Интересные примеры. А) Морские двустворчатые моллюски – мидии: у некоторых видов на краю створок есть колышащиеся отростки в форме маленьких рыбок, которые привлекают рыб определенного вида: рыба надавливает на створки, пытаясь съесть ее. При этом из моллюска выдавливаются маленькие детки-мидии, которые попадают в жабры подплывшей рыбы. Именно в этих жабрах они 6 мес. будут развиваться. Рыбе вреда они не приносят. Это пример мутуализма (взаимовыгодные отношения между видами).
Б) Осьминог: у самца появляется мешочек со спермой / самка шупальцем берет его и кладет себе под мантию, где происходит оплодотворение яиц.
В) Рыба-удильщик глубоководная – у них есть длинный отросток со светящимися бактериями. А в брачный период к тому же самка выделяет феромоны. Привлеченные самцы (которые гораздо меньше самок) зубами зацепляются за тело самки и постепенно в него погружаются. Они становятся ее паразитом, т.к. питаются уже через ее кровеносную систему. Так пожизненно в ее теле отростком и остаются!
|
|
У близких к человеку человекообразных приматов можно выделить собственно брачное (репродуктивное) и сексуальное поведение. У бонобо (карликовый шимпанзе) спаривание или его имитация является способом решения конфликтов (буфер агрессии), а, кроме того, способом получить удовольствие.
+V. Игровое поведение. Добровольное и нецелевое, развлекательно-рекреационное поведение, в результате которого осваиваются необходимые жизненные навыки и устанавливаются социальные связи особей в группе.
Игра - это высокоразвитая форма поведения, в которой осваиваются будущие социальные роли (т.е. функции) особей.
В игре устанавливается временная иерархия участников. Обычно это группы сверстников, которые пробуют физические и интеллектуальные способности индивидов на бессознательном уровне. В игровой форме проигрываются взрослые роли. Игра готовит особь к будущей взрослой жизни. У детёнышей мало социальных функций. Игра удовлетворяет любознательность молодой особи. Игра приучает к подчинению неким правилам, обеспечивает повышенную двигательную активность.
Критерии игры:
1) добровольное участие в игре;
2) участие в игре не направлено на достижение какой-либо явной цели;
3) игра подразумевает повтор ранее усвоенных действий;
4) игра может сопровождаться «игровыми сигналами» (определённые тональность и звуки, движения // у человека опред. слова, тон, движения, жесты). У детей в форме игры происходит освоение новых форм поведения.
Для большинства приматов игровое поведение характерно для детенышей, но у шимпанзе игровое поведение существует и у взрослых особей (как у кошек и собак).
|
|
VI. Демонстрационное поведение: демонстрации угрозы и подчинения.
Угрожающее (=агонистическое) поведение. Часть демонстрационного поведения. Предполагает определённые схемы поведения, которые позволяют животным справляться с конфликтами, возникающими в результате агрессивных столкновений с конспецифическими организмами.
Большинство внешних конфликтных ситуаций обусловлено соперничеством за ресурсы. Животные могут испытывать при этом внутренний конфликт между побуждением к агрессии (к нападению) и страхом.
Конфликты порождают различные поведенческие реакции: демонстрации угрозы, умиротворения, обозначение границ своей территории с помощью пахучих меток, песен, танцев. Все эти разновидности поведения имеют общую особенность – они уменьшают ущерб от столкновения между представителями одного вида.
Примеры демонстраций угрозы:
1) оскал (клыки);
2) напряжённость наступательной позы;
3) пристальный немигающий взгляд;
4) поднятый хвост и вздыбленная шерсть;
5) волк вращает хвостом и щелкает зубами;
6) медведь встает на задние лапы и открывает пасть – демонстрирует
свои большие размеры, когти и зубы;
7) серебристый танцующий паук («белая леди») в пустыне Намиб (Юж.
Африка): меняет позу – с приземистой, распластаной на песке на
высокую, т.е поднимается на лапках и ходит = "танец белой леди".
Примеры демонстраций подчинения:
1) позы подчинения – поджатые уши и хвост, взгляд исподлобья.
2) опущенная голова и передняя часть тела;
3) подставление уязвимой части тела (шеи) – галки, волки;
4) у высших приматов – сексуальные подставления и груминг.
БУФЕРЫ агрессии – разнообразные формы поведения одной особи, которые сигнализируют другой особи об отказе от агрессивных намерений. Животное демонстрирует свое намерение прекратить конфликт.
Примеры: элементы демонстрационного поведения – поджатый хвост, опущенные уши и шерсть, подставления, например, шеи (волки, галки), опущенные глаза. У слонов – детеныши и самки касаются своим хоботом до хобота самца. Кроме того, уход с поля боя, оставление того, что было захвачено. У высших приматов – эффективно в таких случаях взять детеныша на спину или на руки.