Критерии истинности и основания возникновения теории и гипотезы

Научная истина, независимо от того, закреплена она в фактах, положениях, теориях и т.п., всегда относительна, а потому нуждается в постоянной проверке. Научное знание не является замкнутым, что, собственно, и определяет его несовершенство. Для проверки истинности теория может быть оценена по трем критериям:

- соответствие фактам;

- соответствие другим теориям;

- отсутствие внутренних («логических») противоречий.

Истинной будет только та теория, которая удовлетворяет всем трем критериям. При этом надо учитывать, что по мере развития научного знания соответствие теории данным критериям может изменяться.

Относительно указанных критериев проводится и верификация гипотезы. Изначально, гипотеза не обязана быть и даже казаться истинной. В этой связи она может выдвигаться как угодно, на основе даже заведомо абсурдных утверждений. Главное, чтобы при этом она была четко обозначена как гипотеза и не претендовала на роль теории без предварительной верификации.

Исходные условия для построения теории могут быть любыми. Среди отечественных специалистов в области наук о Земле доминирует мнение, что основой для построения теории является только фактологическая база. Однако это в корне неверно. Теория может возникать как на основе анализа фактов, так и на основе анализа других теорий, так и в совокупности этих операций. Ни один из путей не является более предпочтительным в сравнении с другими. В этой связи критика в адрес той или иной теории или концепции, построенной путем анализа других теорий, не является обоснованной, более того, говорит о невежестве и предвзятости. В принципе, теория может строиться даже исходя из отвлеченных логических построений.

Как было уже отмечено выше, еще одним принципиальным путем развития теории является верификация уже существующей гипотезы.

При своем оформлении теория должна приводиться в соответствие фактам, другим теориям и должна быть внутренне логичной. Одним из ярких примеров неправильной, т.е. ненаучной, формулировки теории является проведение «тенденциозного» подбора фактов, свидетельствующих в ее пользу. Если факты подбираются произвольно, то это – нормальный путь разработки научной теории. Однако недопустим целенаправленный выбор только подтверждающих ее фактов. В равной степени, при критическом анализе теории ни в коем случае не должны выбираться лишь факты, свидетельствующие против нее.

Следует отметить, что в силу несовершенства научного знания всегда будет определенное количество фактов и теорий, которые так или иначе противоречат разрабатываемой теории или верифицируемой гипотезе. В ряде случаев они могут даже преобладать. Искусство научной работы заключается в том, чтобы правильно, но не «тенденциозно» распознать те факты и другие теории, которые будут признаны критериями истинности.

 

Источники фактов

Фактологическая основа геологии, географии и геоэкологии отличается большим разнообразием. Общепризнанным является то, что исходный материал для исследований может быть собран либо в ходе полевых исследований, либо в лаборатории. Однако помимо этого существует некоторое число других источников фактов, а именно:

- обобщенные факты, представленные в литературных источниках в изначальном виде;

- разрозненные факты, представленные в литературных источниках;

- неопубликованные данные других исследователей;

- коллекции и другие в той или иной степени обработанные материалы;

- официально предоставляемые (например, посредством Internet) неопубликованные материалы.

Ценность компилятивной работы при сборе фактического материала отнюдь не меньше, чем важность самостоятельных исследований «в поле» или в лаборатории. Однако следует обратить особое внимание, что использование материалов других исследователей всегда должно сопровождаться указанием имени последних, точной ссылки на литературные источники, а при работе с неопубликованной информацией необходимо получить официальное разрешение на ее использование.

 

Научное и вненаучное знание

Наука – это форма деятельности людей, направленная на получение новых знаний о природе, обществе и самом познании и имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов.

Однако параллельно с наукой существуют псевдо- и лже-наука, которые объявляют себя настоящей наукой.

Псевдо-наука – это имитация, создание видимости научной деятельности. Публикация совершенно одинаковых статей с некоторым видоизменением названия, выдаваемая за постоянно проводимые исследования, равно как и суждение о характере научной деятельности по званию и должности ученого, а не по конкретным результатам являются примерами псевдо-науки.

Лже-наука – это сознательное введение и/или вхождение в заблуждение, т.е. утверждение истинными знаний, которые заведомо не являются таковыми.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: