Методология социологического исследования.
Методология социологического исследования. Разработка программы социологического исследования. Этапы и элементы методологического и методико-процедурного разделов программы. Понятие генеральной и выборочной совокупности. Репрезентативность выборки. Анализ данных: понятие, виды, этапы. Отчет об исследовании.
Методы социологических исследований
Виды социологических исследований: разведывательное, описательное, аналитическое. Типология и особенности методов социологического исследования. Виды опроса: анкетирование, интервьюирование и др. Виды наблюдения: прямое, опосредованное. Виды анализа документов: качественный, количественный. Применение общенаучных и специальных методов социологии в исследованиях. Качественная, количественная и интегральная социологические традиции (стратегии). Особенности инструментария и обработки данных в зависимости от исследовательской традиции. Проведение комплексных социологических исследований.
Задания для самостоятельной работы студентов
Задание № 1 для самостоятельной работы студентов
Раздел 1. Макроуровень социологии.
Темы: «Методология социологического исследования» и «Методы социологических исследований»
Цель задания: помочь студентам применить знания, полученные на лекции, в работе с периодическими изданиями. Студент должен произвести поиск, обзор и отбор необходимого материала, а затем проанализировать его.
Задание: Обзор статей из журналов «Социологические исследования» за последний год. Выбор статьи для качественного анализа по плану:
· Обоснование выбора статьи (актуальность, значимость)
· Проблема исследования
· Цель и задачи исследователей
· Общенаучные методы исследования, используемые в статье (например: исторический метод, сравнительный метод…)
· Респонденты, информанты.
· Специальные социологические методы, используемые в статье (интервьюирование, опрос…)
· Результаты исследования
· Собственное мнение студента о социальной значимости исследования
Подробное описание содержания плана дается на лекции. Студент самостоятельно письменно анализирует статью. На семинаре происходит защита статьи и обсуждение группой, задаются вопросы.
Итог: Студенты получает наглядное представление о том, какие социологические стратегии и методы используют социологи для исследования конкретных социальных явлений и процессов.
Задание № 2 для самостоятельной работы студентов
Раздел 2. Уровень средних теорий социологии.
Тема: Социология конфликта
Цель задания: Сформировать у студента мнение о распространенности и предпосылках социальных конфликтов в России, показать возможные пути их разрешения.
Задание: Провести количественный анализ документов на тему «Особенности социальных конфликтов современной России».
Выбрать по одной статье, с описанием разных видов конфликта, из журналов «Социологические исследования» и «Социально – гуманитарные знания» последних 2 - лет. Провести анализ по предлагаемому плану:
· Обоснование выбора статьи (обосновать наличие ситуации социального конфликта в выбранной статье по наличию признаков конфликта)
· Описание инцидента и механизма конфликта
· Типологизация конфликта по следующим основаниям:
- по субъекту
- по предмету
- по степени напряженности
- по сфере общества
- по форме проявления
·Описание результатов конфликта. Каковы позитивные и негативные функции конфликта. Выбор возможных методов разрешения
Подробное описание содержания типологий конфликта дается на лекции. Студент самостоятельно письменно анализирует статьи. На семинаре происходит выступление по описанному плану и последующее обсуждение выступления в группе.
Итог: У студентов формируется собственное мнение о состоянии социальной ситуации в стране, степени ее напряженности, наиболее распространенных причинах и типах социальных конфликтов. Студенты самостоятельно выбирают интересующие их темы, формируют свою социальную позицию по ним. Кроме того, они стремятся найти разрешение социальных конфликтов, затрагивающих их самих.
Задание № 3 для самостоятельной работы студентов
Раздел 3. Микроуровень социологии
Тема: Социология личности
Цель задания: Познать многообразие подходов к определению личности, чтобы понять ее сущность. Помочь студенту находить ключевые слова в определении понятия и существенные свойства объекта.
Задание: Самостоятельное составление таблицы на тему «Подходы к определению личности в отечественных и западных гуманитарных науках: социологии, психологии, философии». Обсуждение и сравнение таблиц студентов на семинаре.
Определение личности | Зарубежные подходы | Отечественные подходы |
Социология | ||
Философия | ||
Психология |
Итог: Студент охватывает многообразие различных подходов к определению личности, находит специфику предметной области каждой науки.