Цель задания: Сформировать категориальный аппарат студента.
Задание: Самостоятельный поиск и отбор определений к основным социологическим понятиям из словарей, учебников, энциклопедий. Овладение содержанием понятий.
Основные социологические понятия
- Социология, макросоциология, микросоциология, фундаментальная, прикладная, теоретическая и эмпирическая социология. Объект, предмет, методы социологии.
- Личность (социологический подход). Социальная: адаптация, интеграция, функция, роль, позиция. Интерес, стимул, мотив личности. Межличностный, межролевой, внутриличностный конфликт. Социальный статус, престиж. Социальное действие, поведение. Социализация личности, девиантное и делинквентное поведение. Социальный контроль. Социальная норма и санкция.
- Общество (как социальная система). Социальный процесс, социальные: изменения, отношения. Социальная: стабильность, деятельность, общность, сфера. Социальное развитие. Прогресс и регресс.
- Культура, (социологический подход), субкультура, социокультурный процесс, социальная: норма, ценность. Социальная ценность и ценностная ориентация.
|
|
- Социальная группа: формальная, неформальная, большая, малая, референтная. Социальные: институты, организации. Социальная: структура, стратификация, мобильность. Миграция, урбанизация.
- Элита, средний класс, низший класс, маргинализация общества.
- Этнос, народность, нация, национализм, ассимиляция.
- Семья как малая социальная группа и социальный институт.
На семинаре проводится устный групповой анализ понятий, сравнение, дополнение. На следующем семинаре проводится опрос в форме коллоквиума или контрольная работа по понятиям коллоквиума в течение 20-30 минут. Она имеет несколько вариантов. Каждый студент получает вопросы на письменной контрольной работе и показывает уровень усвоения понятий. После трактовки определения необходимо придумать примеры из «реальной жизни общества».
Итог: Студент проявляет творческий подход при поиске, сравнении, дроблении, интеграции понятий и описании их примеров из окружающей социальной действительности.
Задание № 5 для самостоятельной работы студентов
Задание: Написание реферата с последующим докладом на семинаре. Реферат должен отвечать следующим требованиям:
1.Методологические требования состоят в следующем: студент должен показать владение теорией, дать определения вводимым понятиям, показать понимание социального явления и его роль в российском обществе.
2. Методико-процедурные требования раскрываются через наличие следующих структурных элементов работы:
Обложка: включает полное наименование вуза, факультета; название темы реферата; сведения об исполнителе (Ф.И.О. Студента, номер группы); сведения о научном руководителе (Ф.И.О., ученая степень, ученое звание); место и год выполнения реферата.
|
|
Оглавление. Нумерация страниц в оглавлении, постраничная в работе.
Введение: характеризует актуальность и значимость проблемы, обоснование выбора темы, цель и задачи работы.
Основная часть: раскрывает содержание темы, должно быть изложено полно, ясно, логично, на основе собственного анализа источников информации.
Заключение: делаются основные аргументированные выводы по главам, общий итог работы (достижение цели и задач).
Список литературы. Не менее 3-х источников литературы.
Объем работы. В печатном исполнении 6 – 10 страниц.
Итог: Студент углубляется в ту тему, которая наиболее интересна для него, самостоятельно работает с источниками и высказывает свое мнение на семинаре.
Темы рефератов
1. Значение позитивизма в зарождении западной социологии.
2. Отличительные черты становления отечественной социологии.
3. Практическое значение социологии для общества.
4. Взаимосвязь личности и общества: норма и девиация.
5. Семья и брак: традиция и альтернатива.
6. Характеристика субкультуры (молодежной, субкультуры пожилых, любой этнической субкультуры и др.).
7. Положительные и отрицательные черты урбанизации в современности.
8. Особенности формальной и неформальной социальных групп (примеры).
9. Динамика отношения общества к сексуальным проблемам.
10. Формирование общественного мнения в России.
11. Тема насилия в современных СМИ (влияние на личность, на разные социальные группы).
12. Идеология как форма общественного сознания.
13. Экономические институты в социальной системе.
14. Особенности социально-экономической структуры современной России.
15. Социальная мобильность в современной России
16. Национальный конфликт в современной России.
17. Этническая идентификация народов бывшего СССР
18. Нормативная культура: нормы, ценности, санкции.
19. Особенности народной культуры России.
20. Парадигмы развития мировой культуры.
21. Особенности социализации личности на разных возрастных этапах.
22. Семейная политика в России и зарубежных странах.
23. Семья в урбанизированной культуре.
24. Проблема досуга российской молодежи.
25. Особенности социокультурных ситуаций в России.
26. Социальные предпосылки формирования политической элиты в России.
27. Социальные и политические движения в России.
28. Реформа и революция как альтернативы социального развития.
29. Методы социологического опроса
30. Развитие эмпирической социологии в России
Вопросы к экзамену по курсу «Общая социология»
1. Социология как наука: понятие, объект, предмет, методы.
2. Социология в системе общественных и гуманитарных наук. Функции социологии. Структура социологии.
3. Западная социология: предпосылки появления социологии, социологи – классики, современная западная социология.
4. Отечественная социология: особенности, периодизация, социологические направления.
5. Понятие, содержание, элементы категорий «социальная система», «социальная структура», «социальная стратификация общества», «социальная мобильность».
6. Основные процессы социальной стратификации современного российского общества: усложнение и маргинализация.
7. Сущность и основные черты социальных институтов. Институционализация.
8. Типологии социальных институтов и функций.
9. Взаимосвязь и различие категорий «социальный институт», «социальная организация» и «социальное движение».
10. Теории личности, структура личности
11. Социализация личности. Девиантное поведение, социальный контроль.
12. Содержание социального конфликта. Теории конфликта.
|
|
13. Механизм социального конфликта: стадии и методы разрешения.
14. Особенности социальных конфликтов в России: виды, причины, последствия.
15. Культура в обществе: понятие, функции.
16. Уровни анализа и типология культуры.
17. Теории развития культуры. Культура как ценностно-нормативная система.
18. Молодежь как специфическая социальная группа: возрастные, статусные, социально – психологические характеристики.
19. Критерии выделения молодежных групп. Молодежная субкультура и контркультура.
20. Социология семьи. Семья как социальный институт и социальная группа.
21. Социология семьи: типология, функции, структура семьи.
22. Современная российская семья: проблемы и тенденции развития.
23. Методы социологических исследований: виды и стратегии.
24. Программа социологического исследования: этапы проведения исследования
25. Общественное мнение: сущность, предпосылки, проблемы.
26. Общественное мнение и массовое сознание: общественность и масса.
27. Политическая система общества: элементы и функции.
28. Свободное время и досуг: социологический подход, типологии досуга.
29. Разновидности и современные особенности досуга.
30. Предмет этнической социологии.
Обязательная литература:
1. Волков, Ю.Г. Социология. / Ю.Г. Волков.- Серия «Высшее образование». Ростов – на - Дону.: Изд-во «Феникс», 2004. – 576 с.
2. Козлова О. Н. Социология. – М.: Изд-во Омега – Л, 2006. – 320 с.
3. Кравченко, А.И. Социология: учебник для вузов / А.И. Кравченко. - 4-е изд., испр. и доп.- М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2003. – 384 с. – (серия «Gaudeamus»).
4. Общая социология: Учеб. пособие / Под общ. ред. проф. А. Г. Эфендиева. – М.: Инфра – М, 2005. - 360 с.
5. Социология. Основы общей теории: учебник для вузов / Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева.- М.: Норма, 2003. – 290 с.
Дополнительная литература
1. Антонов, А.И. Судьба семьи в России 21 века. Размышление о семейной политике, о возможностях противодействия упадку семьи и депопуляции / А.И. Антонов. - М.: Издательский Дом «Грааль», 2000. – 416 с.
2. Батыгин, В.С., Подвойский, Д.Г. История социологии / В.С. Батыгин, Д.Г. Подвойский - М.: Российский университет дружбы народов, 2003. – 369 с.
|
|
3. Боронникова, Г.А. Социология семьи: учебно-методическое пособие для вузов / Г.А. Боронникова; ПГИИК. Каф. СКД. - Пермь, 2004. - 28 с.
4. Вебер, М. Класс, сословие, партии (фрагменты) / М. Вебер // Личность. Культура. Общество. 2003, Вып. 1-2 (15-16). – М., 2003. – С.140.
6. Парсонс, Т. О социальных системах / Т. Парсонс. - Пер. с англ. – М.: Академический проект, 2002. – С. 80.
7. Черняк, Е.М. Социология семьи: учеб.пособие/ Е.М. Черняк. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Дашков и К, 2003. – 304 с.
8. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности: учебник / В.А. Ядов. – М. – Кн. Дом «Университет», 2003. – 596 с.
5. Галкина, Т.П. Социология управления: от группы к команде/ Галкина Т.П.: Учебное пособие/ Т.П. Галкина. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 224с.
9. Артемов, Г.П. Политическая социология: учеб. пособие/ Г.П. Артемов.- М.: Логос, 2002.- 280 с.
6. Дмитриев, А.В. Социальный конфликт: общее и особенное / А.В. Дмитриев. - М., 2002. - С. 30-95.
7. Зайцев, А.К. Социальный конфликт / А.К. Зайцев. – М., 2000. - С. 192.
10. Горшков, М.К., Шереги, Ф.Э. Прикладная социология: учебное пособие для вузов // М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. - М.: Центр социального прогнозирования, 2003. – С.9-15.
11. Ионин, Л.Г. Социология культуры: учебное пособие для вузов/ Л.Г. Ионин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ГУ ВШЭ, 2004. - 427 с. - (Учебник высшей школы экономики)
8. Здравомыслов, А.Г. О судьбах социологии в России / А.Г. Здравомыслов // Социс. – 2000. - № 3. – С. 21-28.
9. Кравченко, С.А. Социологический энциклопедический англо – русский словарь. Более 15000 словарных статей. – М.: Руссо, 2002.
10. Лоусон, Т. Социология. А-Я: Словарь-справочник / Т. Лоусон, Дж. Гэррод. - М.: Фаир - Пресс, 2000. - 608с.
11. Новикова, С.С. Социология: история, основы, институционализация в России // С.С. Новикова. - М.: Московский психолого – социальный институт, 2000. – 270 с.
12. Парсонс, Т. О социальных системах / Т. Парсонс. - Пер. с англ. – М.: Академический проект, 2002. – С. 80.
13. Соколов, С.В. Социальная конфликтология: учеб. пособие для вузов / С.В. Соколов. - М., 2001. - С. 7-131.
14. Социология в России XIX- начала XX веков. Тексты / Под ред.В.И. Добренькова. – М.: Международный университет бизнеса и управления, 2001. - С. 228–511.