ЕЛАБУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ
О. В. Шатунова, А. Б. Сергеева
ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ
ПО ТЕХНОЛОГИИ
Учебно-методическое пособие
Для учителей технологии
Елабуга
2009
УДК 620 (07)
ББК 74.268
Ш 29
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Елабужского государственного педагогического университета
(Протокол № 38 от 26.112009)
Рецензенты: А.Э. ИСЛАМОВ,
зам. декана технолого-экономического факультета
Елабужского государственного педагогического университета;
М.И. ДЕВЯТОВА,
учитель технологии высшей квалификационной категории
СОШ № 34 г. Набережные Челны
Шатунова, О. В. Программы элективных курсов по технологии: учебно-методическое пособие для учителей технологии / О. В. Шатунова, А. Б. Сергеева. – Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2009. – 42 с.
Учебно-методическое пособие, составленное для учителей технологии, работающих в профильных классах, содержит необходимые сведения по разработке программ элективных курсов. Авторами представлены примеры учебных программ элективов, которые можно использовать в учебном процессе в классах технологического профиля
|
|
© О.В. Шатунова, А.Б. Сергеева
© Издательство ЕГПУ, 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ. 4
РОЛЬ И МЕСТО ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ В ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ. 6
ТИПЫ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ. 8
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ. 9
УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ. 16
АРАНЖИРОВКА ЦВЕТОВ.. 16
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЦВЕТОВ ИЗ ТКАНИ.. 21
ПРЕССОВАННАЯ ФЛОРИСТИКА (ОШИБАНА) 24
ИЗДЕЛИЯ В ТЕХНИКЕ ДЕКУПАЖ.. 28
ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ КОСТЮМА.. 30
КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ.. 34
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ.. 37
ПРЕДИСЛОВИЕ
В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования обозначены цели перехода к профильному обучению, среди которых основной является решение проблемы по созданию условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий. Для реализации этой цели помимо профильных общеобразовательных курсов были введены элективные курсы – обязательные по выбору учащихся. Элективные курсы обладают большим потенциалом в реализации нового содержания образования: они мобильны, создают ситуацию выбора для учащихся и учителей, стимулируют их на принятие решений, анализ результатов, осознанный выбор будущей образовательно-профессиональной траектории.
|
|
Старшая ступень общеобразовательной школы должна способствовать профессиональному самоопределению старшеклассника, его успешной социализации, обеспечить преемственность между школьным и профессиональным образованием. Необходимо создавать для учащихся условия для осознанного выбора будущей профессии, давать им возможность пробовать себя в различных видах деятельности. Это возможно осуществить в рамках реализации различных элективных курсов.
Элективные курсы по существу являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий, так как в значительной степени связаны с выбором каждым старшеклассником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, послешкольных жизненных планов.
Результативность элективных курсов будет достигнута только в том случае, если у учащихся появится возможность осознанного выбора элективного курса. Для обоснования выбора элективного курса учащимся нужны определенные условия. Во-первых, они должны ясно осознавать свои интересы, планы. Во-вторых, учащиеся должны иметь возможность заранее познакомиться с содержанием предложенных элективных курсов, изучив их краткие аннотации в виде учебно-методических комплектов. В-третьих, учителю, который будет реализовывать элективный курс, необходимо провести презентацию элективного курса для того, чтобы старшеклассники имели полное представление о содержании предлагаемого элективного курса. Основная особенность элективных курсов – вариативность, что предоставляет учащемуся возможность свободного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей профессиональному самоопределению старшеклассника. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и носят авторский характер.
Однако на практике учителям не всегда удается грамотно и кратко уложить необходимый учебный материал в рамки небольшого по объему элективного курса. Данное учебно-методическое пособие содержит рекомендации по проектированию программ элективных курсов, предназначенные для учителей технологии. Кроме того, в данном пособии представлены примеры программ элективов по технологии, которые можно использовать в учебном процессе в профильных классах.
РОЛЬ И МЕСТО ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ