Все эти особенности поведения и внешности животных – пример естественного отбора, который дарвин назвал половой отбор

 

Интересные примеры. А) Морские двустворчатые моллюски – мидии: у некоторых видов на краю створок есть колышащиеся отростки в форме маленьких рыбок, которые привлекают рыб определенного вида: рыба надавливает на створки, пытаясь съесть ее. При этом из моллюска выдавливаются маленькие детки-мидии, которые попадают в жабры подплывшей рыбы. Именно в этих жабрах они 6 мес. будут развиваться. Рыбе вреда они не приносят. Это пример мутуализма (взаимовыгодные отношения между видами).

Б) Осьминог: у самца появляется мешочек со спермой / самка шупальцем берет его и кладет себе под мантию, где происходит оплодотворение яиц.

В) Рыба-удильщик глубоководная – у них есть длинный отросток со светящимися бактериями. А в брачный период к тому же самка выделяет феромоны. Привлеченные самцы (которые гораздо меньше самок) зубами зацепляются за тело самки и постепенно в него погружаются. Они становятся ее паразитом, т.к. питаются уже через ее кровеносную систему. Так пожизненно в ее теле отростком и остаются!

 

У близких к человеку человекообразных приматов можно выделить собственно брачное (репродуктивное) и сексуальное поведение. У бонобо (карликовый шимпанзе) спаривание или его имитация является способом решения конфликтов (буфер агрессии), а, кроме того, способом получить удовольствие.

+V. Игровое поведение.   Добровольное и нецелевое, развлекательно-рекреационное поведение, в результате которого осваиваются необходимые жизненные навыки и устанавливаются социальные связи особей в группе.

Игра  - это высокоразвитая форма поведения, в которой осваиваются будущие социальные роли (т.е. функции) особей.

В игре устанавливается временная иерархия участников. Обычно это группы сверстников, которые пробуют физические и интеллектуальные способности индивидов на бессознательном уровне. В игровой форме проигрываются взрослые роли. Игра готовит особь к будущей взрослой жизни. У детёнышей мало социальных функций. Игра удовлетворяет любознательность молодой особи. Игра приучает к подчинению неким правилам, обеспечивает повышенную двигательную активность.

Критерии игры:

1) добровольное участие в игре;

2) участие в игре не направлено на достижение какой-либо явной цели;

3) игра подразумевает повтор ранее усвоенных действий;

4) игра может сопровождаться «игровыми сигналами» (определённые тональность и звуки, движения // у человека опред. слова, тон, движения, жесты). У детей в форме игры происходит освоение новых форм поведения.

Для большинства приматов игровое поведение характерно для детенышей, но у шимпанзе игровое поведение существует и у взрослых особей (как у кошек и собак).

 

VI. Демонстрационное поведение: демонстрации угрозы и подчинения.

Угрожающее (=агонистическое) поведение. Часть демонстрационного поведения. Предполагает определённые схемы поведения, которые позволяют животным справляться с конфликтами, возникающими в результате агрессивных столкновений с конспецифическими организмами.

Большинство внешних конфликтных ситуаций обусловлено соперничеством за ресурсы. Животные могут испытывать при этом внутренний конфликт между побуждением к агрессии (к нападению) и страхом.

Конфликты порождают различные поведенческие реакции: демонстрации угрозы, умиротворения, обозначение границ своей территории с помощью пахучих меток, песен, танцев. Все эти разновидности поведения имеют общую особенность – они уменьшают ущерб от столкновения между представителями одного вида.

Примеры демонстраций угрозы:

1) оскал (клыки);

2) напряжённость наступательной позы;

3) пристальный немигающий взгляд;

4) поднятый хвост и вздыбленная шерсть;

5) волк вращает хвостом и щелкает зубами;

6) медведь встает на задние лапы и открывает пасть – демонстрирует

свои большие размеры, когти и зубы;

7) серебристый танцующий паук («белая леди») в пустыне Намиб (Юж.

Африка): меняет позу – с приземистой, распластаной на песке на

высокую, т.е поднимается на лапках и ходит = "танец белой леди".

 

 

Примеры демонстраций подчинения:

1) позы подчинения – поджатые уши и хвост, взгляд исподлобья.

2) опущенная голова и передняя часть тела;

3) подставление уязвимой части тела (шеи) – галки, волки;

4) у высших приматов – сексуальные подставления и груминг.

 

БУФЕРЫ агрессии – разнообразные формы поведения одной особи, которые сигнализируют другой особи об отказе от агрессивных намерений. Животное демонстрирует свое намерение прекратить конфликт.

Примеры: элементы демонстрационного поведения – поджатый хвост, опущенные уши и шерсть, подставления, например, шеи (волки, галки), опущенные глаза. У слонов – детеныши и самки касаются своим хоботом до хобота самца. Кроме того, уход с поля боя, оставление того, что было захвачено. У высших приматов – эффективно в таких случаях взять детеныша на спину или на руки. 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: