Структурализм и его значение для развития науки о языке

Термин «структурализм» впервые был употреблен в 1939 г. в статье голландского лингвиста Х. Поса, хотя исторические корни этого направления лежат в индийской языковедческой традиции, в первых попытках строгого описания языка древнеиндийским ученым Панини. Структурализм вырос из структурной лингвистики, основы которой заложил Фердинанд де Соссюр. (считается отцом структурализма)

Язык понимается как многоуровневая знаковая система с четко выделяемыми структурными элементами, находящимися между собой в отношениях строгой упорядоченности.

Задачи:

1. Выявление инвариантных единиц языка и правил их соотнесения с единицами речи.

l Ходить, хождение, хожу, прохаживаться

-ход-, -хожд-, -хож-, -хаж-  [-ход-]

l books, rivers, foxes, studies

          -s и -еs         [-s]

2.Определение допустимых границ варьирования языковых единиц с точки зрения сохранения их самотождественности.

 Рисковать – рискуй: -ова- и -уй-

Зайчонок – зайчата: -онок- и -ат-

3. Выявление правил позиционного распределения языковых единиц.

dishes, buses, stories, boxes, wives

умн-ейш-ий, добр-ейш-ий, сложн-ейш-ий

глубоч-айш-ий, тиш-айш-ий, строж-айш-ий (основа заканчивается на заднеязычный)

4. Создание строгого формального описания всех структурных уровней языка

l фонологический уровень: 43 единицы (37 согласных и 6 гласных фонем); при этом возможны ровно 8 типов трехчленных сочетаний согласных, 7 типов четырехчленных и 3 типа пятичленных);

l морфологический уровень: ровно 57 моделей морфного строения словоформ для слов с одним корнем (в том числе для слов без флексийных и постфиксальных морфов – 14 типов, для слов с флексией, но без постфикса – 15 типов и т.п.);

l синтаксический уровень: 31 структурная схема простого предложения (в том числе 22 двухкомпонентные и 9 однокомпонентных)

Методы исследования языка:

1. Активное привлечение математических методов анализа

2. Тщательная разработка собственной методики:

а) компонентный анализ (КА);

б) дистрибутивный анализ (ДА);

в) метод непосредственно составляющих (МНС).

Компонентный анализ:

l Цель: разложение языковой единицы на элементарные (т.е. далее нечленимые) компоненты

l Сфера применения: единицы а) фонологического, б) лексического уровня

l Примеры:

Фонема <п> есть совокупность минимальных дифференциальных признаков <глухость> + <губность> + <твердость> + <взрывность>

Значение слово отец есть совокупность сем <мужской пол> + <прямое родство> + <кровное родство> + <первое предшествующее поколение> 

Метод дистрибутивного анализа:

l Цель: выявление характеристик языковых единиц (в том числе их идентификация) посредством анализа их ближайшего окружения.

l Сфера применения: преимущественно фонологические и морфологические структуры

l Примеры:

Умн-ее – умн-ей, весн-ою – весн-ой – отношения свободного варьирования

Умн-ейш-ий – глубоч-айш-ий,

сложн-ейш-ий – легч-айш-ий – отношения дополнительной дистрибуции

бега-ющ-ий – бега-вш-ий,  

понима-ющ-ий – понима-вш-ий – отношения контрастного варьирования

Метод непосредственно составляющих:

l Цель: представление соответствующих структур в виде иерархии вложенных друг в друга элементов

l Сфера применения: морфологические (словообразовательные) и синтаксические структуры

Школы структурализма:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: