Пояснительная записка

Прогресс человечества неразрывно связан с его умением обрабатывать и производить жизненно важные материалы.

Содержание элективного курса «Конструкционные материалы» должно, с одной стороны, соответствовать познавательным возможностям учащихся по данной дисциплине, а с другой стороны, предоставляя ученику возможность опыта работы на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию.

Цель курса: познакомить учащихся с основными видами конструкционных материалов и областью их применения.

Задачи курса:

- развитие у учащихся представлений о многообразии конструкционных материалов, их свойствах и области применения;

- ознакомление учащихся  со способами производства конструкционных материалов на современных предприятиях;

- формирование умений определять состав сталей, чугунов, цветных сплавов по их маркировке;

- воспитание технологической культуры учащихся.

В результате изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:

- историю развития науки о материалах;

- классификацию материалов;

- основные свойства и область применения черных и цветных металлов;

- структуру, свойства и область применения керамики, полимеров и композиционных материалов;

- перспективы развития материаловедения;

уметь:

- классифицировать основные конструкционные материалы;

- определять состав сталей, чугунов и цветных сплавов по их маркировке;

- выполнять основные элементы проектной работы по материаловедению.

Учебно-тематический план

п/п

Темы занятий

Количество часов

Всего Теория Практика
1 История развития науки о материалах 1 1  
2 Классификация материалов 1 1  
3 Черные металлы и их свойства 2 1 1
4 Применение черных металлов 1 1  
5 Цветные металлы и их свойства 2 1 1
6 Использование цветных металлов и их сплавов 1 1  
7 Керамика 2 1 1
8 Полимеры 2 1 1
9 Композиционные материалы 1 1  
10 Перспективы развития материаловедения 1 1  
11 Современные машиностроительные предприятия 2   2 (экскурсия)
12 Итоговое занятие: защита проектов 2   2
  Итого 18 10 8

Содержание занятий

Тема 1. История развития науки о материалах.

Предмет и значение материаловедения. История развития материаловедения в России и за рубежом.

Тема 2. Классификация материалов.

Материалы, структура, критерии оценки. Виды материалов. Металлические и неметаллические материалы.

Тема 3. Черные металлы и их свойства.

Сплавы железа с углеродом. Зависимость свойств железоуглеродистых сплавов от содержания углерода и постоянных примесей. Чугуны и стали, их маркировка.Влияние легирующих компонентов на свойства сталей.

Практическая работа. Определение состава сталей и чугунов по их маркировке.

Тема 4. Применение черных металлов.

Применение чугунов и сталей в различных областях промышленного производства продукции. Свойства изделий из чугуна и стали.

Тема 5. Цветные металлы и их свойства.

  Основные цветные металлы и их сплавы. Свойства цветных металлов и сплавов на их основе.

Практическая работа. Определение состава цветных сплавов по их маркировке.

Тема 6. Использование цветных металлов и их сплавов.

Применение цветных металлов и сплавов в промышленности, медицине, быту.

Тема 7. Керамика.

Классификация и свойства керамических материалов. Применение керамики.

Практическая работа.   Определение свойств керамических материалов.

Тема 8. Полимеры.

Классификация, структура и свойства полимеров. Использование полимеров.

Практическая работа: определение свойств полимеров.

Тема 9. Композиционные материалы.

Принципы создания композиционных материалов. Структура, свойства и применение композитов.

Тема 10. Перспективы развития материаловедения.

  Тенденции и перспективы развития материаловедения. Новые материалы и технологии.

Тема 11. Современные машиностроительные предприятия (на примере предприятия, имеющегося в городе, в нашем случае – ОАО «ЕлАЗ»).

История создания завода. Организация производства на ОАО «ЕлАЗ». Материалы, используемые в производстве продукции (экскурсия).

Тема 12. Итоговое занятие: защита проектов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: