а) A V A; ___б) A → (A V B);___ в) A → (B Λ A); ___г) A → (B V A);___д) (A Λ B) → A.___
Являются ли логически эквивалентными (да, нет) следующие пары суждений?
а) A V B и A Λ B; ___б) A → B и A Λ B;___ в) A Λ B и A V B;__г) A → (B → A) и A → (B V A); ___д) A → B и A V B.___
24. Определите вид модальности в следующих суждениях:
а) Я убежден, что свидетель заблуждается._________________
б) Я считаю, что обвиняемый неверно описывает обстоятельства преступления._________________________________
в) Кислород необходим для поддержания жизни.___________
г) Вы должны пойти на лекцию._________________________
д) Мы обязаны сдавать зачеты.__________________________
е) Никогда не нарушайте правила движения.______________
ж) Материя неразрывно связана с движением._____________
з) Помните: бензин огнеопасен, работу с ним лучше все-
го проводить на открытом воздухе._______________________
и) Приговоры районного суда могут быть обжалованы в суде второй инстанции.________________________________
к) Обвиняемый может быть оправдан.____________________
л) Не задерживайтесь в дверях, проходите в салон автобуса!
_______________________
|
|
м) Неверно сводить сознание к материальному субстрату
— физиологическим нервным процессам, протекающим в мозгу человека.___________________
н) Доказано, что S = a2, где S — площадь квадрата, а - сторона.____________________
о) Внедрение вычислительной техники невозможно без обучения людей, которые будут ее использовать.
___________________
п) Необходимо, чтобы космос был мирным.______________
р) Возможно, завтра будет хорошая погода, и мы пойдем в лес.________________________
с) Предварительное следствие по уголовным делам должно быть закончено в двухмесячный срок.__________________
т) Неверно, что для привлечения к уголовной ответственности достаточно только признания обвиняемого.
25. С помощью таблиц истинности установите отношение между парами суждений:
а) а Λ (в V c) и (а Λ в) V (в Λ с);
б) а V (в Λ с) и (а Λ в) V (а Λ с);
в) а → в и (а Λ в) V (в → с);
г) (а V с) Λ (в V c) и (в V c) Λ (в V c) (а V в).
26.*Определите вид вопроса, его логическое строение, правильность. Если возможно, примените метод сведения исходного вопроса к доступным вспомогательным вопросам. Постройте правильный ответ.
а) Можно ли считать операцию по задержанию преступника успешной, если при этом пострадали случайные свидетели задержания?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6) Какие суждения являются отрицаниями общеутвердительного суждения?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
Каждая наука характеризуется вопросами, которые входят в область ее изучения. Укажите, входит (ДА) или не входит (НЕТ) каждый из следующих вопросов в предмет логики.
1.Правильно ли умозаключение? ________
2.Следует ли приводимое заключение из указанных посылок?_______
3.Много ли людей можно убедить в истинности данного положения, если им предложить такое-то умозаключение в его пользу? ______
4.Каковы законы, определяющие, как на самом деле мыслят люди? ________
5.Во что верят люди, что они считают правдоподобным или истинным? ________
6.Истинно ли заключение в приводимом рассуждении?_______
7.Истинны ли посылки приводимого умозаключения?_______
8.Как соотносятся слова и поступки людей? _______
9.Как соотносятся по истинности и ложности утверждения в рассуждении? ________
10.Что такое истина?______
28. Дайте характеристику указанных ниже вопросов:
1.Возможно ли в принципе построение вечных двигателей?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Знаете ли Вы, что Волга впадает в Каспийское море?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Продолжаешь ли ты бить баклуши?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 4 Законы логики
Нарушен ли закон тождества (ДА, НЕТ) в следующих парах суждений?
а) Водитель автомобиля совершил аварию. — Причина аварии заключается в действиях водителя автомобиля.____
б) Завтра будет дождь и холод. — Завтра будет холодно и дождливо.____
в) Неверно, что если по проводнику не идет электрический ток, то вокруг него возникает магнитное поле. — По проводнику не идет электрический ток и вокруг него не возникает магнитное поле.____
г) Если в этом озере хороший планктон, то в нем размножается рыба. — Неверно, что в этом озере хороший планктон и в нем размножается рыба.____
д) Неверно, что этот треугольник равнобедренный и прямоугольный. — Этот треугольник не равнобедренный и он не прямоугольный.____
2. * Сохранят ли тождество суждения (ДА, НЕТ), если некоторые из понятий в данном суждении заменить понятием, заключенным в скобках?
а) Преступник, скрываясь от преследования, свернул в безлюдный переулок (пустынный, глухой).____
б) В поселке Игнатьево преступник был задержан (арестован, взят).____
в) За время службы в органах милиции лейтенант Петров проявил себя инициативным работником (энергичным, активным, деятельным).____
г) Виновность Иванова установлена содержащимися далее доказательствами (основаниями, доводами, аргументами).____
д) При обсуждении вопроса выявились различные точки
зрения (мнения, взгляды, суждения)._____
Соблюдается ли закон тождества (ДА, НЕТ) при ответах на следующие вопросы?
а) Какова Ваша специальность? — Я аспирант._____
б) В чем состоит практическое значение логики? — Логика изучает правильность мыслей._____
в) Каково практическое значение логики? — Знание логики помогает избежать ошибок в рассуждениях.____
Определите, в чем сущность нарушения требований закона тождества, которые имеются в следующих примерах?
а) Два мальчика перешли речку вброд. На берегу один из них сказал другому: «Ты-то весь мокрый, а я даже штаны не замочил». «Тебе не привыкать, — ехидно заметил тот, — ты всегда из воды сухим выходишь».
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) На практических занятиях студент, обращаясь к преподавателю, спросил: «Можно ли наказывать человека за то, что
он не сделал?» «Нет, конечно», — последовал ответ. «Тогда,
пожалуйста, не наказывайте и меня, — говорит студент. — Я
|
|
сегодня не сделал домашнего задания».
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) — Почему Вы называете этот хор смешанным? Ведь здесь одни женщины.
— Да. Но одни умеют петь, а другие нет.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
г) Один студент сказал товарищу:
— Купи сто апельсинов. Я один съем.
— Не съешь.
Они поспорили. Товарищ купил сто апельсинов. Студент
взял один апельсин и съел.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опираясь на закон непротиворечия, установите, (ДА, НЕТ) могут ли быть одновременно истинными следующие пары суждений?
а) Некоторые органы государственной власти имеют право издавать законы. — Некоторые органы государственной власти имеют право издавать приказы и инструкции.____
б) Некоторые офицеры являются генералами. — Некоторые офицеры не являются генералами._____
в) Следователь был на месте преступления. — Следователя не было на месте преступления.____
г) Эта музыка плохая. — Эта музыка написана выдающимся композитором.____
д) Сахар бел. — Сахар сладок.____
е) Электрон есть частица. — Электрон есть волна._____
ж) Свет имеет корпускулярную и волновую природу. — Неверно, что свет имеет корпускулярную и волновую природу.____