Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов

Профподготовка и профобразование инвалидов являются важнейшими аспектами их профессиональной реабилитации. Профессиональная подготовка, профобразование на различных уровнях и дополнительное образование инвалидов, как и дру­гих граждан, должно осуществляться в порядке и на условиях, определяемьж законодательством РФ. Для инвалидов, нуждаю­щихся в соответствии с индивидуальной программой реабили­тации в специальных условиях профподготовки и профобразо­вания, должны создаваться специальные федеральные, регио­нальные, муниципальные образовательные учреждения различ­ных типов и видов. Специальные образовательные учреждения


для инвалидов иных организационно-правовых форм должны осуществлять свою деятельность во взаимодействии с государ­ственными службами занятости, образования, социальной за­щиты на договорных условиях с предварительным их лицензи­рованием. В настоящее время в РФ действует 30 специальных образовательных учреждений системы Минсоцзащиты России. Профподготовку и профобразование инвалидов в специальных образовательных учреждениях следует осуществлять в соответ­ствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обуче­ния инвалидов. Недопустимо для инвалидов с сохранным ин­теллектом введение специальных стандартов, что имеет место в настоящее время. Представляется, что только при таком подхо­де инвалиды на равных началах, как профессионалы, будут конкурентоспособны на рынке труда. Следует отметить, что ха­рактер патологии, которой страдает инвалид, во многом опре­деляет его потенциальные возможности для профподготовки и профобразования. Профподготовка и профобразование инвали­да в специально созданных условиях является важным факто­ром предупреждения развития патологического процесса, спо­собствующим компенсации и восстановлению его трудоспособ­ности, а также улучшению морального состояния инвалида. В конечном итоге, все это положительно сказывается на его ак­тивной жизнедеятельности. Чтобы повысить эффективность про­фобразования, необходимо знать, как инвалид приспосаблива­ется к его условиям. Важную роль играет такой критерий оцен­ки рационального профобразования, как адаптация.

Адаптация — это активный процесс, в ходе которого лич­ность вырабатывает как приспособительные формы поведения в сфере образования и общения, так и формы активного учас­тия в общественной жизни. Процесс адаптации личности про­исходит всегда, когда человек вступает в длительное, устойчи­вое взаимодействие с новой социальной средой. Адаптация к профобразованию включает профессиональную социально-психо­логическую адаптацию. В профессиональной адаптации на пер­вый план выступает удовлетворенность той профессией, кото­рой они обучаются. Это обусловлено тем, что желание получить профессию и работать именно в этой профессии у инвалидов, особенно в начале пребывания на инвалидности, неустойчиво,


оно может исчезнуть при неблагоприятном воздействии извне. В профессиональной адаптации инвалидов субъективный фактор приобретает особо важную роль.

Другой компонент адаптации — социально-психологичес­кая адаптация, т. е. приспособление к системе управления, ме­тодам организации и руководства профобразованием, включен­ность в социально-психологические связи внутри коллектива, активность в решении общественных вопросов.

Выделяются три уровня адаптации к профобразованию: высокий, средний, низкий. Высокий уровень характеризуется творческим отношением к сложившимся в среде профобразо­вания нормам и стереотипам, более полной удовлетвореннос­тью образовательным процессом, активным отношением к не­достаткам, проявлением инициативы по их устранению.

У инвалида со средним уровнем адаптации происходит приспособление к образовательной среде, усвоение средних социальных норм, общепринятых форм и способов действия, которые обеспечивают выполнение на среднем уровне основ­ных по овладению профессией функций.

Низкий уровень адаптации отражает взаимное несоответ­ствие учащегося образовательной среде: недостаточное приспо­собление к физическим условиям, неудовлетворительное вы­полнение учебных и социальных функций в коллективе.

В процессе адаптации к профобразованию большую роль играют такие личностные свойства, как эмоциональная устой­чивость, высокий уровень самоконтроля, спокойствие, довер­чивость и рациональная комфортность. Решающим условием со­циально-психологической адаптации является чувство принад­лежности к коллективу, выражающееся в удовлетворенности сво­им положением в нем и своей учебой, взаимоотношением меж­ду учащимися, преподавателями, коллективом в целом. Чело­век, утративший такие социальные ценности, как здоровье и трудоспособность, попадает в условия, когда резко изменяется его социальный статус: в его жизни появляется целый ряд огра­ничений и препятствий различного свойства. Инвалид становит­ся человеком зависимым и нуждающимся в физической, мате­риальной, моральной помощи окружающих. Все это неизбежно оказывает влияние на психику инвалида, она делается более ра­нимой, менее устойчивой к стрессовым ситуациям.


Уровень адаптации — показатель нестабильный, так как адаптация — это явление динамичное, на которое оказывают воздействие как средовые, так и внутренние факторы, обус­ловленные состоянием и свойствами человека. Переход на ин­валидность сопровождается шоком, который на начальных эта­пах пребывания человека на инвалидности затрудняет процесс его адаптации к профобразованию. Однако не следует думать, что шок, смятение, испытываемые инвалидом в начале пребы­вания на инвалидности, являются единственным фактором, зат­рудняющим адаптацию. Новые условия, каковыми являются условия профобразования, требуют определенного времени для адаптации к ним. Меняется и отношение окружающих к чело­веку, ставшему инвалидом, к чему он также должен приспосо­биться. Уже на втором году пребывания на инвалидности, по­вышается уровень социально-психологической адаптации: доля инвалидов с высокой адаптацией увеличивается, соответствен­но уменьшается доля инвалидов с низкой адаптацией.

В период перехода от централизованной к рыночной эко­номике резко обострилась проблема трудоустройства и поддер­жания занятости инвалидов. В условиях рыночной экономики статус личности в значительной мере определяется материаль­ной независимостью и возможностью самообеспечения челове­ка. Исходя из этих позиций очевидно, что трудовая деятель­ность становится во главу взаимоотношений членов общества. Однако инвалид обладает в сравнении со здоровым человеком ограниченной возможностью трудиться, при этом в условиях рыночной экономики он должен быть конкурентоспособным. В этой связи представляется целесообразным сформировать та­кую систему трудоустройства инвалидов, когда на паритетных началах будут учтены интересы общества и инвалидов, и рабо­тодатели не смогут отвергать работников из числа инвалидов. Это становится возможным при сочетании таких факторов, как:

• социально-психологическая положительная ориентация
на трудовую деятельность как со стороны самих инвалидов, так
и со стороны здоровых членов общества;

• правовое регулирование трудоустройства инвалидов;

• нормативное регулирование взаимоотношений ВТЭК,
органов социальной защиты и здравоохранения, учебных заве-


дений по профподготовке инвалидов, бирж труда, предприя­тий и иных работодателей.

Трудоустройство инвалидов в условиях рыночной эконо­мики в правовом государстве должно базироваться на общих принципах реабилитации и социальной политики в отношении инвалидов. Обеспечение занятости инвалидов — это межведом­ственная проблема. Сегрегационное решение этой проблемы безнравственно. В этой связи представляется целесообразным на всех уровнях управления (федеральном, региональном, муни­ципальном) создавать межведомственные советы по содействию профессиональной реабилитации и занятости инвалидов, ос­новные задачи которых:

• разрабатывать и внедрять целевые программы;

• контролировать выполнение целевых программ;

• содействовать деятельности государственных служб заня­
тости и реабилитации инвалидов по трудоустройству инвали­
дов;

• разрабатывать проекты дополнительно к гарантии заня­
тости инвалидов и представлять их на утверждение уполномо­
ченным на это федеральным, региональным, муниципальным
исполнительным органам власти.

В целом управление реабилитацией инвалидов должно осу­ществляться через целевые программы. Целевая программа реа­билитации инвалидов — это скоординированное по целям, сро­кам, содержанию текущее и перспективное планирование ком­плекса реабилитационных и иных мер на основе рационального использования материально-технических, кадровых и финан­совых ресурсов. Формирование программы требует проведения следующих поэтапных разработок: экспертного анализа сложив­шихся в стране подходов к реабилитации инвалидов; концепту­альной разработки планируемой программы; информационно­го поиска вводимых данных; собственно формирования про­граммы; прогнозирования результатов реализации программы; разработки стандартизированных показателей эффективности программных мероприятий.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: