взаимодействие корпорации с молодежью (студентами и школьниками). Образовательной опорой «Атомстроя» служит сетевой университет НИЯУ МИФИ. 8-9 октября в НИЯУ МИФИ прошел День карьеры, организованный госкорпорацией. Мероприятие было направлено на то, чтобы привлечь на работу в атомной отрасли как можно больше выпускников вузов. День карьеры пройдет в новом формате – будет проводиться так называемый брендинг работодателей. Работодатель госкорпорации будет продвигать бренд своего предприятия, добивается узнаваемости среди целевой аудитории. "А день карьеры Росатома - это хороший пиар-ход для данной отрасли, позволяющий продемонстрировать, что проблемы с трудоустройством у ребят не будет. Ведь на день карьеры приходят и младшие курсы, и старшие курсы. Они участвуют, смотрят, интересуются. Они планируют свою жизнь таким образом"[9].

Что же касается молодых ученых и специалистов атомной отрасли, то для них благодаря «Росатому» была проведена конференция «Команда – 2010». Целями и задачами конференции являются обмен информацией, повышение научно-технического потенциала и профессиональных качеств молодых специалистов, возможность познакомиться с различными технологиями, представить свои достижения и увидеть достижения своих коллег.

Работа конференции проходила по следующим направлениям: секция 1 – «Инженерные и научные аспекты развития атомной энергетики XXI века»; секция 2 – «Методы проектирования и конструирования в атомной энергетике»; секция 3 – «Технологии и организация сооружения АЭС»; секция 4 – «Вопросы перспектив развития молодежной политики в атомной отрасли».

Ежедневно выступали 10 докладчиков, чьи выступления оценивала экспертная комиссия в лице ведущих специалистов СПбАЭП. Регламентом заседания были предусмотрены 10-минутные выступления и 10 минут прений. Вся конференция проходила в электронном формате.

Уникальным событием 2010 года можно назвать проведение конкурса «Мисс Атом – 2010». Данный социальный Интернет-проект был подготовлен порталом Nuclear.ru, о котором упоминалось выше. Участвовать в конкурсе «Мисс Атом» могли девушки не только из России, но из всех стран бывшего СССР. С момента своего появления конкурс задумывался как объединяющий, интеграционный проект. К участию в конкурсе «Мисс Атом» приглашались девушки, работающие на атомных станциях, промышленных предприятиях, в научно-исследовательских институтах, научных центрах; сотрудницы компаний-партнеров атомной отрасли, студентки и аспирантки профильных ВУЗов.

Конкурс «Мисс Атом-2010» проходил в два этапа. В период с 26 марта по 14 апреля на официальном сайте конкурса участницы могли разместить свои фотографии и заполнить анкеты.

Администрация конкурса оставляла за собой право окончательного выбора фотографий для размещения на сайте. Анкеты участниц появлялись в открытом доступе после подтверждения корректности ее заполнения.

Каждая участница, направляя анкету на конкурс «Мисс Атом-2010», подтверждала свою готовность на безвозмездное участие (в свободное от основной работы время):

· в рекламных акциях, как самого конкурса, так и рекламных акциях компаний-партнеров и спонсоров в течение 2010 года;

· в фото-сессиях в рамках конкурса, а также для целей освещения конкурса в электронных и печатных СМИ;

· в интервью для журналов, газет, а также радио- и телепередач, освещающих конкурс.

На втором этапе, в период с 15 апреля по 29 апреля посетители сайта «Мисс Атом-2010» могли  принять участие в «он-лайн» голосовании, а также в SMS-голосовании, по итогам которых был составлен рейтинг участниц и определены победительницы конкурса.

 

Хотелось бы только подчеркнуть, что ежемесячно не жалея сил, времени и средств pr-специалисты ГК стараются как организовывать так и участвовать в специализированных мероприятиях, касающихся атомной отрасли.

 

4. PR-акции

ГК «Росатом» стремится к участию в различных PR – акциях. Приведу пару примеров:

· «Побывать на АЭС»[10]

«Росатом» дает возможность Интернет-активистам шанс побывать на настоящей АЭС и даже сделать фотографии и видео. Принявшие участие в данной акции оставляли восторженные комментарии в духе «Организаторы в лице Джина Колесникова и незримой руки Росатома – спасибо за поездку. Верной дорогой идете, товарищи.», «Отличная поездка получилось, позитивно, интересно, необычно. Спасибо организаторам. С удовольствием приму участие в подобных поездках повторно, например, на другие АЭС.»

· «Уличная роспись «Страна Росатом».

Акция «Уличная роспись «Страна Росатом». Реализована в рамках проекта «Социальное окружение предприятий атомной отрасли и образовательная (профориентационная). Цель – создание психологически комфортной творческой среды общения, которая способствует раскрытию и проявлению способностей юных горожан и взрослых (преподавателей), стимулирует инновационное мышление, укрепляет живую связь поколений.


Заключение



В настоящей работе была подробно проанализирована деятельность государственной корпорации «Росатом» по формированию своего корпоративного имиджа и международному позиционированию. Однако, не смотря на все преимущества уникальной правовой природы госкорпорации, мы пришли к выводу, что данное отраслевое направление в целом не стало бы столь популярным без грамотной PR поддержки его ключевого игрока – ГК «Росатома».

В первой, теоретической, части работы были рассмотрены основные PR-инструменты, используемые для повышения привлекательности и формирования позитивного образа госкорпорации в глазах населения.

В результате проведенной работы, было выяснено, что PR-технологии включают в себя следующие составляющие:

 

1. Работа со СМИ:

§ размещение информации в прессе, главным образом, в специализированных изданиях

§ организация выступлений органов управления;

§ участие в специализированных программах на телевидении;

2. рганизация PR-деятельности в сети Интернет:

§ организация массовой коммуникации в сети;

§ взаимоотношения со СМИ через интернет;

§ «Росатом» в блогосфере

3. Организация и проведение специальных мероприятий:

· Проведение различного рода презентаций (начиная с отчетностей и заканчивая презентациями по увеличению внешней инвестиционной привлекательности корпорации);

· проведение встреч, пресс-конференций, круглых столов, симпозиумов, форумов

· проведение семинаров;

· организация уникальных событийных мероприятий (праздники, фестивали, дни открытых дверей и т.д.);

· участие «Росатома» в различных выставках и ярмарках;

4. PR-акции

 

Проведенное мной исследование показало, что для формирования имиджа госкорпорации и продвижения ее продуктов, в основном, используются стандартные технологии PR, однако они также имеют свои особенности, которые присущи любой отрасли. Особенно это проявляется в специфике проведения специальных мероприятий, которые приобретают свои формы, неразрывно связанные с практической применимостью.

 

Во второй, практической, части работы рассматривались основные схемы взаимодействия данной корпорации с общественностью.

 В данной главе был подробно рассмотрен механизм применения PR-технологий на практике конкретным субъектом. Надо признать, что новая созданная в «Росатоме» система работает по-другому. Уже определены правила игры, прослеживается системная логика, понятны важнейшие направления работы – Интернет и корпоративные СМИ. Понятно, что когда все дружно строят коммуникации в одном ключе, это гораздо эффективнее. Благодаря обзорам Интернета, блогов можно наблюдать, как в свободном интернет-пространстве обсуждаются местные проблемы, проблемы потенциальных партнеров и отрасли в целом. ГК «Росатом», безусловно, громоздкая структура, и на формирование коммуникационных связей уходит большое количество времени и средств. Но на данном этапе, на мой взгляд, «Росатом» полностью с этой задачей справляется.

Таким образом, уникальность данной работы состоит в том, что в результате проведенного в ней исследования, впервые подробно были изучены и систематизированы различные направления PR-деятельности по продвижению государственной корпорации «Росатом», осуществляющей свою деятельность в России и за рубежом.

Опыт данного исследования может быть использован в следующих областях: в научной деятельности для дальнейшего, более детального изучения способов применения PR-технологий; преподавателями, в качестве пособия для студентов, обучающихся по специальностям «Связи с общественностью», «Реклама», «Маркетинг»; а так же широким кругом людей, интересующихся вопросами деятельности госкорпораций в целом и вопросами применения PR-технологий в такой конкретной области, как атомная энергетика.

 


Источники:

1. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика: Учеб. пособие. – М.: Дело, 2007. – 552 с.

2. Журнал «Вестник Атомпрома», №10 октябрь

http://www.rosatom.ru/wps/wcm/connect/rosatom/rosatomsite/resources/8f6f1080449ec91dbaaefef06803e96b/vestnik_10.pdf

3. Газета «Страна Росатом»

http://www.strana-rosatom.ru/ 28 ноября 2010

4.  Газета «Атомпресса» http://www.atompressa.ru/ 28 ноября 2010

5. Информационный портал http://www.nuclear.ru/rus/  28 ноября 2010

6. Информационный портал «Proatom» http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1729 28 ноября 2010

7. Информационный портал Мисс Атом 2010 http://miss2010.nuclear.ru/ru/partners/ 29 ноября 2010

8. ИА Regnum http://www.regnum.ru/news/1083188.html?forprint 28 ноября 2010

9. ИА Regnum http://www.regnum.ru/news/economy/1336629.html 29 ноября 2010

10. ИА Regnum http://www.regnum.ru/news/1123704.html?forprint 28 ноября 2010

11. Энергичный блог ядерной молодежи http://nrg.rosatom.ru/sintez-znanij-na-gxk/ 29 ноября 2010

12. http://blogi.rosenergoatom.ru/go-to-aes/ 29 ноября 2010

13. Блог «Росатом в Twitter» http://twitter.com/rosatom

14. Канал "Мирный атом" на YouTube http://www.youtube.com/user/MirnyAtom#p/u/13/ViP9omO6Dh0 29 ноября 2010

 


[1] Николаев И. Госкорпорации: Иные общественно полезные // Ведомости №159 (1933) от 27.08.2007,

[2] Госкорпорации упразднят? // Газета «Вечерняя Москва», №47 (25067) от 19.03.2009 (27.11.10)

[3] http://www.bellona.ru/weblog/Ecodefense/1211888162.7 28.11.10

[4] http://www.rosatom.ru/wps/wcm/connect/rosatom/rosatomsite/aboutcorporation/structure/d14ff68042812442bc7efc00b575aba9 28 ноября 2010

[5] Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика: Учеб. пособие. – М.: Дело, 2007. С. 284, С.386

[6] http://atomeks.ru/atomex 28 ноября 2010

[7] Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Там же. С. 395

[8] http://www.osatom.ru/about/ 28 ноября 2010

[9] http://www.polit.ru/economy/2010/10/06/dikanskiy.html 29 ноября 2010

[10] http://blogi.rosenergoatom.ru/go-to-aes/ 29 ноября 2010




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: