В начале XX в. большая часть управленческих образований происходила под руководством С.Ю.Витте (1849 -1915) и А.С.Столыпина (1862-1911). Программа реформ А.С.Столыпина затрагивала все отрасли государственного управления и была рассчитана на двадцать лет. Речь шла в основном о децентрализации управления Россией.
Советский менеджмент берет отсчет с 7 ноября 1917 г. В поисках некапиталистических форм управления на микро– и макроуровнях Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) осуществил ряд мер, основными из которых являются следующие: введение рабочего контроля; создание Высшего Совета народного хозяйства; образование местных органов экономического управления.
Период «военного коммунизма» характеризуются директивно–командными методами управления сверху донизу. Во время новой экономической политики (НЭП) с позиций управления выделялись три уровня управления (высший, средний и низший).
О роли В.И.Ленина, И.В.Сталина, Н.С.Хрущева, Л.И.Брежнева и М.С.Горбачева в развитии системы управления экономикой есть много публикаций, которые рекомендуется изучить самостоятельно тем студентам, которых заинтересует анализ исторических аспектов развития менеджмента.
|
|
Тема № 4. Методологические подходы в современном менеджменте
1.Системно- комплексный подход – его объективной основой является принцип научной обоснованности и эффективности управления. Каждый объект должен рассматриваться как некоторая сложная система и как элемент системы более сложной.
Характерные черты:
а) объективность;
б) конкретность;
в) полнота охвата исследуемых явлений;
г) учет детерминизма (от латинского determino - определяю), т.е. причиной обусловленности всех явлений, в т.ч. человеческой воли.
Аспекты анализа любой системы:
1. элементарный – выявление элементов, входящих в состав системы;
2. структурный – выявление внутренних связей и зависимостей между элементами системы;
3. функциональный – выявление функций, для выполнения которых существует исследуемый объект;
4. коммуникативный – выявление внешних связей данного объекта с другими;
5. исторический –выявляет условия возникновения системы, пройденные этапы, возможные перспективы роста;
6. интегративный –раскрывающий источники и факторы сохранения, совершенствования и развития системы;
7. целевой – научное определение целей развития системы;
8. ресурсный – выявление объема и структуры ресурсов системы.
2.Системно-программный подход – строгое единство целевой ориентации, комплексности намечаемых мероприятий, адресности заданий, их обязательности, определенности сроков осуществления мероприятий, указаний основных источников ресурсов.
|
|
Характерные черты:
а) приложение системно-комплексного подхода для решения отдельных проблем;
б) реализуется в процессе программирования;
в) используется для решения целевых комплексных программ.
Составляющие реализации данного подхода:
1. четкое определение проблемы;
2. однозначное научное определение целей;
3. разработка вариантов достижения целей;
4. определение объема и структуры ресурсов, требуемых для реализации поставленных целей;
5. разработка модели системы, отражающей использование существующих и возникающих ресурсов;
6. наличие критерия для выбора оптимального решения;
7. обеспечение связи сроков и ресурсов для достижения поставленной цели.
3.Процессный подход – предложен школой административного управления, но рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Управление рассматривается как процесс, т.е. серия непрерывных взаимосвязанных действий, которые называются управленческими функциями. В них входят: планирование, организация, мотивация и контроль. Эти функции объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений. Руководство (лидерство) рассматривается как самостоятельная деятельность.
4.Системный подход (теория систем) был применен в точных науках и технике, это был вклад школы науки управления.
Система – это некая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Все организации являются системами (закрытыми или открытыми).
Системный подход – это способ мышления по отношению к организации и управлению. Организация как сложная открытая система получает из внешней среды информацию, капитал, человеческие ресурсы, материалы – это входы, а потом в процессе деятельности она их обрабатывает, преобразуя в продукцию или услуги – это выходы. Если система управления эффективна, то появляется множество выходов.
5.Ситуационный подход – в нем ключевым фактором является ситуация, т.е. совокупность обстоятельств, оказывающих влияние на организацию в данное время.
Методология ситуационного подхода:
а) менеджер должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность (знание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, количественных методов принятия решений);
б) менеджер должен уметь предвидеть вероятные последствия от применения данной методики в конкретной ситуации;
в) менеджер должен уметь правильно интерпретировать ситуацию (т.е. какие факторы важнее и какой вероятный эффект повлечет за собой изменение одной из переменных);
г) менеджер должен уметь отбирать конкретные приемы для конкретной ситуации с целью эффективного решения задач организации.