Породы регионального метаморфизма

Региональный метаморфизм происходит под высоким неравномерным давлением и температурой и захватывает большие пространства. Это приводит к параллельному расположению перекристаллизованных минеральных частиц.

Глинистые сланцы (аргиллитовые ). Образуются при начальной стадии метаморфизма. В них хорошо выражена сланцеватость, они легко раскалываются на плитки. Цвет – серо–зеленый, серый, коричневый, бурый до черного. В воде не размокают. Сланцы частично состоят из глинистых минералов, частично из новообразований кварца, серицита, биотита, хлорита, часто присутствует углистое вещество.

Филлиты – более сильно метаморфизованные породы. Они полнокристаллические, тонко сланцеватые. Цвет очень разнообразен: зеленоватый, серый, черный. Состоят из хлорита, биотита, кварца и полевого шпата. Имеет шелковистый блеск, более плотные.

Кристаллические сланцы – характеризуются сланцеватостью, нередко плойчатостью. Структура чаще среднекристаллическая до крупнокристаллической. Отличаются сильным шелковистым блеском и наличием хорошо различимых чешуек. Состав: слюды, кварц или хлорит. В зависимости от состава – дают названия (слюдяные, хлоритовые).

Гнейсы – образования гнейсовой (полосчатой), реже сланцеватой или очковой текстуры. Структура – зернистокристаллическая, средне- или крупнозернистая. Вместо хлорита и слюды, которая сохраняется в небольшом количестве, преобладают полевые шпаты, много кварца. Состав близок минеральному составу гранитов, от которых отличаются ориентированной гнейсовой структурой.

Кварциты – метаморфизованные песчаники, состоящие из кварца, массивные плотные, зернистые породы. Очень прочны и тверды. Цвет – серый, облицовочный – розовый, темно–красный. Кварцевые песчаники с глинистым цементом преобразуются в слюдяно-кварцевыесланцы.

Мраморы – метаморфизованные известняки, состоящие из кальцита, имеют зернисто кристаллическую структуру, обычно массивную, нередко расплывчатую полосчатую текстуру. Характерна белая или светло–серая окраска.

Кислые и средние магматические породы преобразуются в ортогнейсы и ортосланцы с соответствующим минеральным составом.

Габбро и базальты преобразуются в зеленыесланцы (хлорит, эпидот, актинолит, альбит); амфиболит (массивные крепкие породы сланцеватой или волокнистой текстуры темно–серого до черного цвета – из роговой обманки и плагиоклаза); гранатовыеамфиболиты и эклогиты.

Ультраосновные породы под действием метаморфизма перекристаллизовываются в змеевики ( серпентиниты ) и тальковыесланцы.

Породы динамометаморфизма

Динамометаморфизм возникает под воздействием давления в условиях невысоких температур и заключается в интенсивном дроблении минеральных зерен без существенной их перекристаллизации.

Тектонические брекчии – остроугольные обломки, какой – либо породы, сцементированные мелко раздробленными обломками той же породы. Могут быть сложены обломками разных пород. Характерно отсутствие слоистости и однообразие состава обломков.

Катаклазиты, в которых дроблению и деформациям подвержены не только участки породы, но и слагающие ее минералы.

Милониты – тонкоперетертые плотные породы. В отличие от катаклазитов характерна большая степень дробления материала. Очень характерно возникновение и рост на общем тонко полосчатом фоне породы отдельных «очков» (микроклина), они достигают иногда 1 см и более. Текстура их сланцевая, тонко полосчатая, очковая.

Породы контактового метаморфизма

Контактовый метаморфизм вызывается действием высокой температуры, паров и растворов, связанных с внедрением магматического расплава, без заметного участия давления. Наиболее распространенными породами контактового метаморфизма являются роговики, скарны и грейзены.

Роговики – очень крепкие мелкозернистые породы массивной структуры. Иногда встречаются крупные кристаллы отдельных минералов. Цвет определяется окраской господствующих минералов, обычно серого, черного или темно – зеленого цвета. Разновидности: биотитовые, амфиболовые, силикатные роговики.

Скарны возникают в результате контактово–метасоматических процессов, при воздействии постмагматических растворов на контакте карбонатных и интрузивных пород. Главные породообразующие минералы – пироксен, плагиоклаз и гранат, а также при более низких температурах – эпидот, актинолит, карбонаты и рудные минералы. Структура от мелко- до крупнокристаллической, часто неравномернозернистая.

Грейзены – метасоматические породы, образовавшиеся в результате переработки постмагматическими газовыми и водными растворами (гранитов, а также эффузивов, осадочно – метаморф. пород, богатых кремнеземом).

По минеральному составу грейзены кварц–мусковитовые породы, часто с Li–слюдами, топазом, турмалином, флюоритом, бериллом, касситеритом. Имеют крупнокристаллическую структуру. Цвет – белый или светло –серый.

Порядок описания метаморфических горных пород

1. Цвет;

2. Текстура;

3. Структура;

4. Минеральный состав;

5. Дополнительные признаки породы – твердость, плотность;

6. Тип метаморфизма;

7. Название породы.

 

Задание: описать внешние характеристики образца из учебной коллекции и определить метаморфическую горную породу.

 

 

Литература

1. Павлинов В.Н., Михайлов А.Е., Кизельватер Д.С. Пособие к лабораторным занятиям по общей геологии / В.Н. Павлинов, А.Е. Михайлов, Д.С. Кизельватер. – М.: недра, 1983. -160 с. – 18400 экз.

2. Музафаров В.Г. Определитель минералов, горных пород и окаменелостей / В.Г. Музафаров. – М.: Недра, 1979. -327 с. – 10000 экз.

3. Павлинов В.Н., Кизельватер Д.С., Лиин Н.Г. Основы геологии / В.Н. Павлинов, Д.С. Кизельватер, Н.Г. Лиин. – М.: Недра, 1991. -290 с. – 40000 экз.

 

 

Курсовая работа по "Основам геологии" выполняется на первом курсе в первом семестре. Работа представляет собой развернутый реферат по одному из теоретических вопросов программы курса и выполняемый студентами по результатам углубленного изучения учебной и рекомендованной научной и научно-популярной литературы.

При выполнении курсовой работы необходимо соблюдать следующую последовательность:

1.Тема работы выбирается студентом самостоятельно из предлагаемого ему перечня и по согласованию с преподавателем.

2.Работа состоит из текстовой части с обязательными иллюстрациями в виде рисунков, схем, фотографий и т.д. Объем работы должен быть не менее 15стр. машинописного текста.

3.Для написания курсовой работы необходимо использовать не только учебную, но и дополнительную литературу. Следует отметить, что в списке литературы указаны далеко не все литературные источники и студентам предоставляется возможность самостоятельного поиска необходимых материалов.

4.Начинать работу рекомендуется с поиска, подбора и ознакомления с необходимой литературой. Затем составляется подробный план работы, который обязательно рассматривается и утверждается преподавателем. В процессе выполнения работы студент должен, по мере необходимости, посещать консультации, назначаемые преподавателем.

5.Выполнение работы заканчивается ее защитой. Дата защиты назначается преподавателем. Работа оценивается за глубину и полноту раскрытия темы, умение изложить в докладе представленную работу и за качество ответов на поставленные преподавателем, во время зашиты, вопросов. Определенное значение для окончательной оценки имеет качество и правильность оформления текста и иллюстраций работы.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ

 

Работа должна состоять из следующих составляющих:

· титульного листа;

· оглавления;

· текстовой части с иллюстрациями;

· списка графических приложений (если необходимо);

· списка использованной литературы.

1.Титульный лист оформляется по форме (Приложение 1).

2.Для написания работы используется бумага формата А-4. Параметры текста: поля слева -2.5, справа -1.5, сверху -2.0 и снизу -2.5. Страницы нумеруются снизу и по середине.

3.Каждая глава начинается с заголовка, выполненного более крупным шрифтом, чем остальной текст.

4.Иллюстрации должны быть подписаны и пронумерованы по порядку. В тексте необходимо делать ссылки на иллюстрации.

5.Список использованной литературы составляется в алфавитном порядке. В тексте должны быть ссылки на использованную литературу.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: