Языкознание древности, средневековья, 17-18 вв

Взгляды на существование и устройство языка складывались, начиная с древних времён. В древности и средневековье проблемы, связанные с языком, анализировались в рамках других наук (философии). Изучение языков происходило отдельно в рамках отдельной цивилизации. В древней исторической перспективе выделяется несколько основных лингвистических традиций (основные направления, в русле которых формировались лингвистические представления различных народов):

Ø индийская,

Ø китайская,

Ø греческая,

Ø римская.

Древняя Индия. Старейшей лингвистической традицией считается индийская. В ней впервые обсуждаются большинство собственно языковедческих вопросов. Литературным языком Древней Индии являлся санскрит, который отличался от языков повседневного общения. Для языкознания Древней Индии характерны следующие черты:

· отношение к тексту как к сакральной ценности;

· повышенное внимание к фонетике и фонологии, т.к. тексты носили устный характер;

· крупнейшим исследователем того времени был Панини. Он написал грамматику санскрита, «Восьмикнижие» - кратко сформулированные 3959 сутр. Сутры – очень краткие стихотворные правила;

· большие лексикологические традиции.

Древний Китай. Вторая по древности традиция — китайская. Классическое китайское языкознание – единственная лингвистическая традиция, созданная на базе языка (изолирующего), принципиально отличающегося по своему строю от европейских (флективных). Это уникальная национальная традиция оказала влияние на всех своих соседей.

Главным объектом для китайских языковедов был иероглиф, имеющий написание, чтение и значение. В связи с изучением разных сторон иероглифа в языкознании древнего и средневекового Китая выделялись три направления:

§ толкование древних слов (схолиастика, возникшая намного раньше других дисциплин),

§ изучение структуры и этимологии иероглифов,

§ функциональная фонетика (воздействует буддизм, появляется интерес к звучащей речи, поэзии, рифме, мелодике и тону, появляются словари рифм).

Представители древнекитайской науки вели философские споров об отношении “имени” к обозначаемой действительности. Конфуций подчёркивал неразрывную, т.е. природную, связь названий с вещами и утверждал, что исправление имён должно быть первым шагом в управлении государством. Философы даосского направления говорили о произвольной связи между словом и вещью. Синтез обоих подходов наметился у Сюнь Куана

Грамматика вычленяется из схолиастики лишь в 18-19 вв. На протяжении тысячелетий активно развивалась лексикография.

Древняя Греция. Греческая лингвистическая традиция формировалась под влиянием философии, занималась изучением аналогии имён и их происхождения. Особенности греческой языковедческой традиции:

ü погружённость в лингвистические проблемы логики, философии, риторики;

ü интерес к проблеме происхождения языка, связь между именем и вещью (сформировались две точки зрения: первая теория объясняла слова по их природе, согласно второй теории слова обозначают вещи по обычаю, по установлению);

ü стремительное развитие семиотики;

ü выделение частей речи. (Платон пытался классифицировать слова в языке: две категорииимя (подлежащее) и глагол (сказуемое). Аристотель выделял восемь частей речи: элемент (звук), слог, союз, член (артикль), имя, глагол, падеж, предложение). 

Стоики считали, что слова воспроизводят звуки, издаваемые предметами, и выражают те впечатления, которые предметы произвели в душе человека. Александрийские грамматисты стремились оградить старую греческую литературу и ее язык от посторонних влияний. Они делят звуки на гласные, на согласные и двугласные (дифтонги). Слово - «наименьшая часть связной речи», а предложение (или речь) как «соединение слов, выражающее законченную мысль».

Древний Рим. Римская традиция возникла под влиянием греческой. Особое внимание в ней уделялось дальнейшей разработке грамматики и стилистике в многочисленных трудах образованных граждан. Значительный вклад внесли:

Марк Теренций Варрон – автор сочинений «О латинской грам­матике». Он различал четыре класса вещей и четыре класса слов, подлежащих анализу. Отмечал изменения в составе лексики, в их звуковой оболочке и в их значениях, наличие заимствований. Склонение понимается как единство словоизменения и словообразования. Варрон убежден в необходимости и «полезности» склонения для любого языка.

Элий Донат – римский грамматик и ритор. Известен, главным образом, как составитель двух пособий по латинской грамматике краткого начального курса Ars minor (Малая грамматика; в вопросно-ответной форме) и полномасштабного учебника Ars maior (Большая грамматика), сохранивших значение вплоть до наших дней.

Присциан Цезарейский – римский грамматик. Величайшим из его трудов является «Грамматические наставления» учебник латинского языка в 18-ти томах.

Средневековье. Языкознание Средних веков характеризовалось следующими особенностями:

1) Латиноцентризм: латинский язык был в то время фактически единственным языком научного изучения. Он был мертвым языком и использовался главным образом для письменного общения. Это привело к тому, что звуковая сторона оказалась вне внимания: изучались не звуки, а буквы. Совмещение понятий латинской грамматики и грамматики вообще привело к тому, что при изучении других языков на них стали механически переноситься нормы латинской грамматики.

2) Застой: поскольку латинский язык становился в Средние века мертвым языком, на котором не происходило живого общения, правила латинской грамматики консервировались. Это привело к застою лингвистической мысли.

3) Развитие методики. Единственная отрасль лингвистики, относительно преуспевавшая в средние века – методика.

4) Риторика. Средневековая риторика также ни на шаг не продвинулась в сравнении с античной. Она характеризовалась тремя особенностями, свидетельствовавшими о ее застое и деградации: а) сходит на нет конфронтационное (полемическое) красноречие; б) на первый план выходит гомилетика – искусство церковной проповеди, отчасти продолжает существовать академическое красноречие; в) основное внимание уделяется вопросам украшения речи (учению о тропах и фигурах).

5) Логицизм. Средневековые грамматисты не моги не замечать грамматических различий между латынью и живыми европейскими языками, которыми они пользовались в быту. Эти различия также нуждались в объяснении. Объяснение нашлось на базе логики: законы человеческого мышления универсальны, а различия между языками – это только различия в форме, но не в содержании. Вследствие этого в грамматике грамматические категории и термины постепенно замещаются логическими.

Известной является грамматика Пор-рояля (название монастыря). Главная идея заключается в том, что все языки имеют универсальную структуру, потому что у каждого человека универсальное мышление.

 Эпоха Возрождения, охватывающая XV-XVII века, отличается от эпохи Средних веков тем, что в Средние века языкознание стремилось к логическому осмыслению лингвистических фактов, а в эпоху Возрождения языкознание стремится к рационализму. Эпоха Возрождения возродила интерес к живым национальным языкам.

Новым временем приято называть период, охватывающий конец XVII века и весь XVIII век.

Этьен де Кондильяк дал наиболее разработанную для того времени (18 век) теорию происхождения и развития языка. Кондильяк первым высказал идею первичности языка жестов.

Жан-Жак Руссо в своих философских трудах выдвинул несколько предположений (гипотез) по происхождению языка.

Философия грамматики К. Беккера («Организм языка») была применением законов логики к материалу современного (немецкого) языка. Язык понимался как система органических (полярных) противоположностей, т.е. таких противоположностей, которые не уничтожают друг друга, а, напротив, взаимно обусловливают и необходимы друг для друга в развитии организма как целого.

Логико-синтаксическая школа получила распространение в ряде стран. Крупнейшим русским языковедом, представителем логико-грамматического направления является Ф.И.Буслаев.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: