Основной формой организации современной науки является проявляемое в той или иной форме сотрудничество специалистов и научных учреждений. Оно может осуществляться на международном, национальном и региональном уровнях. Здесь необходимо отметить, что проявление любых форм национализма в науке недопустимо. В современном мире не может быть отдельно существующей национальной научной системы, даже в малой степени изолированной от внешнего мира. Уже самая незначительная изоляция ведет к превращению настоящей науки в псевдо- или лже-науку. На национальном уровне наука должна организовываться преимущественно для достижения двух целей:
- выражение потребностей науки перед государством и обществом;
- демонстрация научных достижений в качестве примера успешной научной деятельности в данном обществе.
Организация науки может поддерживаться различными научными организациями, такими как, например, Международный геологический союз (IUGS). Роль национальных академий должна сводиться к выработке механизмов для достижения двух вышеобозначенных целей, т.к. излишняя «заорганизованность», несомненно, негативным образом отразится на качестве научного исследования, привнося в него субъективную составляющую и лимитируя свободу исследователя.
Ученый и научное сообщество
Существует целый ряд установок, которые ученый должен получать от научного сообщества (как правило, в процессе обучения) в порядке стимулирования, но не принуждения. Среди них можно отметить следующие, в т.ч. характерные для наук о Земле:
- постоянное проведение исследовательской работы;
- постоянный поиск новых идей;
- одновременная работа в нескольких направлениях;
- постоянный поиск новых направлений;
- получение широкой подготовки, в т.ч. и по вопросам, которые не входят в круг непосредственных интересов;
- количество исследований конкретных объектов должно быть больше количество общетеоретических работ;
- интенсивные исследования должны преобладать на экстенсивными;
- постоянная полевая практика (даже если исследовательская деятельность ученого не связана с обработкой полевых материалов);
- обучение новых специалистов;
- интернациональность исследовательской деятельности;
- проведение исследований разного значения (локального, регионального, надрегионального, глобального);
- публикация результатов исследований в научных изданиях всех категорий (см. ниже);
- участие в научных совещаниях, конференциях и т.п.;
- максимальная коммуникабельность.
Помимо этих, в общем, необязательных установок, можно сформулировать 3 важнейшие требования, которые научное сообщество должно ставить перед ученым:
- высокое качество проводимого исследования;
- постоянная работа с литературой и внимание к результатам научных исследований во всем мире;
- опубликование результатов научного исследования.
Основными функциями научного сообщества по отношению к конкретным ученым являются поддерживающая, организующая, ориентирующая и воспитательная.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основная направленность научно-исследовательской деятельности
Основным стимулом научно-исследовательской деятельности должно быть удовлетворение интереса к научному познанию самому по себе.
Во всем мире существует единый уровень, определяющий необходимое качество научно-исследовательской работы. Он не может различаться для разных стран, разных типов научных учреждений. Также он не может быть разным для начинающих и более опытных исследователей. Иными словами, требования к качеству научно-исследовательской работы одинаковы везде и для всех.
Качество является единственным ограничителем свободы ученого в рамках осуществляемой им научно-исследовательской деятельности.
Структура научного исследования
Проведение научного исследования включает в себя несколько последовательных процедур:
- поиск тематики для исследования;
- изучение ранее опубликованных работ по выбранной теме, по общетеоретическим вопросам, необходимым для ее разработки, по смежным темам и т.д.;
- получение консультаций от специалистов, которые могут помочь при выполнении данного исследования;
- сбор фактического материала, проведение полевых работ и лабораторных исследований, если они необходимы (также они могут проводиться во время аналитической работы);
- проведение аналитической работы;
- формулировка результатов исследования;
- подготовка научной публикации и, если необходимо, доклада на конференции;
- получение предварительной рецензии у других специалистов;
- окончательная сдача научной публикации в печать.
При проведении научного исследования основное количество времени (до 80%) должно тратиться на изучение опубликованной литературы и получение консультаций. Полевые исследования в настоящее время редко превышают 1-2 недели, а потому на них приходятся лишь первые проценты от общего затраченного на исследование время.
Научная публикация и доклад на конференции являются основными формами представления результатов научного исследования. При этом публикация является предпочтительной и обязательной формой. Подготовка публикации может осуществляться как после проведения исследования и получения результатов, так и по ходу его. Важно отметить, что научная публикация должна иметь новизну, т.е. недопустимо публиковать принципиально одинаковые статьи, хотя возможная их перепубликация для дополнения, изменения, исправления ранее представленных выводов, а также для их перевода на другой язык.