Лекция 7. Средства обучения иностранному языку

 

План

1. Классификация средств обучения

2. Учебник иностранного языка.

3. Кабинет иностранного языка.

 

Средство обучения – это орудия труда учителя и ученика. Классификация средств обучения: основные и вспомогательные, традиционные (нетехнические) и технические средства обучения. Использование современных УМК в качестве учебника иностранного языка. Проблема выбора учебника. Возможности использования кабинета иностранного языка. Возможности использования видеотехники и компьютера на современном этапе.

 

Рекомендуемая литература

1. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. – Москва, Просвещение, 1988.

2. Миньяр-Белоручев Р.Н. Методика обучения французскому языку. – Москва, Просвещение, 1990.

3. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – Москва, Просвещение, 1991

4. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. – Москва, Просвещение, 2006.

 

Раздел 2. Обучение основам речевой деятельности. Формирование речевых умений

 

Лекция 8. Обучение аудированию

 

План

1. Характеристика устной формы общения.

2. Аудирование как вид речевой деятельности.

3. Психофизиологические механизмы аудирования.

4. Трудности восприятия речи на слух.

5. Технология обучения аудированию.

 

В методике к устной форме речи относят аудирование и говорение. Характеристики устной формы общения: мотивированность, спонтанность, ситуативность, специфический набор речевых средств, линейность во времени, обращенность, наличие невербальных средств общения, определенный темп, высокая степень автоматизированности. Термин «аудирование» означает слушание с пониманием. Центральное звено методики обучения аудированию – аудиотексты. Требования к аудиотекстам. Структура аудирования. Место-Место обучения аудирования в средней школе. Психофизиологические механизмы аудирования: механизм восприятия, механизм слуховой памяти, механизм внутреннего проговаривания, механизм антиципации. Механизм логического понимания.

Трудности восприятия речи на слух: трудности лингвистического плана; трудности, связанные с содержанием аудиотекста; трудности, связанные с условиями речевосприятия; трудности, связанные с видом речевой деятельности. Основные этапы работы с аудиотекстом. Некоторые упражнения при обучении аудированию.

 

 

Лекция 9. Обучение говорению

План

1.  Говорение как вид речевой деятельности.

2. Характеристика монологической речи. Обучение монологу.

3. Характеристика диалогической речи. Обучение диалогу.

 

Говорение – сложный вид речевой деятельности, позволяющий вместе с аудированием осуществлять устное общение. Обучение говорению осуществляется в рамках общения. В методике говорение разделяется на монологическую и диалогическую речь. Структура и характеристики говорения. Связь говорения с другими видами речевой деятельности.

Монологическая речь. Определение монологической речи. Функции монологического высказывания. Разновидности монолога. Технология обучения монологу: наглядность, текст, ситуация, тема. Задачи школы в обучении монологической речи в зависимости от ступени обучения.

Диалогическая речь. Определение диалогической речи. Диалогическое единство как лингвистическая основа обучения диалогу. Понятие навыка диалогической речи. Упражнения для обучения диалогу, использование функциональных опор. Виды диалога.

Задачи школы в обучении диалогической речи в зависимости от этапа обучения.

 

 

Лекция 10. Обучение чтению

 

План

1. Чтение как самостоятельный вид речевой деятельности.

2. Техника чтения.

3. Виды чтения.

4. Требования к учебным текстам.

5. Этапы работы с текстом.

 

Роль и место чтения в обучении иностранному языку. Связь чтения с другими видами речевой деятельности. Структура чтения. Единство процессуального и содержательного планов. Психофизиологические механизмы чтения: механизм ретардации. механизм восприятия, механизм антиципации, механизм логического понимания, внутренний слух.

Различные подходы к обучению технике чтения: алфавитный метод, звуковой метод, слоговый метод, фонемно-графемный метод. Виды чтения: изучающее, просмотровое, поисковое, ознакомительное. Этапы работы с текстом: дотекстовый, текстовый, послетекстовый

 

 

Лекция 11. Обучение письму

 

План

1. Письмо как вид речевой деятельности.

2. Уровни письменной речи.

3. Некоторые психофизиологические механизмы письма.

4. Умение писать и составляющие его навыки.

5. Технология обучения письму.

Многозначность термина «письмо». Письмо как вид речевой деятельности, его функции. Взаимосвязь письма с другими видами речевой деятельности. Структура письменной речи. 3 уровня письменной речи. Механизмы письма: механизм кодирования, механизм контроля. Умение писать включает 4 группы навыков: навыки каллиграфии, навыки орфографии (техника письма), навык композиции, лексические и грамматические навыки.

Задачи средней школы в плане обучения письму. Некоторые упражнения в обучении письму (типы и роль диктантов).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: