История западной социологии

Федеральное агентство по культуре и кинематографии РФ

Пермский государственный институт искусства и культуры

Кафедра философии и общественных наук

 

 

А.Н. Вьюшкова

 

ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ

 

 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

     ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

          РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

 

Пермь

 2006

 

 

Вьюшкова, А.Н. Общая социология: учебно - методическое пособие для самостоятельной работы студентов /А.Н. Вьюшкова. - РИО ПГИИК.- Пермь, 2006. - 24 с.

 

 

В учебно-методическом пособии приведены темы рефератов, задание к коллоквиуму, задание к контрольным работам по разделам, список обязательной и дополнительной литературы, которую студенты могут использовать для самостоятельной работы.

Пособие предназначено для студентов вузов.

 

 

 Учебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры философии и общественных наук

От _ июня 200_ года (протокол № _).

 

 



Введение

Предмет «Общая социология» входит в блок общенаучных дисциплин наряду с историей, философией, психологией, политологией и др. Изучение данного курса предваряет изучение таких спецкурсов как социология культуры, социология семьи, социология управления и методика социологических исследований.

    Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов включает программу курса «Общая социология» для студентов дневного и заочного отделений, темы рефератов и докладов, задание к коллоквиуму, задание к контрольным работам по разделам, вопросы к экзамену, список учебно-методической литературы.  

Учебно-методическое - пособие включает в себя перечень тем в соответствии со структурой предмета «Общая социология», представленной Госстандартом.

    В заданиях для самостоятельной работы студентов предусматривается перечень вопросов, работа над которыми необходима для более полного раскрытия содержания тем курса.

    Структура и способ изложения материала позволяет студентам ознакомиться с содержанием курса в целом, его структурой, а также с основными вопросами и структурой каждой темы курса.

Цель курса - дать представление об основных аспектах общей теории социологии и о наиболее важных специальных теориях, ознакомить с социологическими категориями и понятиями, научить анализировать основные процессы, происходящие в обществе.

Предмет курса -общетеоретическая социология, основные социологические теории среднего уровня, методология социологического исследования и методы социологических исследований.

Задачи курса

Познакомить с предметом, задачами и методологией социологического знания.

Изучить возникновение и эволюцию социологии.

Сформулировать категориальный (понятийный) аппарат социологии в сознании студента.

Освоить основные специальные теории (социология культуры, социология молодежи, социология конфликта и т.п.)

Научить понимать общество как систему взаимосвязанных и взаимодействующих социальных объектов.

Дать анализ явлений и процессов современного российского общества.

Требования к уровню освоения содержания курса

В результате изучения курса студент должен знать: основные социологические понятия, предмет и историю социологической науки.

Студент должен осознавать: какую позицию он и его социальная группа занимают в структуре общества, какие функции они выполняют.

Студент должен задумываться: над причинами и возможностями решения основных социальных проблем России, над закономерностями современных социальных процессов в своей стране и за рубежом.

Студент должен уметь: активно пользоваться социологическими знаниями и методами социологических исследований.

Студент должен владеть социологическими знаниями для решения определенных задач в сфере своей профессиональной деятельности.

Основными формами организации учебного процесса являются лекционные, семинарские, практические занятия, а также самостоятельная работа студентов (СРС).

Контроль над качеством освоения дисциплины осуществляется на нескольких уровнях: работа студентов на лекциях, на семинарах (выступления с докладами, участие в дискуссиях, письменные контрольные работы, коллоквиум, тесты).

Тематический план курса «Общая социология»

Наименование разделов и тем

Количество часов

всего

Аудиторные

срс

всего

лекции

семинары

Раздел 1. МАКРОУРОВЕНЬ СОЦИОЛОГИИ

1.1 Социология как наука 6

4

2

2

2
1.2. История западной социологии 8

4

2

2

4
1.3.История отечественной социологии 8

4

2

2

4
1.4. Общество как система 7

3

2

1

4

Раздел 2. УРОВЕНЬ СРЕДНИХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ

2.1. Социальная стратификация 6

4

2

2

2
2.2 Социальные институты 10

6

4

2

4
2.3. Социология культуры 8

4

4

-

4
2.4. Этническая социология 4

2

2

-

2
2.5. Политическая социология 6

4

2

2

2
2.6. Социология общественного мнения 6

2

2

-

4
2.7 Социология конфликта 8

4

2

2

4
2.8. Социология досуга 8

4

2

2

4

Раздел 3. МИКРОУРОВЕНЬ СОЦИОЛОГИИ

3.1. Социология личности

8

4

2

2

4

3.2. Социология молодежи

8

4

2

2

4

3.3. Социология семьи

6

2

-

2

4

Раздел 4. ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ СОЦИОЛОГИИ

4.1. Методология социологического исследования

4

2

1

1

2

4.2. Методы социологических исследований

5

1

1

-

4

Всего часов

116

58

34

24

58

                   


Программа курса

 

Раздел 1

Макроуровень социологии

Социология как наука

Научный статус социологии. Понятие, субъект, объект, предмет социологии. Общенаучные и специальные методы социологии. Социология в системе общественных и гуманитарных наук. Подходы к структурированию социологического знания (Уровни социологии). Функции социологии

 

История западной социологии

Предыстория социологии. Мыслители античности: Сократ, Сенека, Платон, Аристотель, Конфуций, и др. Ученые средневековья: Н. Маккиавели, Т. Мор, М. Монтень и др. Деятели эпохи Просвещения: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо и др. Социальные реформаторы: С.- Симон, Р. Оуэн и др.

Предпосылки появления западной социологии. О. Конт-основоположник позитивизма в социологии. Социологи–классики: Э. Дюркгем, Г. Спенсер, Т. Парсонс, К. Маркс, М. Вебер, Э. Дюркгейм, В. Парето, Г. Зиммель, Ф. Теннис.

Направления зарубежной социологии. Структурный функционализм: Т. Парсонс и др. Биологический редукционизм: Т. Мальтус, Г. Спенсер, Л. Гумлпович, У. Самнер. Конфликтологическое направление: Р. Дарендорф, Л. Козер и др. Американская социология: Р. Парк, Э. Мэйо и др. Символический интеракционизм: Дж. Мид и др.

Современный этап развития зарубежной социологии: Теория структурации Э. Гидденса, социология Н. Лумана, феноменологическая социология А. Шутца. Концепция постиндустриального общества Д.Белла, теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса. Неомарксизм, неопозитивизм, неоструктурализм, постмодернизм в социологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: