Основы коммерциализации нововведений

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

КРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ НОВОВВЕДЕНИЙ

Методические рекомендации

Курск 2009


Составил: В.А. Кабанов

 

УДК: [378.1: 001.8]: 378.33 (07)

 

Рецензент:

Директор ЦКП «Наукоемкие технологии», д.ф.-м.н., профессор

А.П. Кузьменко

Технико-экономические обоснования нововведений: Методические рекомендации [Текст] / В.А.Кабанов; Курск. гос. техн. ун-т. Курск. 2009. 36 с. Илл.3.  Библиогр. с. 36.

Данные рекомендации содержат методические основы информационно-аналитических исследований и технико-экономических обоснований при разработке проектов управления инновациями.

Методические рекомендации предназначены для самостоятельной работы студентов при изучении ОПД- и СД-дисциплин по направлению ВПО 220600 «Инноватика», специальности 220601 «Управление инновациями, при выполнении курсовой работы по дисциплине «Управление инновациями. Основы инновационной деятельности» для студентов специальности 270115 – ЭУН в КурскГТУ, а также могут быть полезны студентам технических специальностей, магистрантам и аспирантам для обоснований нововведений в техносфере.

 

 

ИД № 06430 от 10.12.01

Подписано в печать                   . Формат 60х84 1/16. Печать офсетная.

Усл.печ.л. 2,2. Уч.-изд.л.1,7. Тираж 100 экз. Заказ.

Курский государственный технический университет.

Издательско-полиграфический центр Курского государственного

технического университета. 305040, Курск, ул. 50 лет Октября, 94.

© Курский государственный

        технический университет, 2009




СОДЕРЖАНИЕ

1. Сущность технико-экономических обоснований …………….4

2. Основы коммерциализации нововведений …..…………….....7

3.Информационные исследования ……………….……….….....11

4. Рейтинговая оценка научно-технических разработок.……...21

Библиографический список литературы ……………….……...28

Приложения

Приложение 1. Пример заполнения формы

технологического предложения ………………………………..29

Приложение 2. Пример оформления проектной декларации….34



СУЩНОСТЬ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ

ОБОСНОВАНИЙ

В учебниках и пособиях по инновационному менеджменту слабо отражена специфика, связанная с функциональными изменениями в техносфере, уделяется недостаточное внимание проблемам «движения технологических возможностей», технико-экономического обоснования задач, объектов инфрастуктуры и проектов введения новшеств в производство, их коммерциализации, продвижения от поставщика к потенциальным потребителям.

Разработчики новой техники и связанные с ними специалисты по управлению нововведениями постоянно сталкиваются с проблемой многовариантного сравнения технических и организационно-экономических решений при разработке инновационных проектов.

Научным инструментом выбора наилучшего варианта научно-технических и инновационных мероприятий по принятому критерию эффективности является технико-экономическое обоснование (ТЭО).

ТЭОнаучно-технических мероприятий является комплексным процессом определения степени соответствия данного проектного решения заданным требованиям или уровню достижений научно-технического прогресса в данной области и всегда проводится перед принятием какого-либо важного решения [6,7].

Одним из элементов ТЭО является так называемый технико-экономический анализ(ТЭА). Он представляет собой системное исследование технико-эксплуатационных, конструктивно-технологических, функциональных и других характеристик создаваемых или совершенствуемых технических средств в сочетании с изучением затрат на различных стадиях их создания. Главная задача любого ТЭО – это экономически обосновать наилучший или близкий к нему вариант технического или организационного мероприятия и его коммерциализации в интересах максимального сокращения рисков осуществления инновации, т.к. риски в первую очередь связаны с инвестициями и обусловлены высокой неопределенностью получения запланированных результатов инновационной деятельности.

По содержанию и этапам разработки ТЭО должно состоять примерно из следующих пяти разделов:

1. Постановка задачи осуществления нововведения, его описание, его преимущества перед аналогичными мероприятиями, которые проводились ранее в нашей стране или за рубежом.

2. Изложение методического подхода к осуществлению ТЭО по намеченному конкретному мероприятию, определение эффектообразующих факторов и исходной информации, выбор базы для сравнения.

3. Расчет всего комплекса технико-экономических показателей по вариантам введения новшества, свод данных в таблицу, анализ.

4. Расчет объема инвестиций (капитальных вложений) и калькуляции (сметы) затрат на мероприятие, оценка его экономической эффективности по сравнению с выбранной базой сравнения.

5. Формирование на основании проведенных расчетов и анализа окончательных выводов в целом по ТЭО.

Во всем мире принято составлять отдельный бизнес-план под каждую технологическую сделку. В России же существовало и существует процедура ТЭО, которая позволяет быстро пройти подготовительный период и определить, действительно ли нужен бизнес-план или же стоит отказаться от намеченного варианта.

Сейчас опыт составления ТЭО широко применяют во всем мире наравне с бизнес-планированием лицензионного производства.

Владелец патента или коммерческой тайны, включая секреты производства (ноу-хау) может выдать разрешение на использование разработки другими лицами (гл.72 части IV ГК РФ). Выдача таких разрешений осуществляется путем заключения лицензионных договоров (соглашений). Лицензионное соглашение – это договор между партнерами об условиях передачи и эксплуатации научно-технических знаний, как имеющих, так и не имеющих правовой защиты (Приложение 3).

Технико-экономическое обоснование нововведения для организации лицензионного производства должно содержать:

1) название предмета лицензии с возможно более полной технической характеристикой;

2) задачи развития, которые решаются приобретением лицензии;

3) НИОКР, которые можно будет исключить из производственного плана в связи с приобретением лицензии;

4) цель приобретения лицензии: создание новых или усовершенствования имеющихся технологических процессов, машин, оборудования и материалов; обеспечение поставок на экспорт; улучшение качества продукции, снижение себестоимости и т. д.;

5) объем закупаемой лицензии (право на производство и использование с указанием территории; техническая документация; секреты производства (ноу-хау); оборудование, необходимое для реализации предмета лицензии; техническая помощь; право на экспорт изделий и перечень стран, в которые предполагается экспорт продукции, и т.д.). Если необходима закупка оборудования, то указывается наименование этого оборудования;

6) наименования фирм, у которых целесообразно приобрести лицензию; обоснование целесообразности приобретения именно данной лицензии у этой фирмы; сравнительные данные приобретаемой лицензии с существующими процессами или конструкциями приобрести которые можно на внутреннем рынке;

7) намечаемый объем производства продукции по лицензии;

8) намечаемый срок освоения предмета лицензии, считая с момента поставки документации и оборудования до начала серийного выпуска продукции;

9) наименования предприятий, на которых предполагается использовать лицензию, с указанием персонально ответственных за данный процесс лиц, а также лиц, которым поручено вести переговоры по техническим вопросам; денежные и материальные затраты, требуемые для создания производственной базы, необходимой для освоения и серийного производства продукции по лицензии;

10) ожидаемый экономический эффект, получаемый благодаря использованию лицензии;

11) если имеется необходимость закупки дополнительных лицензий на узлы, системы и материалы, принадлежащие другим фирмам, — наименования лицензий на эти узлы, системы и материалы.

В разных странах документ, содержащий данные сведения, называется по-разному, но своей сутью он обязан советскому ТЭО от “Внешлицензионторга” образца начала 70-х годов XXв. Также надо помнить, что зачастую продажа лицензий экономически более выгодна, чем продажа готовой продукции, так как лицензионная торговля – это инструмент раздела сфер влияния на мировом рынке определенной продукции.

 



ОСНОВЫ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ НОВОВВЕДЕНИЙ

Результаты научно-технической деятельности (РНТД) как объекты нововведений являются весьма специфической продукцией, поскольку их форма характеризуется не материальным воплощением, а идеальными образами материальных объектов и процессов [1-8].  РНТД становятся товаром, то есть продуктом, который может быть продан, лишь при определенных условиях. Вовлечение изобретений в хозяйственный оборот связано, в первую очередь, с внесением рыночных отношений в сферу науки и технологий.

Коммерциализация РНТД включаетсоздание активов в виде лицензионных пакетов интеллектуальной собственности (патенты, базовый проект, технологические регламенты) либо в виде производственных активов.

Наличие охраняемых решений в технике и технологиях открывает возможность создания высокой добавленной стоимости нововведений. Патенты как охранные документы на интеллектуальную собственность — это те же самые ценные бумаги, которые могут быть колоссально рентабельным товаром и способны принести дополнительную прибыль, надо только уметь ими пользоваться [6,10]. Патенты должны работать на прибыль и успешную конкуренцию. Преимуществами патентной защиты объектов интеллектуальной собственности (ИС) являются:

— приобретение законной монополии на объект ИС;

— гарантированная мировая новизна и высокий технический уровень объекта ИС;

— дополнительная реклама в связи с публикациями в бюллетенях различных стран мира;

— возможность получения дохода при коммерциализации ИС;

— значительное увеличение стоимости при реализации объекта ИС путем продажи лицензии.

Патенты на объекты ИС могут выступать в качестве объектов коммерческих сделок. ИС может принести доход предприятию благодаря лицензированию, уступке патентов, а также продаже соответствующих продуктов и услуг. Это может существенно увеличить долю предприятия на рынке и увеличить чистую прибыль.

В некоторых случаях посредством патента можно получить доступ к технологиям других компаний через использование соглашений о перекрестном лицензировании. Это возможно, когда патенты предприятий-партнеров представляют взаимный интерес.

Новый аспект существующей на рынке инноваций ситуации связан с предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО), что приведет к ужесточению конкуренции.

Однако в России преимущества изобретательской деятельности для усиления конкурентных позиций используются не в полной мере, еще сохраняется практика почти безвозмездного использования изобретений отечественных авторов, сложившаяся в советские годы, когда права ИС безраздельно принадлежали государству.

Мировая же практика свидетельствует, что конкурентные позиции любого предприятия на рынке могут быть обеспечены, прежде всего, за счет использования наукоемких разработок и технологий — как своих собственных, так и приобретенных по лицензии. Поэтому проблема коммерциализации новых технологий, которые чаще всего базируются на ИС, в настоящее время чрезвычайно актуальна.

Коммерциализация технологий – разработка и практическая реализация организационно-экономических механизмов концентрации ресурсов на осуществлении сделок по передаче и распространению (тиражированию, диффузии) перспективных технологий.

Известно два основных пути коммерциализации:

1) продажа знания, в том числе путем лицензирования;

2) использование технологии в собственном производстве и продажа продукции на ее основе.

Каждый из путей имеет свои особенности, преимущества и сложности.

Первый путь коммерциализации обеспечивает экономический рост и процветание большинства компаний развитых стран. Плюсы такого подхода для российской фирмы в том, что с покупкой лицензии предприятие получает не только опробованные на практике технологии, но и отвечающий мировым стандартам контроль качества, большие маркетинговые преимущества, возможности создания совместных предприятий по принципу стратегических технологических альянсов, перспективы получения дополнительных кредитов на технологическое переоснащение. Основной минус в том, что лицензии приобретаются, как правило, на технологии «второй свежести», имеющие хорошие перспективы лишь на внутреннем рынке России [7].

При продаже и покупке лицензий на технологии оказываются задействованными интересы таких сторон, как фирма-производитель и изобретатель (патентообладатель), инвестор и предприятие, осваивающее инновацию, и др. Каждая из сторон при заключении лицензионных соглашений учитывает как предстоящие риски, так и возможные преимущества от приобретения или продажи лицензии.

Лицензирование освобождает разработчика от решения множества проблем по организации производства и сбыта. Если лицензиат — серьезная фирма, он сможет немедленно задействовать значительные экономические ресурсы для производства и продажи изделия. При этом зачастую лицензиат видит такие перспективы использования новой технологии, о которых разработчик даже не подозревал.   А чем шире область применения технологии, тем выше потенциальный доход. Как правило, при продаже лицензии лицензиару выплачиваются лицензионные платежи (роялти) в течение определенного лицензионным договором периода. С другой стороны, найти подходящего лицензиата очень трудно. Эта работа включает маркетинговые исследования. Здесь целесообразно прибегать к услугам специализированных организаций, в том числе патентных фирм, которые могут предоставить первоначальную информацию о потенциальных лицензиатах, выявленных в процессе таких исследований.

Как разработчику новшества непросто найти покупателя лицензии, так и покупателю сложно найти автора потенциально коммерчески значимой технологии. Поэтому и тому, и другому приходится прибегать, с одной стороны, к услугам патентных фирм, в которых сосредоточены данные об изобретениях, а с другой стороны – к услугам венчурных кампаний, готовых вложить деньги в перспективные технологии.

При позитивном результате поиска партнеров, продаже прав на использование технологии предшествует подробное описание технологии, предоставление конструкторской документации, а при необходимости — проведение разработчиком и заказчиком совместной научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы по приведению технологии в соответствие с конкретными требованиями заказчика.

Важным моментом коммерциализации является ведение переговоров с лицензиатами [7]. Если лицензиар и лицензиат — крупные фирмы, то при заключении лицензионного соглашения будут задействованы кадровые ресурсы обеих фирм. Если же продавцом лицензии выступает изобретатель-одиночка, то ему одному придется иметь дело с адвокатами, специалистами по конъюнктуре рынка, промышленными инженерами фирмы-лицензиата. Такая команда специалистов будет жестко отстаивать интересы своей компании. Поэтому изобретателю при заключении лицензионного соглашения будет очень полезна помощь юриста и патентного поверенного.

Второй путь коммерциализации ИС связан с организацией собственного производства на базе новой технологии. На этом пути также есть свои плюсы и минусы.

Как правило, неудачи связаны с такими ошибками, как недостаток навыков управления, неадекватное финансирование, плохой учет потребностей рынка. Развитию собственного производства может препятствовать ряд объективных причин – от недостаточности информации, сырья до отсутствия высококвалифицированного персонала, прав и производственных площадей.

Однако если новшество завоюет успех на рынке, то прибыль от производства окажется гораздо выше всех возможных платежей, которые можно получить по лицензионному соглашению.

За последние десятилетия сформировался определенный механизм разделения усилий по получению, передаче (трансферу) и использованию новых знаний между государством, крупными промышленными компаниями, малыми инновационными фирмами, вузами и некоммерческими организациями. Постановлением Правительства РФ №685 от 17.11.2005г. определен порядок распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности. Признаны права разработчиков (исполнителей), которые будут закрепляться на условиях, определяемых в государственных контрактах. Обязательное условие продвижения инновационного проекта – наличие инновационной инфраструктуры, основные объекты которой и их функции рассмотрены в разделах 9-13.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: