Основные социально-психологические проблемы инвалидов

Инвалидность как состояние ставит перед человеком ряд специфических социально-психологических проблем. Наиболее распространенными являются изоляция и фрустрация. Одиночество является значимым компонентом в структуре негативных переживаний. Ирвин Ялом выделяет три типа изоляции:

º межличностную, которая переживается как одиночество, т.е. изоляция от других членов общества;

º внутриличностную, которую он интерпретирует как «процесс, посредством которого человек отделяет друг от друга части самого себя,... когда человек душит собственные чувства или стремления, принимает “нужно” и “следует” за собственные желания, не доверяет собственным суждениям или сам от себя блокирует собственный потенциал»;

º экзистенциальную изоляцию он рассматривает как фундаментальную - отдаленность человека от мира.

Фарида Майленова подразделяет межличностную изоляцию на социальную и эмоциональную. Одиночество, вызванное социальной изоляцией, - это ощущение недоступного круга общения, людей, способных удовлетворить потребность в общении как таковом, в межличностных контактах, не обязательно глубоких и близких. Одиночество, вызванное эмоциональной изоляцией, наступает из-за отсутствия привязанности к конкретному человеку или в случае, когда человек отделяет свои эмоции от воспоминаний о событии и становится неспособным к близким отношениям с другими людьми. Но об одиночестве можно говорить лишь тогда, когда сам человек осознает неполноценность своих отношений, т.е. состояние, при котором происходит осознание собственной депривации.

Концептуальная модель одиночества как результат осознания личностью ситуации собственной депривации позволяет увидеть депривационные источники одиночества. К одиночеству приводит депривация потребностей личности; ситуация внешней отчужденности приводит к внутренней отчужденности как специфической защитной реакции. Ольга Борисовна Долгинова выделяет три уровня неудовлетворения потребностей: эмоциональный, когнитивный, психосоциальный. Выбор данных трех уровней депривации обусловлен объективностью положений и выводов, содержащихся в теории и методологии психического отражения, которая соотносится со взглядами на проблему феноменологии одиночества как на переживание личностью состояния собственной депривации.

Депривация эмоциональная может быть рассмотрена как недостаточная возможность для установления интимных эмоциональных отношений с каким-либо лицом или разрыв подобных эмоциональных связей, если таковые уже были созданы.

Депривация когнитивная определяется как результат изменчивости, хаотичности структуры внешнего мира без четкого упорядочивания и смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне: социально-политическая нестабильность общества, неустойчивость социальных требований и т.п.

Депривация социальная возникает как результат ограничений возможностей для усвоения автономной социальной роли, например, проблема удовлетворения профессиональных притязаний.

Анализ различных видов депривации открывает пути выхода личности из состояния одиночества. Преодоление состояния одиночества - длительный по времени процесс, который сопряжен с желаниями человека изменить ситуацию психических потребностей.

Следующей значимой социально-психологической проблемой является проблема социальной фрустрированности. Фрустрация (от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание) - психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Она возникает в ситуации конфликта, когда, например, удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или труднопреодолимые преграды и сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и т.п.

Ситуация инвалидности несет в себе деструктивный потенциал. Ограниченность жизнедеятельности и неопределенность будущего фрустрируют инвалида, часто приводят к истощению психических сил. Одни винят во всем себя, другие - внешние обстоятельства, третьи оказываются фаталистами и мирятся с ситуацией фрустрации, четвертые готовы активно воздействовать на эти обстоятельства, желая изменить их.

При рассмотрении социально-психологических проблем инвалидов следует учитывать наличие или отсутствие комплекса неполноценности. Термин «комплекс неполноценности» ввел немецкий психиатр Альфред Адлер, считая его полезным для самосовершенствования: люди, которые изначально чувствуют в чем-то свою несостоятельность, пытаются это компенсировать. Потребность в самоутверждении, стремление к власти и становятся той движущей силой человеческого поведения, которая формирует жизненный стиль. Это теоретическое понятие обозначает энергетический потенциал психической активности, вызванный переживанием каждым человеком в раннем детстве ощущения собственной недостаточности.

Любой комплекс в человеке так или иначе связан с каким-либо изъяном. Возникновение его связывают с нарушением «образа тела» (в случае видимого физического дефекта) или с низкой самооценкой, сомнениями в собственном совершенстве (во многих других случаях). Самооценка, отношение к самому себе - особо существенная характеристика для инвалидов, так как общество ставит их на ступеньку ниже, чем здоровых. Это не может не наложить отпечаток на их собственное отношение к себе. От самооценки зависит образ жизни человека, его положение среди людей. От нее зависит протекание самого заболевания: в психологических исследованиях было обнаружено, что при прочих равных условиях лечение оказывается более эффективным для людей, ценящих себя более высоко. Характеризуя самооценку инвалидов, психологи ЦИЭТИНа (Центральный институт экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов) обращают внимание на ее противоречивость. Это проявляется и в резких различиях оценки себя по отдельным качествам, и в несовпадении осознаваемых и подсознательных компонентов самооценки, и в большей выраженности у инвалидов тенденции давать себе крайние (очень высокие и очень низкие) оценки, в то время как у здоровых людей преобладает тенденция к средним показателям самооценки.

Завышенная самооценка имеет в своей основе функционирование механизмов психологической защиты, утрату критичности. Исследователи выяснили также, что высокая оценка себя часто присутствует лишь на вербальном уровне, углубленное же психологическое исследование обнаруживает у многих инвалидов неудовлетворенность собой. Они, например, невысоко оценивают свою активность, что указывает на интровертированность, пассивность, попытки сдержать эмоциональные проявления. Часто встречается эгоцентризм, озабоченность своим статусом, сосредоточенность на своих проблемах.

Рассмотренные выше психологические проблемы препятствуют установлению нормальных отношений с окружающими, негативно сказываются на работоспособности, общем мировосприятии и усугубляют социальное положение инвалида.

Для эффективной работы с инвалидами необходимо также учитывать особенности психологического состояния их личности: эмоциональной, когнитивной и поведенческой сфер.

Эмоциональная сфера: эмоциональная сенситивность и лабильность с элементами тревоги и депрессированности, часто принимающих латентный характер со склонностью к хронизации; переживание скуки, внутреннего конфликта между стремлением к самостоятельности и социальной зависимостью; переживание одиночества, ностальгия по друзьям, ограничение чувственного круга восприятия окружающего мира и, как результат, нарастание подозрительности и паранойяльной настроенности.

Когнитивная сфера: характерная ригидность суждений; монологизация мышления; склонность к сверхценным образованиям, порой доходящим до бредовой настроенности; смещение хронотипа переживаний в прошлое и тревожно-ожидательная направленность их в будущее (болезнь, ущемление прав, смерть); переживание «культурного конфликта» между ранее усвоенными ценностями и образом жизни.

Поведенческая сфера: возрастает готовность к конфликтам; переживание собственной беспомощности; качественное изменение межличностных контактов; возможны суицидальные тенденции в поведении, которые могут носить характер скрытый и на первый взгляд представляться как «несчастные случаи» или запойные состояния при отсутствии клинических признаков алкоголизма в анамнезе; осторожность в установлении новых социальных связей; алкоголизация на бытовом уровне, носящая более «защитный» характер, нежели нозологический.

Решая основные социальные проблемы инвалидов (повышение социального статуса, улучшение материального положения, профессиональная востребованность), специалистам по социальной работе необходимо учитывать личностные психологические проблемы людей с ограничениями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: