Роль и место элективных курсов

ЕЛАБУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ

О. В. Шатунова, А. Б. Сергеева

 ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ

ПО ТЕХНОЛОГИИ

Учебно-методическое пособие

Для учителей технологии

 

Елабуга

2009

 

УДК 620 (07)

ББК 74.268

Ш 29

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Елабужского государственного педагогического университета

(Протокол № 38  от 26.112009)

 

 

Рецензенты: А.Э. ИСЛАМОВ,

зам. декана технолого-экономического факультета

Елабужского государственного педагогического университета;

М.И. ДЕВЯТОВА,

учитель технологии высшей квалификационной категории

СОШ № 34 г. Набережные Челны     

 

Шатунова, О. В. Программы элективных курсов по технологии: учебно-методическое пособие для учителей технологии / О. В. Шатунова, А. Б. Сергеева. – Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2009. – 42 с.

 

 

Учебно-методическое пособие, составленное для учителей технологии, работающих в профильных классах, содержит необходимые сведения по разработке программ элективных курсов. Авторами представлены примеры учебных программ элективов, которые можно использовать в учебном процессе в классах технологического профиля

 

© О.В. Шатунова, А.Б. Сергеева

© Издательство ЕГПУ, 2009

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ. 4

РОЛЬ И МЕСТО ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ В ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ. 6

ТИПЫ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ. 8

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ. 9

УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ. 16

АРАНЖИРОВКА ЦВЕТОВ.. 16

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЦВЕТОВ ИЗ ТКАНИ.. 21

ПРЕССОВАННАЯ ФЛОРИСТИКА (ОШИБАНА) 24

ИЗДЕЛИЯ В ТЕХНИКЕ ДЕКУПАЖ.. 28

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ КОСТЮМА.. 30

КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ.. 34

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ.. 37

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования обозначены цели перехода к профильному обучению, среди которых основной является решение проблемы по созданию условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий. Для реализации этой цели помимо профильных общеобразовательных курсов были введены элективные курсы – обязательные по выбору учащихся. Элективные курсы обладают большим потенциалом в реализации нового содержания образования: они мобильны, создают ситуацию выбора для учащихся и учителей, стимулируют их на принятие решений, анализ результатов, осознанный выбор будущей образовательно-профессиональной траектории.    

Старшая ступень общеобразовательной школы должна способствовать профессиональному самоопределению старшеклассника, его успешной социализации, обеспечить преемственность между школьным и профессиональным образованием. Необходимо создавать для учащихся условия для осознанного выбора будущей профессии, давать им возможность пробовать себя в различных видах деятельности. Это возможно осуществить в рамках реализации различных элективных курсов.

 Элективные курсы по существу являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий, так как в значительной степени связаны с выбором каждым старшеклассником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, послешкольных жизненных планов.

Результативность элективных курсов будет достигнута только в том случае, если у учащихся появится возможность осознанного выбора элективного курса. Для обоснования выбора элективного курса учащимся нужны определенные условия. Во-первых, они должны ясно осознавать свои интересы, планы. Во-вторых, учащиеся должны иметь возможность заранее познакомиться с содержанием предложенных элективных курсов, изучив их краткие аннотации в виде учебно-методических комплектов. В-третьих, учителю, который будет реализовывать элективный курс, необходимо провести презентацию элективного курса для того, чтобы старшеклассники имели полное представление о содержании предлагаемого элективного курса. Основная особенность элективных курсов – вариативность, что предоставляет учащемуся возможность свободного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей профессиональному самоопределению старшеклассника. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и носят авторский характер.

Однако на практике учителям не всегда удается грамотно и кратко уложить необходимый учебный материал в рамки небольшого по объему элективного курса. Данное учебно-методическое пособие содержит рекомендации по проектированию программ элективных курсов, предназначенные для учителей технологии. Кроме того, в данном пособии представлены примеры программ элективов по технологии, которые можно использовать в учебном процессе в профильных классах.

 

 

РОЛЬ И МЕСТО ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: