Психическое развитие ребенка в младшем школьном возрасте

Шаповалова И.В. 308-1

Вариант № 4.

Возрастная психология

Психическое развитие ребенка в младшем школьном возрасте

Задание 1. Докажите, что учебная деятельность является ведущей именно в младшем школьном возрасте, а не на всем протяжении школьного обучения.

Когда ребенок приходит в школу, учебной деятельности как таковой еще нет, и она должна быть сформирована в виде умений учиться. Именно это и является специфической задачей младшего школьного возраста. Главная трудность, которая встречается на пути этого формирования, — то, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. Он желает выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, а в школе необходима познавательная мотивация.

Специфика учения — в присвоении научных знаний. Основную часть содержания учебной деятельности составляют научные понятия, законы, общие способы решения практических задач. Именно поэтому условия формирования и осуществления учебной деятельности создаются только в школе, а в других видах деятельности усвоение знаний выступает как побочный продукт в виде житейских понятий. В игре, например, ребенок стремится лучше выполнить какую-нибудь роль, и усвоение правил ее выполнения лишь сопутствует основному стремлению. И только в учебной деятельности усвоение научных знаний и умений, навыков выступает как основная цель и главный результат деятельности. Ребенок под руководством учителя начинает оперировать научными понятиями.
Учебная деятельность будет осуществляться на протяжении всех лет обучения в школе, но только сейчас, когда она складывается и формируется, она является ведущей.

 

 

Задание 2. Соотнесите психологические новообразования и возрастные периоды:

1.Новорожденность - комплекс оживления

 

2. Новообразованиями младенческого возраста являются хватание, ходьба и первое слово (речь).

3. Новообразования раннего детства (1-3 года)В раннем детстве наряду с развитием познавательной сферы идет и личностное развитие.

4.Дошкольное детство -наступление «возраста почемучек»,сюжетно-ролевые игры, наглядно-образное мышление.

 

5. Младший школьный возраст - к новообразованиям младшего школьного возраста относятся память, восприятие, воля, мышление.

 

К концу младшего школьного возраста формируются элементы трудовой, художественной, общественно-полезной деятельности и создаются предпосылки к развитию чувства взрослости.

 

6. Новообразованиями данного возраста являются: чувство взрослости; развитие самосознания, формирование идеала личности; склонность к рефлексии; интерес к противоположному полу, половое созревание; повышенная возбудимость, частая смена настроения; особое развитие волевых качеств; потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, в деятельности, имеющей личностный смысл; самоопределение.

7. Новообразования старшего школьного возраста. Когнитивные изменения.

В юношеском возрасте отмечается философская направленность мышления, которая обусловлена развитием формально-логических операций и эмоциональными особенностями. Важнейшим психологическим процессом в старшем школьном возрасте является становление самосознания и устойчивого образа «Я».

 

8. Новообразования юношеского возраста (17-18 – 21-23)

Взрослея, человек становится более уверенным в себе, озабоченность внешностью исчезает. На первый план выступают такие качества, как умственные способности, волевые и моральные качества, отношения с окружающими. Отношения со сверстниками разделяются на товарищеские и дружеские. Среди сверстников пользуются уважением те, кто обладает такими качествами, как отзывчивость, сдержанность, жизнерадостность, добродушие, уступчивость, развитое чувство юмора. Дружба является важнейшим видом эмоциональной привязанности и межличностных отношений юношеского возраста. Дружба измеряется степенью избирательности, устойчивости и интимности.

 

9. Новообразования молодости (21-23-30 лет)

В этот период познавательные психические процессы развиваются неравномерно. Интеллектуальное развитие, человека, достигшего молодости, проходит во взаимодействии с формированием или трансформацией его личности. И хоть развитие психофизической функции на рубеже 25 лет прекращается, интеллектуальное развитие продолжается еще многие годы.

10. Новообразования зрелого возрастного периода (30-60)

В 40–60 лет человек оказывается в условиях, психологически отличающихся от прежних. К этому времени он приобретает богатый жизненный и профессиональный опыт; дети становятся взрослыми и отношения с ними меняются, начинают носить другой характер; стареют родители, которым становится необходима помощь. Человек переоценивает свои достижения и критически оценивает себя. У многих возникает ощущение, что «жизнь прошла бессмысленно, и время уже потеряно». В результате могут развиться депрессивные состояния.

11. Новообразования старости(55-60 - …)

Многие ученые называют период старше 60 лет геронтогенезом, или периодом старения. Изучением этого возраста занимается наука геронтология. Геронтология – это область знаний, изучающая процесс старения человека.

Старость является завершающим этапом жизни человека. Люди, достигшие этого возраста, подразделяются на три группы: 1) люди пожилого возраста; 2) люди старческого возраста; 3) долгожители.

«Я-концепция» в старости также претерпевает изменения.

Ведущими факторами развития в старости становятся самоактуализация «Я» и ориентация на творческую активность.

Задание 3. Вставьте в предложения пропущенные слова и фразы.

1. В младшем школьном возрасте в системе «ребенок - взрослый» происходят изменения: она разделяется на две части: «ребенок - учитель» и «ребенок- родитель.».

2. Система «ребенок — учитель» становится центром жизни ребенка.

3. Новое положение ребенка в обществе, позиция ученика характеризуется тем, что у него появляется обязательная, общественно значимая, общественно контролируемая деятельность —учебная, он должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за их нарушение.

4. К концу младшего школьного возраста наблюдается значительное снижение интереса учащихся к учебе, к самому процессу учения.

5. Характерной особенностью младшего школьного возраста является то, что дети связывают оценку не со своими знаниями, а с эмоциями

6. Ребёнок считает, что друг - это тот, кто: а) в 1-2 классе тот, с кем активно идет общение, б) в 3-4 классе -помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы.

 

Задание 4. Проанализируйте психологические ситуации, описанные ниже, и ответьте на вопросы.

Ситуация 1. Мальчик, семи лет, энергичный, подвижный, непоседливый, левша. Предвидя трудности с освоением письма, с мелкой моторикой, его мать в течение летних месяцев всевозможными способами пытается привлечь его к рисованию, раскрашиванию, лепке. Однако продолжительность занятий оказывается очень невелика, десять-пятнадцать минут, и ребенок находит для себя более увлекательное дело. «Как же он сможет работать на уроке», — сокрушенно думает мать. И вот приходит сентябрь. Первый день — три урока, а уже со следующего — четыре или пять. Ежедневно домашнее задание — еще на два-три часа. И поразительно терпение новоиспеченного школьника, стремление выполнить все, что задано. (А в короткие перерывы между домашними заданиями он буквально бросается к своим игрушкам, солдатикам и машинкам, ранее уже заброшенным.)

С чем связано явление, описанное в примере? О каком новообразовании идет речь?

Социальная ситуация в младшем школьном возрасте:

1. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью

2. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению

3. Отчётливо виден социальный смысл учения(отношение маленьких школьников к отметкам)

4. Мотивация достижения становиться доминирующей

5. Происходит смена референтной группы

6. Происходит смена распорядка дня

7. Укрепляется новая внутренняя позиция

8. Изменяется система взаимоотношений ребёнка с окружающими людьми

 

Ситуация 2. К Ване пришел Миша, чтобы позвать гулять. А Ваня не сделал еще уроки, на что Миша возразил: «Потом доделаешь!» «Но я должен сделать сейчас, иначе меня будет ругать учительница и мама запретит смотреть телевизор».

О какой мотивации идет речь у Вани?

 

Избежание наказания за невыполненные уроки

 

Ситуация 3. Чем можно объяснить поступки первоклассников? Как должен поступать учитель в таких случаях, чтобы его действия эффективно повлияли на развитие личности ребенка и его взаимоотношения с одноклассниками? На уроках в классе нередко можно услышать, как ученики докладывают учителю: «А Ира не те столбики решила, а ей Валя так показала» или «Вера совсем не решила задачу» и т.п.

Ябедничество в современном понятии свойственно детям, особенно в возрасте 6-8 лет, когда они только поступают в подготовительный или первый класс. В этом возрасте у детей формируется понятие т.н. объективной ответственности: придя в школу, дети сталкиваются с множеством правил поведения и возводят их в ранг закона, правила для них «священны». Входя в школьную жизнь, они осваивают эти правила: выполняют их и следят за выполнением со стороны других детей, ведь правила обязательны для всех. Нарушение правил вызывает возмущение ребенка, и он прибегает к учителю или родителям как источникам норм за помощью. По словам Эльконина, дети не столько хотят «донести», сколько просто показать взрослым о том, что они знают правила.

К 9 годам приоритет объективной ответственности ослабевает, и у ребенка появляется новый приоритет — общение с другими детьми, и ребенок более спокойно относится к нарушениям правил, понимает их относительность.

Т.о. в начальных классах ябедничество является нормальным явлением, говорящим об освоении детьми правил поведения, их социализации. Для искоренения ябедничества учителю нужно направить силы на естественное развитие ребенка — на развитие дружбы, межличностных отношений. Стоит заметить, кстати, что ябедничество в более раннем возрасте — это просто сообщение взрослому случившегося факта, ребенок не ожидает от взрослого каких-либо действий, потому что еще не умеет «смотреть в будущее» и прогнозировать события, в школьном же возрасте жалобами ребенок пытается повлиять на взрослого.

Продолжение ябедничества в возрасте 9-10 лет может быть тревожным сигналом — ребенок может пользоваться «доносами» для самоутверждения, причинения вреда другим детям и мести.

Почему ребенок ябедничает? Основные причины:

Низкая самооценка ребенка. В частности, может быть вызвана авторитаризмом в семье, неадекватным воспитанием. Ябедничество в этом случае может быть способом самоутверждения за чужой счет. Учителям в этом случае нужно поощрять продуктивное самоутверждение, работу ребенка над собой.

Власть. Ребенок, зная о проступке другого, может угрожать ему и шантажировать: «Если ты не отдашь мне конфету, я расскажу маме, какое слово ты сегодня сказал на улице».

 «Уход» от ябедничества: не слушать, не принимать действий в отношении второго ребенка.

 

 

Ситуация 4. Дайте психологическое объяснение следующих фактов:

А) Почему в начальной школе не следует давать домашнее задание со звонком с урока?- Большая часть детей не услышит, что нужно записать

 

Б) Почему на уроках в начальной школе следует использовать динамическую наглядность? - Применение наглядных методов на уроках в младших классах очень плодотворно сказывается на результате процесса обучения и усвоении знаний, кроме того, учителя начальных классов имеют потребность в реализации эффективных методов использования наглядности

 

В) Почему в 1-м классе текст задачи, задания к упражнению целесообразнее читать учителю? - дети этого возраста не имеют хороших навыков чтения и письма, поэтому они будут  сосредоточены на буквах, а не на смысле

 

Ситуация 5. 1. Сияющая Роза вихрем влетает в комнату: «Бабуся, бабуся, а мне поставили «тройку» и «четверку»! Смотри, бабушка, красным карандашом».

Бабушка интересуется: «Это за что же тебе, внучка?» «Ни за что», — отвечает Роза после минутного замешательства. И восторгаясь «щедростью» учительницы, восклицает: «Сегодня она во все тетради поставила много, много!»

2. Самый маленький человек в классе, Славик, поддразнивает соседа Юру, показывая листочек с тройками и четверками: «У меня три отметки, а у тебя всего две!» И Юра, у которого в тетради стояли две пятерки, действительно почувствовал себя ущемленным, но, не желая уступить, отвечал: «А мне тоже поставят еще и еще».

Какая психологическая особенность первоклассника проявилась в приведенном примере? Почему первоклассникам так хочется иметь много отметок? Какие положительные и отрицательные моменты есть в этой особенности первоклассника и как надо учитывать это в процессе преподавания в младших классах?

Одним из мотивов первоклассников является нацеленность на получение школьных отметок (хороших оценок). При этом на первое место встает сам факт отметки, как признак состоятельности школьника (его оценили).
В приведенном случае имеет место еще и соревновательный момент. Так как первоклассникам обычно ставят только хорошие отметки, то вопрос качества отметок не стоит, а количественный показатель выступает как предмет гордости, зависти или соревнования.

Ситуация 6. Учительница II класса стала замечать, что Мила смирилась со своими тройками. Учение мало интересовало ее. Больше увлекала общественная деятельность — Мила была отличным санитаром.

И вот однажды в ее тетрадке под работой, которую больше чем на тройку оценить было нельзя, появилась запись: «Третья строка написана прекрасно. Лучше, чем у всех. Попробуй-ка делать так же всю работу».

Мила хвасталась, показывала тетрадь подружкам. Радостная прибегала к бабушке, заставляла маму просиживать рядом, чтобы и другие строчки вышли такими же, как третья.

Почему учение мало интересовало Милу? Как вы думаете, можно ли развить у девочки интерес к учению? Как это сделать?

Учеба занимает важное место в процессе познания ребенком окружающего мира. Обучаясь в школе, дети не только получают необходимые знания по предметам, но и учатся общаться, правильно взаимодействовать друг с другом. Большинство людей, став взрослыми, с особым теплом вспоминают свои школьные годы, беззаботное и счастливое время. Но не всегда ребенок ходит в школу с удовольствием. К сожалению, довольно часто естественная тяга к знаниям ослабевает под влиянием каких-либо внешних факторов.

Чем обусловлено нежелание ребенка учиться? На это существует несколько причин. Как часто родители стремятся излишне контролировать своего ребенка, следят над каждым шагом, заставляют делать уроки «из-под палки». Такой настрой не может привести к успеху. Ребенок в этом случае чувствует, что просто отбывает повинность, выполняет скучное и неинтересное дело. Неудивительно, что учеба становится тяжкой обузой, которой, к тому же, нельзя избежать. Ребенок чувствует себя, точно в ловушке и не видит выхода. Учителя и школа предъявляют к нему определенные требования, дома родители ждут хороших отметок. Все это давит на психику ребенка, не позволяет ему полноценно развиваться и радоваться собственным свершениям.

Учеба должна приносить радость. Когда ребенок чувствует себя первооткрывателем, то все воспринимается совершенно иначе. Тогда любые преграды преодолеваются с желанием, а учеба становится приятным делом. Советы, изложенные ниже, помогут родителям разобраться в ситуации, понять, как мотивировать любимое чадо получать н Когда ребенок чем-то интересуется, обязательно поддерживайте его. Дайте понять, что вам небезразличны его увлечения. Очень часто родители по причине занятости отмахиваются от восторженных рассказов детей, не хотят ежедневно их выслушивать. Но ведь ребенок – тоже личность, у него могут иметься свои индивидуальные стремления. Учеба начнет выравниваться тогда, когда ребенок будет увлечен каким-то значимым для него занятием. Не нужно заставлять чадо вовремя делать уроки и стоять у него над душой. Достаточно просто не мешать ему интересоваться окружающим миром, совершать собственные открытия. необходимые знания и испытывать при этом удовлетворение.

Ситуация 7. Мальчик принес в класс записку, объясняющую, почему он пропустил уроки. «Ты действительно болел?» — спрашивает учительница. Мальчик молчит. «А это действительно мама писала?» Мальчик молчит. «Тогда кто же это писал?» — продолжает спрашивать учительница. «Никто!» — резко ответил мальчик.

Как вы думаете, почему мальчик так ответил учительнице? Как бы вы поступили на ее месте?

Постоянные «нельзя», завышенные требования, боязнь наказаний, приводят к тому, что ребенок начинает врать, скрывая за ложью серьезные поступки.

Ложь из страха наиболее частая разновидность лжи. Ребенок врет, потому что боится, что его накажут или унизят. Стыд – одно из самых тягостных переживаний. Кроме того, ребенок может солгать из-за страха огорчить, разочаровать родителей, а может – из страха быть отвергнутым, лишенным родительской любви.

В любом случае, если причиной детской лжи стал страх, то налицо нарушение взаимопонимания между родителями и ребенком. Очень важно понять: где, когда было потеряно доверие и безопасность во взаимоотношениях? Не получилось ли так, что наказания и ограничения бывают несоразмерны с виной, а ребенка осуждают там, где он ждёт поддержки? А возможно и то, что ребенок нуждается в уверенности, что его проблемы не безразличны окружающим.

Ложь из стремления избежать наказания используется либо для сокрытия действий ребенка, которые были направлены на получение удовольствий, оказавшихся под запретом родителей (например, ребенок, включил компьютер, хотя ему это не было разрешено), либо для сокрытия нечаянной оплошности (сломал пульт от телевизора). Данный вид лжи встречается особенно часто в семьях, где запреты и наказания как форма общения преобладают над диалогом в общении с ребенком.

Страх унижения также может спровоцировать ребенка на ложь. В основе данного вида лжи – стыд, осознание ребенком неправильности своего поступка. Как правило, ребенком в данном случае руководит стремление защитить себя, сохранить положительное отношение к себе. Например, в случаях детских краж, часто ребенок не признается в совершенном поступке не только потому, что боится наказания, но и потому, что стремится «сохранить свое лицо».

Стремление добыть нечто, чего иначе не получишь также может спровоцировать на ложь. В данном случае, дело касается ситуаций, когда ребенок извлекает некую «выгоду» из своего обмана. Как правило, этой выгодой является стремление избежать наказания. «Ты поел суп?», «Сделал уроки?», «Ходил на занятия?», как часто дети отвечают «да» на эти вопросы с надежде, что от них отстанут. Кстати, небеспочвенной. И ведь все участники разговора точно знают, что ответ «нет» вызовет и дополнительные вопросы, и недовольство со стороны родителей. И если подобное повторяется часто, реакция ребенка довольно предсказуема. Часто родители возмущаются — «он же знает, что я все равно проверю, зачем врать», «лучше пусть скажет правду, я не буду ругать за правду». В этом есть некоторое лукавство: если для ребенка сказанная правда не несет никаких негативных последствий — его не ругают, не требуют сделать что-то неприятное (например, домашнее задание), не лишают ничего, нормальный ребенок точно не будет обманывать.

 

Ситуация 8. Перед вами характеристика второклассника. У мальчика преобладает неустойчивое внимание. Память снижена, с трудом запоминает новый материал. Учебный материал воспринимает правильно, но не надолго. Мышление - наглядно-действенное и наглядно-образное. В  учёбе в первую очередь привлекает игра.

Заполните пропуски, учитывая возрастные особенности.

Ситуация 9. Таня (6 лет 6 месяцев) учится в 1 классе. Ей трудно даётся учение, особенно чтение. Дома мама усаживает её за стол и начинает спрашивать:

- Как называется эта буква…? Что здесь написано?

Девочка молчит.

- Ну, вот, ничего не знаешь! На, учи сама! - и мама уходит со своим делом на кухню.

Через некоторое время возвращается и проверяет. Улучшений нет.

- Сегодня гулять не пойдёшь! Будешь читать!- заявляет мать.

Оцените организацию домашней работы первоклассницы. Дайте совет матери Тани по организации помощи девочке в учёбе. При формулировании советов учитывайте особенности учебной деятельности первоклассников.

Одна из ошибок мамы Тани, что она при общении с дочерью не учитывает её возрастные особенности-особенности личности. В данном случае важен не результат деятельности, а прилежание девочки. Успеха можно добиться не только контролируя  работу Тани, но лучшим решением будет учиться вместе с дочерью, тем самым,как бы,научить её учиться. То, что дочь выполнит сегодня вместе с мамой, завтра она сможет сделать самостоятельно. Самостоятельность ученика может быть развита лишь на базе освоенной деятельности.

 

Ситуация 10. Петя, ученик 2 класса, получив неудовлетворительную отметку спрашивает: «Как же так, я же старался, я же хорошо учил, а отметка плохая?» У Пети возникает чувство обиды, мысль о том, что учитель к нему не справедлив, придирается.

Какие условия необходимо соблюдать при выставлении отметки в начальной школе? Почему возникла такая ситуация? Как объяснить ребёнку такую ситуацию?

 

Данная ситуация возникла по тому, что учитель не попытался объяснить ученику, почему была выставлена такая оценка. Оценка ставится за результат его деятельно­сти, а не за  его старания. Хотя они тоже должны учитываться.

В этом и есть причина нарушений отношений учителя с учеником, что в дальнейшем приведёт к  конфликту, возможно и не желанию учиться или посещать школу. 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: