Тема 8 Логические основы аргументации

 

1. Установите вид и структуру доказательства:

1. Требуется доказать, что через каждую точку прямой можно провести перпендикулярную ей прямую, и только одну. Допустив, что таких прямых можно провести хотя бы две, мы приходим к выводу, что от данной полупрямой в данную полуплоскость можно отложить два угла с одной и той же градусной мерой (90°). А это противоречит аксиоме, согласно которой от данной полупрямой в данную полуплоскость можно отложить только один угол с данной градусной мерой. Значит, наше предположение неверно, и теорема доказана.

______________________________________________________________________________________________________________

2. Представитель обвинения так построил доказательство вины обвиняемого. Обвиняемый был на месте преступления – в квартире, где была совершена кража, имеются следы его обуви. Соседи потерпевшего видели, как обвиняемый выходил из подъезда, в котором живет потерпевший, примерно в то время, когда была совершена кража. Обвиняемый пытался продать некоторые вещи, принадлежащие потерпевшему. Из всего этого следует, что обвиняемый принимал участие в краже вещей из квартиры.

______________________________________________________________________________________________________________

2. Правильно ли приведенное ниже доказательство, и если нет, то укажите характер ошибки:

1.«Отчего зимою ночь длинная, а летом наоборот? День зимой оттого короткий, что подобно всем прочим предметам, видимым и невидимым, от холода сжимается, и оттого, что солнце рано заходит, а ночью от возжжения светильников и фонарей расширяется, ибо согревается» (Чехов А.П. Письмо к ученому соседу).

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Так как верно, что мышь может сгрызть какую-нибудь книгу, а также, что «мышь» является существительным, то ясно, что будет верным и то, что есть такие существительные, которые могут сгрызть какую-нибудь книгу.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Найдите тезис, аргументы, укажите способ доказательства:

 «Назойлив только глупец: умный человек сразу чувствует, приятно его общество или наскучило, и уходит

за секунду до того, как станет ясно, что он – лишний» (Ж. Лабрюнер).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. К доказываемому обстоятельству подберите доказательство, затем постройте акт доказывания:
а) как соединительно-разделительный позитивный;
б) как условный многозначный негативный:
"Н. не получал этих денег путем кражи".

*Дайте прямую и косвенную аргументацию нижеследующих тезисов.

П р и м е р.

Прямое обоснование:

а) Тезис: Русский народ внес значительный вклад в развитие мировой культуры.

    б) Подбираем аргументы:

    Русские писатели внесли значительный вклад в развитие мировой литературы. Так, Л. Толстой и М. Достоевский являются общепризнанными классиками мировой литературы (1 À);

    Русские композиторы создали множество музыкальных произведений, которые вошли в «золотой фонд» мировой культуры (2 À);

    Русские ученые сделали множество великих научных открытий, которые оказали существенное воздействие на развитие мировой научной мысли (3 À).

Косвенное обоснование:

а) Выдвигаем антитезис:

Неверно, что русский народ внес значительный вклад в развитие мировой культуры.

   б) Выводим следствия из антитезиса:

 Русские писатели не внесли значительного вклада в развитие мировой литературы (1 С);

   Русскими учеными не было сделано великих научных открытий (2 С);

Русские композиторы не создали великих музыкальных произведений (3 С).

Из ложности следствий выводим ложность антитезиса, а из ложности антитезиса делаем заключение об истинности тезиса.




Тезисы.

  1. Россия — это федеративное государство.

  2. Россия — это государство с республиканской формой правления.

  3. Важной сферой личных прав и свобод человека является свобода мысли и слова.

4.Ни одно преступление не должно остаться нераскрытым.

    5. «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет» (Крылов).

6.«Когда узнаешь свои ошибки, имеешь шанс их исправить» (Роберт Бернс).

  7. Не следует спорить без особой необходимости.

  8.«Ничего не доводи до крайности» (К. Прутков).

  9.«Противник, вскрывающий ваши ошибки, полезнее для вас, чем друг, желающий их скрыть» (Леонардо да Винчи).

  10.Гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства.

Тезис Аргументы Антитезис Вывод
1.        
2.        
3.        
4.        
5.        
6.        
7.        
8.        
9.        
10.        

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: