Пояснительная записка

Элективный курс «Основы управления качеством» дает представление о том, что такое «качество», чем занимаются специалисты в области качества, как быть грамотным руководителем, заботящимся об улучшении деятельности своего предприятия. Этот курс может изучаться как в 9 классе в рамках предпрофильной подготовки, так и в 10-11 классе технологического профиля.

Данный электив относится к типу элективных курсов, которые ставят своей задачей ввести учащихся в атмосферу конкретных, но чрезвычайно широко применяющихся видов профессиональной деятельности. Примером таких конкретных видов деятельности является менеджмент и, в частности, менеджмент качества. Несмотря на то, что эти виды деятельности всегда имеют определенную специфику в каждой отдельно взятой социально-экономической сфере, в мире разработаны и используются отдельные квалификации, в основе которых лежит менеджмент. Учитывая растущую популярность этих квалификаций и значительную долю занятых в этой области, представляется вполне оправданным предложить учащимся познакомиться с ними поближе через элективный курс.

Интерес к проблеме качества сильно возрос в последние годы. В течение последних двух десятилетий границы требований к специалистам, владеющим теорией и методологией управления качеством, а также умеющим эффективно применять их на практике, существенно расширились. Это вызвано значительными изменениями, происходящими в мировом сообществе в целом, а также в социально-экономических и политических сферах отдельных регионов и стран.

Большинство организаций имеет серьезную потребность в применении последовательных подходов к обеспечению качества не только товаров, услуг и соответствующих процессов, но и всех аспектов и областей взаимодействия со всеми заинтересованными в их деятельности сторонами. Каждая организация ищет новые пути, подходы и методы, которые позволили бы ей развиваться, быть лидером в условиях конкуренции. Многие современные концепции повышения эффективности деятельности организаций базируются на теории, методологии и практике управления качеством.

Целью курса являетсяознакомление учащихся с основными понятиями в области качества, приобретение первоначальных умений и навыков использования методов и инструментов управления качеством.

Задачи курса:

1. Изучение многоаспектности категории «качество».

2. Знакомство с основными исследованиями в области качества в нашей стране и за рубежом.

3. Определение основных принципов и функций управления качеством.

В результате изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:

- эволюцию понятия качества;

- современные подходы к понятию «качество»;

- основные группы характеристик продукции;

- принципы, функции, методы и инструменты управления качеством;

- роль управленческого персонала в обеспечении качества на предприятии;

уметь:

- давать характеристику продукции;

- определять конкурентоспособность отдельных видов продукции;

- использовать методы и инструменты управления качеством в различных ситуациях.

Учебно-тематический план

п/п

Темы занятий

Количество часов

Всего Теория Практика
1 Качество в русской философии и культуре 1 1  
2 Современные подходы к понятию «качество» 1 1  
3 Характеристики продукции 2 1 1
4 Конкурентоспособность продукции 2 1 1
5 Принципы и функции управления качеством 2 2  
6 Методы и инструменты управления качеством 2 1 1
7 Роль управленческого персонала в обеспечении качества 2 1 1
  Итого 12 8 4

Содержание занятий

Тема 1. Качество в русской философии и культуре.

Эволюция понятия «качество». Идеи качества в трудах русских философов и мыслителей. И.А. Ильин о качестве и дальнейшей судьбе России.

Тема 2. Современные подходы к понятию «качество».

Многоаспектность понятия «качество». Развитие категории «качество» в исследованиях зарубежных ученых. Взгляды Дж. Харрингтона, У. Шухарта, Дж. Джурана, У.Э. Деминга, Г. Тагути и др. на проблемы качества.

Тема 3. Характеристики продукции.

Понятие «продукция» Виды продукции. Услуга как особый вид продукции. Качественные и количественные характеристики продукции. Виды потребительских свойств продукции.

Практическая работа. Определение характеристик различных видов продукции по группам показателей.

Тема 4. Конкурентоспособность продукции.

Причины усиления конкуренции на рынках сбыта. Понятие «конкурентоспособность» продукции. Понятие о стандартизации и сертификации.

Практическая работа. Определение конкурентоспособности различных видов продукции.

Тема 5. Принципы и функции управления качеством.

Управление качеством как наука и сфера деятельности. Характеристика принципов управления качеством. Основные функции управления качеством.

Тема 6. Методы и инструменты управления качеством.

Классификация методов управления качеством. Характеристика организационных, экономических, социально-психологических, технологических, экспертных методов. Применение методов управления качеством в различных ситуациях.

Практическая работа. Применение метода Исикавы, метода экспертных оценок в конкретных ситуациях.

Тема 7. Роль управленческого персонала в обеспечении качества.

Понятие «управленческий персонал». Функции управленческого персонала в процессах обеспечения качества. Условия, способствующие улучшению деятельности предприятия.

Практическая работа. Решение проблемных ситуаций в области управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: