Основатель и разработчик: Фредерик Тейлор.
Используя наблюдения, замеры, логику и анализ усовершенствовал многие операции ручного труда. Считал что управление является самостоятельной областью научных исследований, а каждая группа работников должна сосредоточиться на том, что она делает успешнее всего.
Основной девиз: «Менеджеры должны думать, а рабочие работать».
Принципы:
1. разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий и т.п.;
2. абсолютное следование разработанным стандартам;
3. подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места и задания, где они могут дать наибольшую пользу;
4. оплата по результатам труда;
5. использование функциональных менеджеров, осуществляющих контроль по специализированным направлениям;
6. поддержание дружеских отношений между рабочими и менеджерами с целью обеспечения возможности осуществления научного управления.
II. «Административная (классическая) школа в управлении» (1920 – 1950 гг.)
Основатель и разработчик: французский исследователь Анри Файоль.
Цель школы: создание универсальных принципов управления, следование которым приведет любую организацию к успеху. Представители школы были руководителями высшего звена и основывались на своем опыте, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций.
Принципы:
1. Разделение труда – сокращение целей на которые направляется внимание и усилия.
2. Полномочия и ответственность – отдавать приказы и отвечать за содеянное.
3. Дисциплина.
4. Единоначалие.
5. Единство направления – единый план, цели и руководитель.
6. Подчиненность личных интересов общим.
7. Вознаграждение персонала.
8. Централизация.
9. «Скалярная цепь» – ряд руководителей объединенных цепями взаимодействия.
10. Порядок.
11. Справедливость –доброта и правосудие.
12. Стабильность рабочего места для персонала.
13. Инициатива – разработка плана и обеспечение его успешной реализации.
14. Корпоративный дух – гармония персонала.