Найдите предложения, выражающие суждения

    1.«Какой русский не любит быстрой езды?» (Н. Гоголь).

    2.«Ребята! Не Москва ль за нами?»

    3.«Вперед! Без страха и сомненья на подвиг доблестный, друзья!» (Плещеев).

    4.«Прощай, свободная стихия!» (À. Пушкин).

2. *Чем вызвана двусмысленность нижеприведенных предложений? Какие логические задачи необходимо решить, чтобы избежать двусмысленностей?

а) «Когда Дубровский убил медведя, Троекуров не рассердился, а только велел снять с него шкуру»;

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Отец героя умер, когда ему было 28 лет;

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) После побега князя Игоря из плена, которому содействовала природа, русская земля наполнилась радостью.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Для приведенных предложений, указав необходимую букву (А, В, С), выбрать верную характеристику.

A. Предложение представляет аналитическое суждение. B. Предложение представляет синтетическое суждение. C. Предложение не является суждением.

1.Когда мы прилетаем в Мурманск? ______

2.Мы прилетаем туда в полночь. ______

3.Когда мы там будем, мы там будем.______

4.Я устал. ______

5.Отдохни! ______

6.Когда жарко, не холодно. ______

7.Здесь становится жарко! _______

8.Меня зовут Петр. _______

9.Не бывает так, чтобы дождь шел и не шел._______

10.Прибыль - не убыток. _______

4. Найдите субъект, предикат и связку в суждении:

1. Системы управления людьми, стимулирующие силу собственного Я, способствуют их здоровью и счастью.

2. Заключенные, у которых есть какая-либо возможность контролировать окружающее (они могут передвигать стулья, включать и выключать телевизоры, зажигать свет), испытывают меньший стресс.

3. Проблема добра и зла всегда была камнем преткновения этики.

4. Улыбка любому встречному – поступок, ведущий к установлению согласия между людьми мира сего. (Э.-Х.Галшиев. Зерцало мудрости.).

5. В нас горят ещё желанья!

6. В Татьяну Онегин как дитя влюблён.

7. Уважительное отношение к другим способствует успешности в жизни.

8. Абсолютное большинство из нас учится хорошо.

9. Оказанная любезность порождает любовь. (Бенджамин Франклин).

10. Ответственное отношение к делу очень тесно связано с уверенностью в себе.

11. Одно из главных возражений против использования ископаемых остатков для доказательства эволюции – отсутствие непрерывности в палеонтологической летописи.

12. Никто не станет разыскивать скрытые добродетели.

13. Существование рудиментарных органов было бы трудно объяснить вне связи с процессом эволюции.

14. По характеру занятий жизнь Л.Толстого была разнообразной и насыщенной.

15. Духовное обновление личности является одной из центральных тем последнего романа Л.Толстого «Воскресе  ние».

16. Региональная экополитика пока не вышла за рамки межпарламентских дебатов на неофициальном уровне.

17. С большим трудом и крайне медленно происходит осознание преимуществ экологической переориентации обще  ственных процессов.

18. Равновесное состояние Байкала все больше угрожает перейти в экологический кризис.

19. Аральское море перестало существовать в изначальном виде.

20. Восстановить экосистемы Арала уже невозможно.

21. Кризисное экологическое состояние Каспийского моря обусловлено загрязнением рек Волжского бассейна.

22. Моря в наше время превратились в сточную яму.

23. Ресурсная основа жизни северных народов резко подорвана.

24. Пятна азональной пустыни имеются в таежной полосе Забайкалья.

25. Экосистемы таежных рек Саян близки к кризису.

5. Установите пары суждений, находящиеся в отношении: А – противоречия, В – подчинения.

1. Все книги полезны. – Некоторые книги бесполезны.____

2. Лекция, на которую никто не пришел, не состоялась. – Лекция, на которую никто не пришел, состоялась._____

3. Все философы обсуждали проблемы права. – Ни один философ не обсуждал проблем права.____

4. Некоторые государства унитарные. – Некоторые государства неунитарные._____

5. Лекция, на которую никто не пришел, не состоялась. – Некоторые лекции, на которые никто не пришел, не состоялись.____

6. Установите пары суждений, находящиеся в отношении: А – противоречия, В – частичной совместимости (для разных вариантов разные отношения).

1. Лекция, на которую никто не пришел, не состоялась. – Некоторые лекции, на которые никто не пришел, состоялись._____

2. Лекция, на которую никто не пришел, не состоялась. – Неверно, что лекция, на которую никто не пришел, не состоялась.____

3. Любая мысль доказуема. – Ни одна мысль не доказуема.____

4. Все студенты МГИМО - граждане РФ. – Некоторые студенты МГИМО граждане РФ.____

5. Любой турист, посетивший Париж, заходит на Монмартр. – Никто из туристов, посетивших Париж, не заходит на Монмартр.____

7. Установите, в каком отношении находятся следующие суждения:

1. «Все взрослые сначала были детьми» и «некоторые взрослые никогда не были людьми».

_______________________________________________________

2. «Ни один преступник не изучает логику» и «все преступники изучают логику».

_______________________________________________________

3. «Среди категорических суждений есть утвердительные» и «ни одно категорическое суждение не является утвердительным».

_______________________________________________________

4. «Некоторые писатели – драматурги» и «некоторые писатели не являются драматургами».

_______________________________________________________

8. Для каждого из простых суждений сформулируйте соответствующее ему контрарное или субконтрарное суждение:

1.  Ни один пятиугольник не может быть правильным.

_______________________________________________________

2. Все головоломки имеют решение.

_______________________________________________________  

3. Не всякий человек может ориентироваться в тайге.

_______________________________________________________  

4. Хотя бы одно из произведений И. Бунина – поэтическое.

_______________________________________________________

9.*Преобразуйте следующие категорические суждения с внешним отрицанием в суждения без внешнего отрицания:

1. Неверно, что встречаются нелюбознательные дети.

____________________________________________________  

2. Не все дети нелюбознательны.

_____________________________________________________  

3. Неверно, что ни один солдат не мечтает стать генералом.

_____________________________________________________  

4. Не было дня в этом месяце, когда бы ни шел дождь.

_____________________________________________________

Установите количество и качество суждения и придайте ему, если необходимо, стандартную форму одного из четырёх типов А, Е, I, О. Определите распределенность терминов, изобразите это с помощью кругов Эйлера.

1. Все адвокаты знают законы.

____________________________________________________

 

2. Некоторые выдающиеся математики не приняли неевклидовой геометрии.

_____________________________________________________

 

3. Лень никогда не приводит к добру.

_____________________________________________________

 

4. Прекрасное и полезное отчасти совпадают.

_____________________________________________________

 

5. Многие из состоятельных людей несчастны.

_____________________________________________________

 

6. Иногда кораллы образуют в океане опасные для судоходства рифы.

_____________________________________________________

 

7. Авторы этой книги не ставили себе целью дать полную информацию о логике высказываний.

_____________________________________________________

 

8. Песни бывают весёлыми и печальными.

_____________________________________________________

 

9. Греки изобрели «греческий огонь».

_____________________________________________________

 

10. В мире есть справедливость.

_____________________________________________________

 

 

11. Квантовая механика – один из разделов физики.

_____________________________________________________

 

 

12. Некоторые птицы не летают.

_____________________________________________________

 

 

13. Ни один из приведенных выше фактов не позволяет объяснить механизм возникновения видов.

_____________________________________________________

 

14. Все законы логики представляет собой единое целое.

_____________________________________________________

 

15. Преступления вредны для общества.

_____________________________________________________

 

16. Благородный человек, по учению Конфуция, уважает стариков.

_____________________________________________________

 

17. Студенты юридического факультета изучают науки о праве.

_____________________________________________________

 

18. Некоторые производства и технологии в нашей стране необходимо модернизировать в соответствии с экологическими требованиями.

_____________________________________________________

 

19. Все люди мечтают не коснуться несчастья.

_____________________________________________________

 

 

20. Алмазы используют для создания лазера.

 

_____________________________________________________

 

21. Ученые разрабатывают новые технологии для повышения иммунитета у детей.

_____________________________________________________

 

 

22. Каждый прокурор - юрист.

_____________________________________________________

 

23. Дельфины – млекопитающие.

_____________________________________________________

 

24. Люди иногда опаздывают на работу.

_____________________________________________________

 

25. Некоторые следователи не раскрывают дела.

_____________________________________________________

11. Из каждой пары понятий, приведенных ниже, составьте суждение, учитывая в каждом случае распределенность терминов:

1. Композитор (субъект, распределен), музыкант (предикат, нераспределен).

_____________________________________________________

2. Студент (субъект, нераспределен), мастер спорта (предикат, нераспределен).

_____________________________________________________

3. Умеющий читать (субъект, нераспределен), умеющий писать (предикат, распределен).

_____________________________________________________

4. Хлеб (субъект, распределен), то, что всему голова (предикат, распределен).

_____________________________________________________

12.*Произведите отрицание данного суждения таким образом, чтобы результаты отрицания не содержали внешних знаков отрицания. (По логическому квадрату).

1. Некоторые океаны имеют пресную воду.

_______________________________________________________

2. Все свидетели дают правдивые показания.

_______________________________________________________

3. Ни один студент нашей группы не знает французского языка.

_______________________________________________________

4. Некоторые прокуроры не имеют высшего образования.

_______________________________________________________

5. Ни один член семьи Ивановых не является честным человеком.

_______________________________________________________

6. Все слоны живут в Африке.

_______________________________________________________

7. Некоторые студенты нашей группы не изучают английского языка.

_______________________________________________________

8. Некоторые студенты нашей группы знают какой-нибудь древний язык.

_______________________________________________________

9. Ни один свидетель не дает правдивых показаний.

_______________________________________________________

10. Все пошли за ним.

_______________________________________________________

11. Никто не пошел за ним.

_______________________________________________________

12. Все студенты нашей подгруппы хорошо разбираются в логике.

_______________________________________________________

13. Все комплектующие компьютера работают безупречно.

_______________________________________________________

14. Некоторые районы Кубани имеют высокий экологический рейтинг.

_______________________________________________________

15. Все студенты нашей группы учатся хорошо.

_______________________________________________________

16. На любой простой вопрос достаточно простого ответа.

_______________________________________________________

17. Все преступники этой группы наказаны “по заслугам”.

_______________________________________________________

18. Ни один район Кубани не поддержал эту партию.

_______________________________________________________

19. Все рыбы мечут икру.

_______________________________________________________

20. Некоторые районы поддержали на выборах эту партию.

_______________________________________________________

21. Все бактерии вредны.

_______________________________________________________

22. Ни одно растение – не хищник.

_______________________________________________________

23. Ни один студент нашей группы не поет.

_______________________________________________________

24. Все книги интересны.

_______________________________________________________

25. Все больные плохо себя чувствуют.

_______________________________________________________

13. Переведите на символический язык сложное суждение:

1. Если другие тебе и повредили, во время встречи приветствуй их с улыбкой. Они со стыда потеряют решимость или же попросят извинения. (Э.Х.Галшиев. Зерцало мудрости)._____________

2. Мы любим людей за то добро, которое мы им сделали, и не любим за то зло, которое мы им делаем. (Л. Н. Толстой. «Живой труп»)__________________________________________________

3. Если вообще ставить цель преодолеть враждебность между людьми, то другого пути, чем путь любви не существует. (А.А.Гусейнов, Р.Г.Апресян. Этика)_________________________

4. Если мы хотим быть по-настоящему счастливыми, вместе с обузданием негативных мыслей и эмоций мы должны развивать и укреплять свои положительные качества. (Его Святейшество Далай-Лама).____________________________________________

5. Если мы не можем изменить обстоятельства, удручающие нас, то мы вполне можем изменить свое отношение к ним. (Геше Джампа Тинлей)._________________________________________

6. Если разговариваешь с людьми вежливо и мягко, то даже в чужой стране будешь принят как на родной земле. (Зерцало мудрости).______________________________________________

7. Побеждающий людей – обладает силой. Побеждающий себя – становится сильным. (Лао Цзы. Дао-дэ цзин)._________________

8. Пока мы боль чужую чувствуем, пока живет в нас сострадание, есть нашей жизни оправдание._________________________

9. Если научился знаниям в полной мере, не скрывай их от жаждущих научиться. Иначе знания потухнут без пользы, подобно горению светильника, заключенного в кувшин. (Э.Х.Галшиев. Зерцало мудрости)._______________________________________

10. Если смотреть на людей радостными глазами, то даже ранее незнакомые люди станут относиться к тебе как близкие родственники. (Э.Х.Галшиев. Зерцало мудрости).__________________

11. Не покупай кота в мешке, если тебе не нужен мешок._______

12. Кто хочет что-нибудь сделать, находит средства. Кто не хочет ничего делать, тот находит оправдание.__________________

13. Король лакея своего назначит генералом, но он не может никого назначить честным малым. (Р.Бернс).___________________

14. Будешь спокоен, если собственные поводья обмотаны вокруг своей головы. (Э.Х.Галшиев. Зерцало мудрости).______________

15. Если возгордишься мало-мальски научившись считать, станешь предметом насмешек мудрецов. (Э.Х.Галшиев. Зерцало мудрости.).______________________________________________

16. Если ты мудр, не старайся казаться мудрым всегда. Будет стыдно, коль не ответишь беспрепятственно на любой вопрос. (Э.Х.Галшиев. Зерцало мудрости).__________________________

14. Проверьте с помощью табличного метода правильность следующих рассуждений:
а) ((р -> q) л (s -> ~q)) -> q

Р q s ~q        
               
               
               
               
               
               

_____________________________________________________
б) ((р -> q) л (~р -> с)) -> (~р -> (q v ~c))

p q c ~p ~c            
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

_____________________________________________________
15. Эквивалентны ли по своей логической форме следующие суждения?
а) Не все договора являются сделками. - Некоторые договора являются сделками.

_____________________________________________________
б) Некоторые социальные нормы являются неправовыми. - Значительная часть социальных норм являются неправовыми.
_____________________________________________________
16. Могут ли быть одновременно истинными суждения в каждой из следующих пар?
а) Организатором ограбления кассы был Н. - Организатором ограбления кассы был Т.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Большая часть машин находилась в парке. - В парке не было ни одной машины.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
17. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения).

1. Договор считается заключенным, если между сторонами       достигнуто соглашение по всем известным пунктам.__________

2. Ночи бывают лунные или безлунные.___________

3. Мы слушали лекции по логике и философии.__________

4. Худо, когда в дивизии недостает провизии.__________

5. Дело каждого гражданина — оберегать природу, охранять ее богатства.________

18. Какие суждения являются отрицаниями представленных ниже суждений:
а) Все народные судьи успешно справляются со своими должностными обязанностями.

_____________________________________________________
б) Ни один сотрудник этой районной прокуратуры не использует свои служебные полномочия в корыстных целях.
_______________________________________________________ 19. Составьте символическую запись следующих сложных суждений:
а) Если произошло увеличение или уменьшение семьи нанимателя, то это обстоятельство влечет за собой изменение условий договора найма жилого помещения.

_______________________________________________________
б) Рабочие и служащие имеют право участвовать в обсуждении и решении вопросов развития производства, вносить предложения по улучшению его работы.

_____________________________________________________
20. Является ли первое в каждой паре суждение основанием для второго суждения:
а) Иванов хорошо выполняет свои обязанности. - Иванов достоин повышения в должности.
_____________________________________________________


б) Данное определение соразмерно. - Данное определение правильное.
_______________________________________________________

21. С помощью простых суждений:

а) «Я работаю в школе»;

в) «Я люблю свою профессию»;

с) «Я учусь в институте».

составьте высказывания, соответствующие следующим формулам:

1. а /\ в /\ с

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                          

2. (а /\ в) → c

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. (а → в) /\ (с → в)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. (a /\ c) → в     

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. в → (а \/ в)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: