Утилизация АПЛ является одной из современных важнейших экологических проблем глобального масштаба. К 2001 г. в России, США, Франции и Великобритании выведено из эксплуатации около 300 АПЛ. Из них в России на 01.01.01 г. - 189, что почти в три раза больше, чем в США, при этом судовых ядерных энергетических установок (ЯЭУ), подлежащих утилизации в России, в 5 раз больше, чем в США.
По общему количеству атомных и дизельных подводных лодок к концу 80x годов бывший СССР превосходил подводные флоты всех государств, включая США. С 1955 по 1996гг. в СССР, было, построено пять надводных кораблей (НК) сЯЭУ и около 250 АПЛ, из них в Северодвинске -125, на Амурском заводе – 56, Ленинградском адмиралтейском объединении - 39 и заводе «Красное Сормово» - 25 АПЛ. К началу 1996 г. в состав ВМФ были приняты 241 АПЛ [55 - 1-го поколения, 142 - 2-го и 34 - 3-го поколения, а также 8 АПЛ с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ) и 2 опытных («Папа» и «Майк»)], не считая, пять сверхмалых АПЛ (табл. 6).
В общей сложности на 241 АПЛ имелось 441 ЯЭУ, на надводных военных кораблях - 8 и еще 15 ЯЭУ - на атомных ледоколах.
|
|
Максимальный срок службы выведенных из эксплуатации АПЛ равен 40 годам (К-3), срок службы АПЛ 1-го поколения составил в среднем 35,8 лет, а 35% находящихся в отстое лодок пребывали в строю более 30 лет. До 40% списанных АПЛ более 20 лет находятся без ремонта. Столь длительное нахождение на плаву привело к появлению дефектов в корпусных конструкциях, большая часть АПЛ с отработавшим (облученным) ядерным топливом (ОЯТ) потеряла герметичность цистерн главного балласта (ЦГБ) и могут затонуть. Атомная подводная лодка с невыгруженным ОЯТ представляет серьезную радиационную угрозу для ОС и населения.
Вывод из эксплуатации АПЛ, их дальнейший демонтаж и утилизация при надежном обеспечении защиты ОС, производственного персонала и населения представляет собой сложную в социально-экономическом, научно-техническом и организационном плане проблему, которая в России в связи с массовым выводом из боевого состава АПЛ превратилась в проблему государственной важности. (см. приложение В.)