Общественные и религиозные организации и объединения

 

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Общественные и религиозные организации являются некоммерческими организациями. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям [16, c. 427].

Общественное объединение - это достаточно объемное и родовое понятие, включающее в себя целую группу самостоятельных организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц. К их числу Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" относит:

1) общественные организации;

2) общественные движения;

3) общественные фонды;

4) общественные учреждения;

5) органы общественной самодеятельности;

6) политические партии.

Основы правового положения общественных объединений закреплены в Законе о некоммерческих организациях и Законе об общественных объединениях.

Общественные объединения создаются по инициативе их  учредителей - не менее 3 физических лиц. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - общественные объединения. Выделяются общественные объединения, основанные на членстве (общественные организации, политические партии) и не основанные на членстве (общественные движения, органы общественной самодеятельности) [25, c. 200].

Особенностью наименования общественного объединения является необходимость включать в него указание на территориальную сферу деятельности (общероссийское, межрегиональное, региональное, местное). При этом общероссийские объединения могут использовать в своих названиях слова "Россия", "Российская Федерация" и производные от них без специальных разрешений государственных органов (что невозможно для других негосударственных юридических лиц). Средством индивидуализации общественного объединения в отличие от других юридических лиц является также его символика (флаги, эмблемы, вымпелы и т.п.), подлежащая обязательной государственной регистрации.

Учредительным документом общественного объединения является его устав. В уставе должны быть указаны цели деятельности объединения. Эти цели, в частности, определяют границы реализации общественным объединением права предпринимательской деятельности. Такая деятельность может вестись только в соответствии с уставными целями и должна им соответствовать [31, c. 175]. 

Например, религиозная организация вправе распространять, в том числе и на возмездной основе, предметы культа и религиозного просвещения. Религиозные организации пользуются исключительным правом учреждения организаций, издающих богослужебную литературу и производящих предметы культового назначения (пп. 1, 2 ст. 17 Закона о свободе совести).

Религиозные организации - объединение граждан, имеющее основной целью совместное исповедание и распространение веры и обладающее соответствующими этим целям признаками, называется религиозной организацией. Религиозная организация является самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица, имеющей свои разновидности: монастыри, братства, миссии и т.п. Деятельность религиозных организаций регулируется Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" [33, c. 105].

Законы об отдельных видах общественных объединений могут ограничивать виды деятельности, которые вправе осуществлять общественное объединение. Например, политическая партия имеет право лишь на информационную, рекламную, издательскую и полиграфическую деятельность для пропаганды своих взглядов, целей, задач и обнародования результатов своей деятельности; изготовление и продажу сувенирной продукции с символикой и (или) наименованием политической партии, а также издательской и полиграфической продукции; продажу и сдачу в аренду имеющегося в собственности политической партии движимого и недвижимого имущества (п. 3 ст. 31 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях») [14, c. 107].

Имущество общественных объединений может формироваться на основе вступительных, членских взносов, пожертвований, доходов от предпринимательской и иной деятельности (ст. 31 Закона об общественных объединениях). Так, они могут участвовать в уставном капитале других юридических лиц, в том числе коммерческих организаций. Принцип соответствия деятельности объединения его целям, определенным в уставе, в этом случае также должен быть соблюден. Прибыль от предпринимательской деятельности общественного объединения используется для достижения его уставных целей и не распределяется между участниками объединения. 

Структура органов управления общественного объединения зависит от его вида. К примеру, в общественных организациях, движениях высшим руководящим органом является съезд (конференция) или общее собрание, исполнительным органом — выборный коллегиальный орган (правление, совет, президиум), возглавляемый председателем. 

Учредители, члены, участники общественных объединений не сохраняют право собственности на денежные средства и иное имущество, передаваемое объединению; не получают они и обязательственных прав в отношении объединения. Этим объясняется отсутствие ответственности участников объединений и самих объединений по обязательствам друг друга, а также то, что при ликвидации общественного объединения переданное ему имущество участникам не возвращается. Имущество, оставшееся после ликвидации общественного объединения, должно распределяться в соответствии с целями, указанными в его уставе. 

Основаниями принудительной ликвидации общественного объединения являются нарушение им прав и свобод человека и гражданина, неоднократные или грубые нарушения Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление деятельности, противоречащей уставным целям общественного объединения [25, c. 205].

Фонды и учреждения

Фонд - это некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (п. 1 ст. 118 ГК РФ) [1].

Устав является единственным учредительным документом фонда. Для гарантии того, что цели, ради которых учредители фонда создали его и внесли свое имущество, не будут изменены органами фонда без ведома учредителей, законом установлен особый порядок изменения устава.

Фонды обладают правом создания хозяйственных обществ и участия в них, а также правом осуществления иных видов предпринимательской деятельности для достижения уставных общественно полезных целей. При этом фонды могут быть ограничены в праве осуществлять определенные виды деятельности и использовать свое имущество в определенных целях. Например, благотворительные фонды не могут участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами [16, c. 431].

Они не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний (пп. 4, 5 ст. 12 Закона о благотворительной деятельности). 

Информация о деятельности фонда должна быть доступна общественности, поэтому на фонд возложена обязанность ежегодной публикации отчетов об использовании своего имущества. 

Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. В фонде создается попечительский совет (является органом фонда), который осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах [28, c. 285].

Особенности фонда состоят в следующем:

1) устав фонда по общему правилу не может быть изменен органами фонда, если уставом прямо не предусмотрена возможность его изменения в таком порядке (ст. 119 ГК РФ). Если в уставе нет положения о его изменении органами фонда, то внесение в него изменений возможно в судебном порядке по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за его деятельностью, при наличии предусмотренных законом оснований;

2) фонд не может быть ликвидирован в добровольном порядке. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц при наличии оснований, предусмотренных в пункте 2 ст. 119 ГК РФ (например, если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом) [29, c. 111].

Реорганизация фонда возможна по решению его учредителей, попечительского совета по общим правилам гражданского законодательства. При этом преобразование фонда в иной вид юридических лиц не допускается. В добровольном порядке фонд ликвидирован быть не может. Фонд может быть ликвидирован по решению суда по основаниям и в порядке, определенным законодательством о несостоятельности (банкротстве), либо если цели фонда не могут быть достигнуты, либо при уклонении фонда от его уставных целей, а также в иных установленных законом случаях.

Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (ст. 120 ГК РФ) [27, c. 311].

Имущество учреждения принадлежит ему на ограниченном вещном праве — праве оперативного управления, содержание которого определяется в соответствии со статьей 296 ГК РФ.

В зависимости от того, кто является учредителем, учреждения подразделяются на частные (созданные гражданином или юридическим лицом), государственные (созданные Российской Федерацией или ее субъектом) или муниципальные (созданные муниципальным образованием). Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным. Деятельность автономных учреждений регулируется Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Частное и бюджетное учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Они отвечают по своим обязательствам только денежными средствами, находящимися в их распоряжении. На другое имущество взыскание не обращается. При недостаточности денежных средств собственник имущества частного или бюджетного учреждения несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения [22, c. 400].

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Под особо ценным движимым имуществом понимается имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Если такое имущество приобретено автономным учреждением за счет доходов от предпринимательской деятельности, то оно может стать объектом взыскания.

Учредительным документом является устав, утвержденный собственником. Учреждение вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, если это право предусмотрено в его учредительных документах [26, c. 177].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: