Тема № 7. Принципы управления

Принципы управления – основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей всех уровней, служащие для осуществления ими управленческих функций.

Общие принципы управления:                                                       

1. Принцип применимости – руководство применяется для всех сотрудников организации.

2. Принцип интеграции (lat. integer - целый) – объединение внутри системы различных способов отношений и взглядов всех сотрудников.

3. Принцип системности – менеджмент охватывает всю систему, учитывая ее внешние и внутренние взаимосвязи, структуры и среды.

4. Принцип многофункциональности – охват различных аспектов деятельности: материальных (ресурсы, услуги), функциональных (организация труда) и смысловых (достижение конечной цели).

5. Принцип ориентации на ценности – менеджмент включен в окружающий мир с определенными представлениями и ценностями.

Частные принципы управления:                                                 

1. Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении.

2. Принцип единоначалия и коллегиальности, т.е. единоличное решение руководителем вопросов, входящих в его компетенцию, и выработка коллективного решения на основе мнений исполнителей и руководителей разного уровня.

3. Принцип научной обоснованности – все управленческие действия должны быть основаны на базе применения научных методов и подходов.

4. Принцип плановости – установление основных направлений и пропорций развития организации в перспективе.

5. Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности (на практике применяются должностные инструкции).

6. Принцип частной автономности и свободы – все инициативы исходят от свободно действующих экономических субъектов, выполняющих управленческие функции по своему желанию в рамках действующего законодательства.

7. Принцип иерархичности и обратной связи – создание многоступенчатой структуры управления, в которой нижестоящие органы подчиняются вышестоящим по строго определенным ступеням. Постоянный контроль осуществляется на основании сигналов, выражающих реакцию управляемого объекта на управляющее воздействие.

8. Принцип мотивации – чем тщательнее организована система поощрений и наказаний, с учетом непредвиденных обстоятельств, тем эффективнее деятельность персонала.

9. Принцип демократизации управления – участие всех сотрудников в управлении организацией.

10. Принцип государственной законности системы менеджмента – организационно-правовая форма организации должна отвечать требованиям законодательства.

11. Принцип органической целостности объекта и субъекта управления – единая комплексная система с выходом, обратной связью и связью с внешней средой.

12. Принцип устойчивости и мобильности системы управления - с одной стороны адекватная реакция на все изменения среды, с другой стороны стабильность внутренней среды.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: