Проектирование элективных курсов

Прежде чем приступить к процессу проектирования элективных курсов для предпрофильной и профильной подготовки школьников учителю необходимо поставить перед собой ряд вопросов, решение которых во многом облегчит их работу. Предлагаем их содержание:

· На каком содержательном материале и через какие формы работы можно наиболее полно реализовать задачи предпрофильной и профильной подготовки?

· Чем содержание элективных курсов будет отличаться от базового курса? (исключить дублирование).

· Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен этот курс (в библиотеке, у учителя …)?

· Какие виды деятельности возможны в работе с данным содержанием?

· Какие виды работы могут выполнить учащиеся для подтверждения своей успешности в будущем обучении?

· Какова доля самостоятельности ученика, в чем он может проявить инициативу?

· Какие критерии позволяют оценить успехи в изучении данного курса (оценка за курс ставится, но в портфолио можно поместить отзыв, результат).

· Чем может завершиться для ученика изучение курса? Какова форма отчетности?

После того, как учитель ответит на поставленные вопросы, ему необходимо приступить к разработке программы. При разработке программы элективного курса необходимо:

· Проанализировать содержание учебного предмета в рамках выбранного профиля.

· Определить, чем содержание элективного курса будет отличаться от базового или профильного курса.

· Определить тему, содержание, основные цели курса, его функцию в рамках данного профиля.

· Разделить содержание программы курса на модули, разделы, темы, определить необходимое число часов на каждый из них.

· Выяснить возможность обеспечить данный курс учебными и вспомогательными материалами: учебниками, хрестоматиями, дидактическими материалами, лабораторным оборудованием, реактивами и т.д. Составить список литературы для учителя и учащихся.

· Выделить основные виды деятельности учащихся, определить долю самостоятельности учащихся при изучении курса. Если программа предполагает выполнение практических работ, лабораторных опытов, проведение экскурсий, выполнение проектов, то их описание должно быть представлено в программе.

· Определить образовательные продукты, которые будут созданы учащимися в процессе (результате) освоения программы курса (Образовательный продукт – это материалы, которые будут разработаны учащимися в ходе познавательной, исследовательской деятельности – конспект, тезисы, эксперимент, серия опытов, исторический анализ, доказательство, стихи, очерки, песня, фотография, модель, макет, схема, компьютерная программа и др.).

· Определить критерии, позволяющие оценить успешность освоения программы.

· Продумать форму отчетности по итогам освоения программы курса.

Структура программы элективного курса должна выглядеть следующим образом:

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3. Учебно-тематический план.

4. Содержание образования (полная, детальная характеристика каждой темы – знания, опыт познавательной деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений и т. д.).

5. Список литературы для учителя и учащихся.

6. Учебно-материальная база.

7. Приложения (темы творческих работ, проектов, планы проведения лабораторных работ, экскурсий и т.д.)

Титульный лист включает:

- наименование образовательного учреждения;

- сведения о том, где, когда и кем утверждена программа;

- название элективного курса;

- класс, на который рассчитана программа;

- ФИО, должность автора (авторов) программы;

- название города, населенного пункта;

- год разработки программы.

Пояснительная записка включает:

- аннотацию,обоснование необходимости введения данного курса в школе;

- указание на место и роль курса в профильном обучении(важно показать, каково место курса в соотношении как с общеобразовательными, так и с базовыми профильными предметами: какие межпредметные связи реализуются при изучении элективных курсов, какие общеучебные и профильные умения и навыки при этом развиваются, каким образом создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся, профессионального самоопределения);

- цель и задачи элективного курса(цель курса – для чего он изучается, какие потребности субъектов образовательного процесса удовлетворяет: учащихся, учителей, школьного сообщества, общества; задача курса – что необходимо для достижения целей);

- сроки реализации программы(продолжительность обучения, этапы);

- основные принципы отбора и структурирования материала;

- методы, формы обучения, режим занятий(результат изучения элективного курса – это ответ на вопрос: какие знания, умения, навыки, необходимые для построения индивидуальной образовательной программы в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании, будут получены, какие виды деятельности будут освоены, какие ценности будут предложены для усвоения);

- предполагаемые результаты;

- инструментарий для оценивания результатов.

Учебно-тематический план включает:

- перечень разделов, тем;

- количество часов на изучение каждой темы;

- вид занятий.

С одержание изучаемого курса включает перечень тем и их реферативное описание.

Методические рекомендации включают:

- основные содержательные компоненты по каждому разделу или теме;

- описание приемов и средств организации учебно-воспитательного процесса, форм проведения занятий;

- дидактические материалы.

Литература включает список литературы, а также других видов учебно-методических материалов и пособий, необходимых для изучения курса как для учителя, так и для учащихся.

К программам элективных курсов предъявляются следующие требования:

    По соответствию положению концепции профильного и предпрофильного обучения. Программа позволяет осуществлять пробы, оценить свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе.

         По степени новизны для учащихся. Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах.

    По мотивирующему потенциалу программы. Программа содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся и представляющие ценность для определения ими профиля обучения в старшей школе.

    По полноте содержания. Программа содержит все знания, необходимые для достижения запланированных в ней целей обучения.

    По научности содержания. В программу включены прогрессивные научные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности человека.

    По инвариантности содержания. Включенный в программу материал может применяться для различных групп (категорий) школьников, что достигается обобщенностью включенный в нее знаний; их отбором в соответствии с общими для всех учащихся задачами предпрофильного обучения; модульным принципом построения программы.

    По системе обобщенности содержания. Степень обобщенности включенных в программу знаний соответствует поставленным в ней целям обучения и развития мышления школьников.

    По практической направленности курса. Программа позволяет осуществлять эвристические пробы и сформировать практическую деятельность школьников в изучаемой области знаний.

    По связности и систематичности учебного материала. Развертывание содержания знаний в программе структурированного таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими, а между частными и общими знаниями прослеживаются связи.

    По соответствию способа развертывания учебного материала стоящим в программе задачам. Способ развертывания содержания учебного материала соответствует стоящим в программе целям обучения: формирования теоретического или эмпирического мышления обучающихся и определяется объективным уровнем развития научных знаний.

    По выбору методов обучения. Программа дает возможность проведения эвристических проб, что обеспечивается ее содержанием и использованием в преподавании активных методов обучения.

    По степени контролируемости. Программа обладает достаточной для проведения контроля:

· операциональностью и иерархичностью описания включенных в нее знаний;

· контрольностью определения результатов подготовки по каждой из ведущих тем или по программе в целом.

По чувствительности и возможным сбоям. Программа дает возможность установить степень достижения промежуточных и итоговых результатов и выявить сбой в прохождении программы любой момент процесса обучения.

По реальности с точки зрения ресурсов. Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения знаний и получения запланированных результатов; устранения возможных при прохождении программы сбоев; использования наиболее эффективных (активных) методов обучения.

По эффективности затрат времени на реализацию учебного курса. Программой определена такая последовательность изучения знаний, которая является более «коротким путем» и достижений целей. Это последовательность, при которой на восстановление забытых или уже утраченных знаний не нужно будет опираться на недавно пройденный и легко восстанавливающийся в памяти учебный материал.

Мы приводим примеры учебных программ элективных курсов по технологии для учащихся 10-11 классов, составленные на основе Программ основного общего образования по технологии. Данные программы предназначены для знакомства учащихся с основами проектной деятельности, методами развития творческих способностей, основами профессиональной деятельности по различным профессиям, с видами декоративно-прикладного творчества.

 

 

УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: