В зависимости от того, насколько эффективным будет управление конфликтом, последствия конфликта станут функциональными или дисфункциональными.
Функциональные последствия конфликтов для организации:
º проблема решается путем, который устраивает все стороны, и в результате люди чувствуют себя причастными к решению важной для них проблемы;
º совместно и добровольно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь;
º стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов и могут использовать его в будущем;
º эффективное разрешение конфликтов между подчиненными и руководителем разрушает так называемый синдром покорности - страх открыто высказать свое мнение, отличное от мнения старших по должности;
º улучшаются отношения между людьми;
º люди перестают рассматривать наличие разногласий как зло, всегда приводящее к дурным последствиям.
Дисфункциональные последствия конфликтов:
º непродуктивные, конкурентные отношения между людьми;
|
|
º отсутствие стремления к сотрудничеству;
º представление своей позиции - как об исключительно положительной, о позиции оппонента - как об отрицательной;
º сворачивание или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной, препятствующее решению производственных задач;
º убеждение, что победа в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы;
º чувство обиды, неудовлетворенность, плохое настроение, текучесть кадров.
Способы разрешения конфликтов
На поведение людей в конфликтах влияет процесс научения. При затяжном конфликте оппоненты обычно хорошо друг друга изучают и начинают предпринимать те или иные действия, ориентируясь на особенности характера, типичные эмоциональные реакции, т.е. могут прогнозировать действия противоположной стороны. Это позволяет расширить сферу применяемых стилей и тактик поведения с «коррекцией» на особенности оппонента.