double arrow

Правовое положение осужденных


УИК

Есть новые институты. Одно из веяний касается привлечения осужденных к труду, обращение в Европейский Комитет по правам человека, органы по стандартизации труда. Вроде как нельзя заставить осужденного трудиться. Но когда десятки сотен людей не работают, надо их занять чем-то. Есть положение о привлечении осужденных к труду нельзя рассматривать как принуждение их к труду. Нужно найти способы и меры привлечения их труду. Они могут поступать в ВУЗы на территории субъекта, где они отбывают наказания. Дистанционное обучение тоже возможно (компьютерные классы и т.п.).

Впервые предусмотрена индивидуальная трудовая деятельность. Каждый осужденный мог создавать фирму и заниматься деятельностью, которая ему ближе. Норма была до 2003. Такие условия невозможно создать во всех исправительных учреждениях -> неравенство -> уравнение условий (исключили норму).

УИК максимально цивилизован по решению главного вопроса по исправлению и отбыванию наказания.

Общие темы, которые не доведены до завершения:

Понятийный аппарат:

Что понимается под исполнением наказания? Казалось бы все просто: отправить осужденного в определенное место, установить над ним надзор, учебу/работу и минимальные требования жизни. Подходы к пониманию исполнения наказания:

Действующий УИК: это - определенный процесс, который осуществляется органами исполнения наказания по организации прав, ограничений в отношении осужденных с целью исправления и предупреждения совершения новых преступлений. То есть правоограничения + задача работников - реализовать их. Поскольку наказания разные, то и правоограничения разные. В рамках режима и должностных инструкции ограничения расписаны. Ранее было так же. Насколько это отвечает требованиям человека сегодня? Современная цивилизация меняет отношение к человеку, должны меняться нормы, определяющие условия их содержания. Достаточны ли такие нормы?

Нормативы по площади: 2 м2 на каждого минимум, 5 м2 на несовершеннолетнего. Должны быть определены еще и кубические метры. Европейские минимальные требования - минимум 7 м2 на каждого, до 2012 - увеличить до 10 м2. В ГК при выделении площади - 18 м2. Нужно уравнять эти показатели. Скорее всего, современных нормативов не достаточно.

Итак, 2 подхода к пониманию исполнения наказания:

1. Исполнение наказания как процесс реализации всех средств, предусмотренных законодательством, для достижения цели наказания - исправление осужденного. То есть нужно реализовать все, что написано в законе, но норма должна говорить о том, что все должно зависеть от поведения осужденного: хороший осужденный должен быть поощрен каждой нормы. То есть это - не применение чистой нормы, а как провокатор более лучшего поведения осужденного для улучшения условий.

2. Процесс реализации материальных норм УИП, а также реализации правого статуса субъекта у-и правоотношений, реализации условий содержания осужденных. То есть здесь все сведено к конкретным нормам.

Это 2 разных направления, которые не состыковываются с европейским пониманием исполнения наказания. Несмотря на то, что различия имеют место, общее в 2 позициях - процесс взаимодействия администрации и осужденного в рамках отбывания наказания. То есть несмотря на императивный принцип, который лежит в основе УИП, предусмотрены и иные механизмы, направленные на воспитание осужденного. Общее - процесс применения мер гос принуждения. Под ним надо понимать всю совокупность предусмотренных законодателем мер, помимо исполнения приговора. То есть каждый осужденный по определенному виду наказания отправляется в определенное учреждение с определенным режимом. Предусматриваются меры поощрения и взыскания - реализация в течение часа или рабочего дня. Это накладывается на идею марок.

Всегда на протяжении всей истории в разной степени задача заключалась в изоляции осужденного. Режим как совокупность правил поведения осужденного может быть как улучшен, так и ухудшен. Все, что было до этого в ухудшении положения связанно с изоляцией осужденного.

Сейчас главное - решение насущных проблем осужденного. Человек находится в необычных условиях. Нужно создать для него уют. Потом обращаем внимание на статус осужденного. Некоторые лица отбывают наказание отдельно. Небезразлично, кто перед нами. Здесь же рассматриваются минимальные условия жизнедеятельности осужденных отбывающих наказание в отдельном учреждении. То есть персона индивидуальна, работать с ней нужно индивидуально.

Законодатель предусматривает основные средства исправления осужденных - совокупность мер достаточных для исправления осужденного (ч. 2 ст. 9).

Ч. 1 ст. 9 определено исправление осужденного. Исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Сделать это архисложно. Осужденный всегда считает, что он не виноват, всегда плохо относится к государству. Но законодатель делает все, чтобы они исправились.

Средства воздействия на осужденного - перечень исчерпывающий. Значения перечня:

1. гарантия того, что к осужденному нельзя применять других мер воздействия,

2. закон не ограничивает сотрудников использовать разные формы, методы и способы в рамках этих средств.

Основными средствами исправления осужденных являются:

• установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим),

• воспитательная работа,

• общественно полезный труд,

• получение общего образования,

• профессиональное обучение,

• общественное воздействие.

Законодательных средств всегда достаточно. Говоря об исполнении наказаний нужно понимать, что процесс двуедин:

1)Исполнение наказания - относится только к администрации

2)Отбывание наказания - относится к осужденному (с его совокупностью прав и обязанностей).

Поэтому приговор обязателен не только для осужденного, но и для администрации в том числе.

Норматив изменяется со временем. Процесс совершенства идет быстрыми темпами. За время действия УИК было принято более 2300 поправок, связанных с гуманизацией: расширение прав и обязанностей с точки зрения отношения к ним осужденного.

Дифференциация и индивидуализация исполнения наказания.

Это - принципы УИП.

Принцип дифференциации - дифференциация уголовно-правовая и исправительно-правовая.

Уголовно-правовая дифференциация дифференциация достигается путем законодательной классификации осужденных по 2 группам признаков:

1)Социально-демографические: пол, возраст, место жительства, образование, профессия, заболевания - они должны отбывать наказания раздельно, в другом режиме.

2)Категория преступления, форма вины, рецидив, факт отбывания накзаания в прошлом.

Уголовно-исполнительная дифференциация осуществляется администрацией исправительных учреждений. В рамках каждого режиме есть 3 вида условий отбывания наказания. Осужденный попадает в общие условия, в зависимости от поведения переводится в облегченные или более строгие.

Не путаем с режимами! Режим: общий, строгий и особенный. У несовершеннолетних есть еще льготный режим.

Осужденные реагируют сразу на замечания и похвалы. Такая дифференциация принципиальна. Она должна иметь в основе показатели:

* Поведение осужденного

* Отношение его к труду

* Отношение к учебе

* Поощрения и взыскания.

Ранее до нового УИК тоже были определены такие критерии, но они были иные.

Осужденный был обязан доказать свое исправление. Подход не правильный. Исправление должно объясняться объективными причинами: отсутствие нарушений, выполнение трудового задания, возмещение вреда из своей ЗП.

Надо было твердо встать на путь исправления (тоже оценочный критерий).

Не вставший на путь исправления.

Не достаточно изученный осужденный, чтобы принимать решение (а сколько достаточно?)

Злостный нарушитель режима (повторяется после внесения письменного административного взыскания).

В действующем УИК есть только 1 оценочный критерий - степень исправления осужденного (ч. 2 ст. 109, ч. 1 ст. 111).

Законодатель сделал большой шаг вперед. Сегодня есть перспективы для осужденного.

23.10.13

Органы и учреждения, исполняющие наказание.

Учреждения и органы, исполняющие наказания, - надо понять цели системы. Какое место занимают такие органы и учреждения? Заимствован весь иностранный опыт, но не все удалось вместить в современную экономико-политическую систему. Назначение - самостоятельное, определяется функцией и задачами этой системы. В чем она заключается? В государстве есть лица, совершающие преступления и требующие исправления. Она не независимая, есть ряд ПО, в которых система исполнения наказаний занимает последнее место - от нее зависит эффективность действия всех ПО. ПО решают свои задачи, у них свои направления деятельности. У ФСИН цель - борьба с преступностью; занимается всеми теми условиями. Служба безопасности анализирует всю систему, которая рождает причины преступлений. Полиция - предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений (здесь уже переход к конкретным преступлениям). Прокуратура - координация ПО. Судебная система - вынесение справедливого наказания, достаточного для осознания лицом виновности. Остается одно учреждение, куда попадает осужденный, после выхода из этой системы он должен выйти исправившемся. Задача ФСИН - ключевая. Все предыдущие мероприятия касаются социальной и экономической сферы. Все лица, совершившие преступления должны исправится. Современная задача ФСИН - создать необходимые условия для исправления осужденного. Ранее задача была другой - исполнение наказания.

Иногда говорят, что суд неправильно оценил степень общественной опасности лица либо по сроку, либо по наказанию. Влиять можно только если правильно учитывать объективные предшествующие предпосылки:

1.Общественный строй (состояние общественных институтов, общее состояние в стране, культуры, традиций, обычаев, отношение к осужденным в принципе)

2.Состояние экономики (чем хуже, тем интенсивнее преступность)

3.Научные разработки борьбы с преступностью.

4.Правильная классификация осужденных (не всегда теоретическая классификация отпадает с фактическими возможностями, например, 14 и 16 лет; физическое и интеллектуальное развитие, совершенное преступление - очень сильно квалифицируют осужденных, например, сидящих за насильственные преступления, как из внутри развести: нечто можно посмотреть в материалах делах, что-то нет (например характер и состояние психики; холерики (взрывные) довлеют на зоне).

Несовершеннолетние зачастую не понимают, где они находятся, что они отбывают наказание.

На практике делим их на общий, строгий и особый режим и внутри на пол и возраст.

5. Международный фактор. Например, тенденция террактов, наркотрафик, работорговля. Ведимо, она будет предопределять общий уровень преступности в стране и, соответственно, систему исполнения наказания.

В рамках современной системы мы должны отметить, что все учреждения представляют систему (то есть внутреннюю взаимосвязь и зависимость определенных элементов, определенных единой целью и задачей). Это значит, что есть учреждения, в рамках которых можно переводить из одного в другое (в лучший или худший режим). Перемещение возможно по решению суда и по решению администрации учреждения. Система закрытая.

Какие учреждения входят в СИН?

Федеральные органы: ОИВ и органы законодательной власти.

Территориальные, которые осуществляют управленческую и координационную функцию.

Органы, ДЛ, которые исполняют наказание.

Предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности у-и системы.

Иные учреждения, которые не входят в систему, но призваны обеспечивать безопасность этой деятельности или контролировать ее.

Виды исправительных учреждений:

1 группа. Федеральные органы:

• ФСИН - вопросы структуры управления системы, кадровая и у-и политика.

• ГУИН (главное управление исполнения наказания) - ведает исполнением наказания.

2 группа. Территориальные органы: территориальная группа исполнения наказания - координация деятельности учреждений на территории субъекта (инспекции, учреждения, профилактории, предприятия и др.).

3 группа - учреждения, в которых отбывают наказание, (ст. 16):

У-и инспекции по месту работы

У-и инспекции не по месту работы

Исправительные центры

Арестные дома

Колонии-поселения (в 2 видах)

Лечебно-исправительные учреждения

Исправительные колонии (общего, строго и особого режима)

Тюрьмы

Исправительные колонии особого режима, для лиц, отбывающих пожизненное или для тех, кому заменили смертную казнь,

Следственные изоляторы

Есть лица, которые не входят в СИН, но могут привлекаться к ней (получить копию приговора и быть обязаны его исполнить): например, руководители предприятий, учреждений, на которых осужденный отбывает исправительные работы, организация, которая должна лишить права (например, права заниматься охотой, рыболовством).

4 группа. Учреждения и органы, призванные обеспечивать деятельность этой системы: базы материально-технического снабжения, ремонтно-технические мастерские, ремонтно-эксплуатационные мастерские, межрегиональные ремонтно-восстанвительные базы, автомобильные и ж/д хозяйства, коммунальные хозяйства, научно-исследовательские институты, центр санитерно-эпидемеологического надзора и др.

5 группа. Иные учреждения: пожарные службы (поддерживает порядок, следит за исполнением правил безопасности, тушит пожары и др.)

Благодаря единому учету отбывающих наказание, можно их переводить.

Все лица, принимающие участие в исполнении наказания, называются персоналом. Делятся на 3 группы:

1) Служащие - работники в территориальных управлениях исполнения наказания.

2) Рабочие - лица, призванные обеспечить деятельность как отдельных учреждений, так и всей системы.

3) Работники, или сотрудники - лица, которые приняты на работу по ТД, на которых заводят личное дело, которым выдается удостоверение и нагрудный знак. Они обязаны повышать квалификацию каждые 5 лет и таким образом они повышаются в звании и в должности.

Знаки и удостоверения выдаются один раз как до пенсии, так и на пенсии, если пригласят. Оно разовое, под одним номером, дубликат не выдается. Может быть восстановлено под тем же номером. Независимо от истории, встретить 2 одинаковых номера нельзя.

Нагрудный знак. Номер как у удостоверения. Выдается тоже один раз без дубликата. Удостоверение без нагрудного знака недействительно, как и наоборот.

Если лицо уходит в отставку, сдает удостоверение и нагрудный знак, если потом его вернут в систему, то удостоверение выдается обратно с таким же номером (если он в другой должности, то удостоверение меняют, но номер остается.

Впервые законодатель предусматривает очень широкий контроль за системой от ОЗВ до общественных организаций (в УИК есть даже специальная глава).

Контроль ОИВ и ОЗВ РФ, который включает контроль федерального собрания, правительства, президента и ОЗВ и ОИВ субъектов.

Судебный контроль осуществляется лишь по специально отнесенным суду вопросам: контроль за исполнением отсрочки, за освобождением от наказания связи с болезнью, вопросы перевода осужденного из одного в другое в связи с назначением более мягкого наказания, вопросы УДО и реабилитации.

Ведомственный контроль (этот вопрос учим хорошо!) - контроль вышестоящей организации над нижестоящей. Какой он бывает?

Плановый (расписано по квартально, полугодиям, годовой, раз в 5 лет и др.),

Внеплановый (должна быть причина, по которой контроль осуществляется вне зависимости от времени и от нужности - Белокобыльский считает, что он никому не нужен, потому что вынужденный: нарушение техники безопасности, увечья, захват заложников, убийство осужденным кого-нибудь, сведения из прокуратуры, побеги, по сигналам общественных организаций (правозащитники, родительские комитеты и др.)

Прокурорский надзор. Органы прокуратуры должны надзирать за исполнением закона в процессе исполнения наказания, для этого используют все возможные формы:

• анализ прессы,

• прием граждан,

• выезд на место (в исправительное учреждение) только после анализа и подтверждения поступивших жалоб, разговора с сотрудниками учреждения,

• встреча с общественностью

Общественные организации. Им уделено много внимания. Вопросы, связанные с отбыванием наказания, подвергались изменению в сторону расширения прав общественных организаций, - ст. 23. То есть законодатель предоставляет больше возможностей общественным организациям заниматься этими вопросами. Общественные организации курируют деятельность отдельных групп людей, объединений. Они посещают учреждения с разрешения руководителя учреждения. Иностранным общественным организациям тоже дается такое право. Проводятся конференции общественных организаций на базе ФСИН. Сейчас они приобретают большое значение. Создаются специальные программы по строительству новых учреждений, привлечению к труду и др.

Современные колонии-поселения сейчас строятся чаще, там 8-часовой рабочий день, выходные, выход в город. Чем меньше времени лицо отбывает наказание в соответствующей учреждении, тем больше он исправляется. Все цивильно. Сейчас снимают 2 этаж коек.

30.10.13

Свобода не всегда является абсолютно достаточной, но она предопредела характеристиками осужденных, это позволяет определить, насколько правовое положение удовлетворяет их статусу.

Ранее давали права и обязанности в соответствии с режимом, который в свою очередь соответствовал виду учреждения. Сейчас вся совокупность прав, обязанностей осужденных, дается классификация на общие и специальные права.

Современное понятие правого положения осужденных. Категория постоянная, взята из Конституции.

Правовое положение - фактическое общественное положение, выраженное посредствам норм, которое определяется совокупностью экономических, политических, духовных и иных условий жизни общества. Нужно учитывать нормативы, разработанные международными органами.

Говоря о правовом положении лиц, мы даем им много прав (они законопослушные), при осужденных мы говорим о расширении ограничений, которые имеются. Элементами правого положения являются субъективное право, юридическая обязанность и законные интересы (категория специально УИП). Однако иногда выделяют великое множество таких элементов - свободу, правоспособность, дееспособность, гарантии и др. Но субъективное право и юридическую обязанность выделяют все учены, поэтому мы возьмем их за основу. Субъективное право - гарантируемое государством и обеспеченное правовыми нормами возможность поступать так или иначе, в соответствии с жестко регламентируемыми нормами жизни осужденных. Законный интерес - особенности:

• интересу не противостоят прямые юридические права и обязанности

• не имеют (не предусматривают) юр гарантии, опираясь на которые их можно было бы остаивать

• не обеспечиваются материальным положением или базой, необходимой для удовлетворении отбывния наказания

Содержание - предоставление государством возможности поступать так или иначе на усмотрение осужденного с единственной целью совершения общеприпризнанных поступков, которые оцениваются положительно. Особенно так должны относиться к средствам исправления осужденных. Это - режим, образовательная и воспитательная работа, участие общественности. У осужденного всегда есть интерес раньше отбыть наказание + улучшить условия отбывания наказания (быть переведенным в лучшие условия), поэтому лицо должно демонстрировать администрации свое положительное исправление.

Меры наказания и как в их рамках можно воздействовать:

1) Штраф - единовременно или рассрочка (если содействует следствию и все такое)

2) Исправительные работы - интерес в том, чтобы привлекаться к квалифицированному труду, чтобы вычитался из ЗП маленький %, в рамках учреждения администрация может использовать полученные им навыки,

3) лишение свободы - возможность УДО, быть переведенным в лучший режим в рамках замены неотбытой части наказания более мягким.

Возможность осужденного определять форму поведения законодатель не предусматривает.

Правовое положение осужденного: он остается гражданином РФ. Он ограничивается в определенной совокупности прав и свобод, лицо ограничивается с учетом личности и ее особенностей.

3 вида статуса осужденных:

1. Общий - ограничения, которые не касаются конституционных прав и свобод, они остаются с ним в полной мере независимо от вида наказания.

2. Специальный - совокупность прав и обязанностей, присущих определенной (конкретной) группе лиц из числа осужденных, эта группа лиц определяется видом наказания.

3. Индивидуальный - в рамках отдельных видов наказаний (в рамках группы) могут быть разные ограничения осужденных: в связи с условиями отбывания наказания, с применением мер административного, дисциплинарного характера.

Теперь мы должны рассматривать эти ограничения не в целом, а к конкретной группе и к конкретному осужденному. Законодатель очень редко дает общий вид, он скорее конституционный.

Глава предусмотрена впервые (ст. 10 - 15): предусмотрены "основные права" и неосносныоые, основные - конституционные права, законодатель их только подтверждает, говорит, что имеет право ими пользоваться, предусматриваются органы и ДЛ, которые должны эти права обеспечивать. Сейчас законодатель исключил порядок жалобы, ранее было сложнее - раньше он проходил через все звенья от челобитчика к органу, сейчас идет напрямую, дается 2 копии ответа: один - осужденному, другой - соответствующему органу.

"Права осужденных" - неосновные, иные - реализуются и обеспечиваются администрацией исполнения наказания (у-и инспекция или администрация учреждения), тогда мы получаем иной порядок решения вопроса. Любое нарушение права будет или на контроле у вышестоящей организации, или у прокуратуры. Ранее такого не было.

Ранее не было предусмотрено:

- право на оказание осужденному психологической помощи согласно состоянию здоровья и медицинским характеристикам,

- право на юридическую помощь (право может быть постоянным - для пожизненных - круглосуточным - 8 часов в сутки по 4 часа с перерывом на обед),

- право пользования языком (некаждый владеет гос языком также хорошо, как родным) который знаешь лучше, чем государственный, в таком случае ему и переводчика не надо; свидания разрешены на родном языке,

- иностранцы - есть ряд законов, предопределяющих их статус и порядок перемещения. Они имеют право на связь со своей страной через консульства, общественные организации - право на поддержание через них связь со своей страной. Если таких учреждений нет, то государство ищет подходящие дипломатические представительства, которые могли бы поддерживать связь осужденных с из страной через это представительство. Ранее был один бесплатный 15 минутный звонок родным после помещения в исправительное учреждение, сейчас решили, что очень дорого + есть хорошая связь через дип консульства.

Сейчас кодекс с точки зрения прав и свобод стал другим.

Что касается прав, которые обеспечивает администрация,

1) свобода совести и свобода вероисповедования осужденных. Ранее к этому подходили так - нужно освободить время от работы и от всего другого и пригласить батюшку. Сейчас определили места и построили культовые учреждения практически во всех исправительных учреждениях. Однако расположение культовых учреждений региональное (то есть учитываем религию данного субъекта). Построить культовые учреждения всех типов нельзя. Там где нельзя построить, просто приглашают священнослужителей для совершения процедур.

2) Личная безопасность. Как правило, отправляют по месту проживания. Если нельзя сюда, то отсылаем в другой субъект, предварительно смотрим, есть ли там лица, которые имеют зуб на осужденного и тогда оправляют в другое место. Если после прибытия у осужденного возникают конфликты, то администрация сама принимает меры по обеспечению личной безопасности немедленно. Любое первое действие должно быть направлено на изменении условий, где находился обвиняемый, чтобы безопасность была обеспечена. Она должна отвести осужденного или к себе в кабинет, или в административное здание. Потом вызывают главного по режиму, чтобы он определил подходящее место в рамках учреждения, или можно отправить его в изолятор. С этого момента осужденный берется под охрану. Раньше это было проблемой самих осужденных.

Правовые последствия отбывания наказания. Несмотря на демократичность норм в течении отбывания наказания, последствия за их отбывание неприятные.

Последствия

Уголовно-правовые - судимость (при новом преступлении будет отягчающее обстоятельство, учитывается при квалификации, при рецидиве, при назначении наказания, это обстоятельство всегда препятствует освобождению от уголовной ответственности)

Уголовно-исполнительные (применяются администрацией за нарушение режима и за совершение преступления; если повторно попадает в места лишения свободы)

Общественные последствия:

ограничения в праве занимать определенные должности (учителя, таможенники, приставы-исполнители и др.),

как правило, является причиной для отказа на приобретение огнестрельного оружия,

служит причиной отказ на получение допуска к гос тайне.

До 2009 служило причиной отказа от несения воинской обязанности.

Не имеет значения, исправился ли он, и был ли срок условным или реальным.

Смысл предоставленных прав. Предусмотреть субъективные права для осужденных можно, но нужно ли?

Социально-полезные связи

Сначала цифры на 2000 год, потом на 2010:

до не учились и не работали 56% осужденных, сейчас 52%,

Неграмотные - не было, сейчас 1,8%

Не состояли в браке - 69% (из них 62% женщин), сейчас - 77% (женщин - 74%).

Расторгнутые браки - 32% (женщины 48%), сейчас - 47% (женщины 43%).

Не воспользовались правом на телефонные разговоры - ..., сейчас 48%.

Не получает от родственников ничего - ..., сейчас 68,8%.

Не получают ЗП - 60%, сейчас 65%. (То есть число неработающих растет).

Не получают посылок и передач - 31%, сейчас 22%.

Невоспользовавшиеся правом на краткосрочные свидания - 50%, сейчас 56%.

Не воспользовались правом на долгое свидание - 61%, сейчас 66% (из них 73% женщины).

Каждое право должно быть на столько ценным, чтобы он дорожил им, боялся потерять право. То есть воздействовать можно толк о через еду и перевод в другой режим (где заставят работать, но у нас труд свободен). То есть проблема сложная. Если предоставлять все права это не значит сделать систему эффективной.

Есть разный ракурс на проблему, с одной стороны, режим (коммуникации, встречи, одежда, питание и др), с другой стороны, когда есть минимальный набор конституционных и общегражданских прав, которые не являются ценностью для осужденного.

6.11.13


Сейчас читают про: