Соотношение правопорядка, общественного порядка и законности

 

В литературе и действующем законодательстве весьма широко используется термин «общественный порядок» наряду с понятиями «общественная безопасность», «правопорядок», «публичный порядок», которые не являются тождественными категориями. Сложность в разграничении приведенных выше понятий заключается в том, что состояние упорядоченности волевых отношений достигается воздействием целого ряда социальных норм.

Правопорядок и общественный порядок имеют много общих черт. Диалектическая взаимосвязь этих понятий состоит в том, что невозможно установить одностороннюю зависимость, обусловленность этих явлений. Действительно, «состояние общественного порядка обусловливает во многом состояние правопорядка»[6], но и качественное состояние последнего является необходимым условием должного уровня реализации общественных отношений, относящихся к сфере общественного порядка. С учетом сложной взаимосвязи рассматриваемых категорий правопорядок подчас рассматривался как часть общественного порядка в широком его понимании. Так, например А. Шляпочников предложил включить в сферу общественного порядка «все общественные отношения, возникающие в результате соблюдения правил… общежития, нравственных и правовых законов…»[7]. Тем не менее, правовые нормы, систематизированные в отраслях права сообразно содержанию общественных отношений, формулируют модель должного поведения не только в сфере общественного порядка, но и в сферах экономики, политической жизни общества, семейных отношениях и т.д. Кроме этого, существуют правовые нормы не только социального, но и технического характера. Указанное выше не позволяет рассматривать правопорядок исключительно в качестве составной части общественного порядка. С другой стороны, нормы, регулирующие сферу общественного порядка, не исчерпываются правовыми предписаниями. Упорядоченность общественным отношениям в этой сфере придают нормы морали, нравственности, обычаи, правила совместного проживания и иные социальные не правовые нормы.

Таким образом, соотношение правопорядка и общественного порядка заключается в том, что эти понятия совпадают лишь частично в области общественных отношений, урегулированных правовыми нормами. В остальном их сферу составляют иные, не совпадающие друг с другом отношения.

Термин «общественная безопасность» является весьма распространенным в законодательстве. Законодательное определение безопасности в широком понимании сформулировано следующим образом: «безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»[8]. При этом к основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Определения специальных видов безопасности содержатся в отдельных Федеральных законах, среди которых, к сожалению, нет определения общественной безопасности.

Наиболее развернутая позиция была высказана А.А. Тер-Акоповым. Он предложил рассматривать безопасность личности (личностную безопасность), общества (общественную безопасность) и государства в рамках единого понятия – социальной безопасности… «которая включает условия, обеспечивающие сохранение и развитие основ социальной организации: государственно-политической, экономической, экологической и др., а также отдельные элементы, в том числе человека как самостоятельную ценность, являющуюся наиболее важной основой существования и функционирования общества»[9]. Основными характеристиками угрозы безопасности в изложенной концепции являются не только ее способность непосредственно ликвидировать объект защиты, но и снизить качество жизни, сузить диапазон деятельности и перспективы развития, как неотъемлемой части жизни.

Думается, что общественная безопасность в узком смысле представляет собой состояние защищенности жизненно-важных интересов общества, обеспечивающих его существование и самоорганизацию, от преступных посягательств, а также угроз природного и техногенного характера.

В целом в литературе сложилось несколько подходов к соотношению понятий «общественная безопасность» и «общественный порядок». Первый из них предполагает понимание общественной безопасности как составного элемента общественного порядка. Общественная безопасность, которая предполагает строжайшее соблюдение правил обращения с оружием, боеприпасами, взрывчатыми, сильнодействующими ядовитыми, радиоактивными веществами, а также правил дорожного движения, противопожарных правил, правил производства строительных и ремонтных работ является составной частью общественного порядка. Как видно из определения, при данном подходе безопасность представляет собой соблюдение технических норм и правил.

Вторая позиция заключается в том, что общественная безопасность (в широком смысле) включает в себя различные группы отношений, в том числе и составляющие сферу общественного порядка. При таком подходе узкое понимание общественной безопасности также включает общественный порядок, охраняемый при производстве определенного вида работ. Этот вывод основан на анализе системы норм Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающих ответственность за преступления против общественной безопасности и общественного порядка. «В соответствии с законом видовым объектом преступлений, предусмотренных нормами главы 24 УК, является общественная безопасность в узком смысле слова, то есть совокупность общественных отношений, обеспечивающих безопасные условия жизни каждого члена общества, общественный порядок, безопасность личных, общественных или государственных интересов при производстве различного рода работ и в процессе обращения с обще опасными предметами»[10].

В связи с этим следует отметить следующее. Думается, что не совсем правильно подходить к соотношению рассматриваемых категорий с точки зрения реализации функции по их охране. Сами эти категории наполнены самостоятельным содержанием, хотя нельзя на этом основании признавать, что деятельность по их охране носит исключительно самостоятельные формы и цели. В практическом плане подчас трудно выделить в самостоятельные направления деятельность по охране общественного порядка и деятельность по обеспечению общественной безопасности. В рамках охраны общественного порядка подчас пресекаются преступления, посягающие на общественную безопасность и наоборот. В свою очередь, это не должно приводить к выводу о включении одного понятия в другое.

В структуре Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации имеется деление на разделы и главы. Составы преступлений, посягающие на общественный порядок, предусмотрены в главе 24 «Преступления против и общественной безопасности» раздела IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка». С учетом того, что видовой объект в наименовании главы поименован только как общественная безопасность, казалось бы, неизбежен вывод о том, что общественный порядок является элементом общественной безопасности. Однако этот подход нельзя считать верным. «Конечно, преступления против общественной безопасности и общественного порядка тесно между собой связаны, что и позволило законодателю объединить составы этих преступлений в одном разделе УК РФ. В то же время каждой из этих групп общественных отношений присуща определенная специфика».

Третий подход к соотношению общественной безопасности и общественного порядка состоит в том, эти понятия являются частично совпадающими. Общими целями общественного порядка и общественной безопасности является охрана жизни и здоровья человека. С учетом того, что общественный порядок – это состояние волевых отношений, то источником нарушения общественного порядка и опасности являются люди – нарушители порядка, в то время как угроза общественной безопасности может исходить дополнительно и от действий стихии, а также эпидемий. Последние зачастую причиняют вред жизни и здоровью людей, нарушают нормальный ритм жизни, но элемент общественного порядка не обязательно присутствует там, где имеют место отношения общественной безопасности. На этом основании автор делает вывод о том, что «понятие общественной безопасности лишь частично совпадает с понятием общественного порядка – именно в той части, в какой источником опасности является человек, нарушающий общественный порядок и тем самым создающий угрозу жизни или здоровью другого человека или самого себя». Подобного взгляда придерживается и А.Н. Бадмаев. «Общественный порядок и общественная безопасность выступают как тесно связанные, частично совпадающие, но не тождественные понятия. Они отличаются характером общественных отношений, источниками нарушений, различными средствами регулирования и субъективной стороной правонарушений»[11].

И, наконец, последний подход к соотношению рассматриваемых категорий заключается в том, что категории «общественная безопасность» и «общественный порядок» являются взаимосвязанными, но не совпадающими понятиями, так как их сферу составляют самостоятельные специфические общественные отношения. Общественная безопасность представляет собой «наиболее концентрированную форму выражения охранительных мер государства в отношении самой высокой общественной ценности – жизни и здоровья человека», тем самым обеспечивая физическую защищенность человека и создавая основу существования и реализации иных интересов.

Жизнь и здоровье входят в сферу регулирования общественного порядка, но в широком его понимании. При этом нельзя сказать, что совершение, например, террористического акта не нарушает общественный порядок, однако «если общественная безопасность обусловливается, прежде всего, потребностью в обеспечении жизни и здоровья членов общества при их взаимодействии с источниками повышенной опасности, включая стихийные силы природы, то формирование отношений общественного порядка определяются в первую очередь потребностями обеспечения внешних условий жизнедеятельности людей…». И с этим высказыванием нельзя не согласиться, с той лишь оговоркой, что общественная безопасность предполагает защищенность жизни и здоровья неопределенного круга лиц и от противоправных посягательств со стороны иных лиц.

Данные противоправные деяния против общественной безопасности в подавляющем большинстве предполагают и одновременное нарушение общественного порядка, образуя его неотъемлемый элемент объективной стороны. В этом случае речь все-таки должна идти о наличии совокупности охраняемых объектов, на которые осуществляется посягательство, но не об их тождестве. Именно неоднородность объектов охраны предполагает повышенную общественную опасность такого рода правонарушений.

Различия между общественной безопасностью и общественным порядком заключаются в том, что нарушение только общественного порядка не связано с посягательством на жизненно-важные интересы общества, т.к. «опасностью для социальной системы является лишь то, что сдерживает или прекращает ее развитие». Общественный порядок основан на саморегулирующейся системе социальных связей и социальная среда в случае его нарушения способна нейтрализовать отклонения. В случае же, когда наступившие в результате нарушения порядка последствия способны вызвать цепь нерегулируемых социальной средой изменений, угрожающих жизненно-важным интересам, речь необходимо вести о посягательстве на общественную безопасность.

В исключительно теоретическом плане общественную безопасность можно представить как основу общественного порядка, так как именно защищенность физического существования и прогрессивного развития общества является необходимой предпосылкой упорядоченности социальной действительности. В свою очередь «социальная ценность общественного порядка заключается в его способности продуцировать условия для всех иных общественных отношений, необходимых для поддержания нормальной жизнедеятельности общества»[12]. В этом качестве общественный порядок несет в себе интегральное начало по отношению к иным сферам социальной действительности. Именно поэтому охрана общественного порядка представляет собой комплексную функцию, которая, обладая определенной децентрализацией, должна иметь единую методологическую основу на уровне государства.

Общественные отношения, составляющие сферу общественного порядка, являются по своему характеру публичными. Однако ставить знак равенства между понятиями публичный и общественный порядок нельзя. Употребляемый в действующем законодательстве термин «публичный порядок» заимствован из международных правовых актов и используется исключительно на базе их применения. В международных правовых актах этот термин в переводе на русском языке используется и как «общественный порядок», и как «публичный порядок». Подчас эти понятия рассматриваются как синонимы или говориться о «публичном общественном порядке». Это является не вполне оправданным. Проблема в разрешении вопроса о соотношении рассматриваемых категорий состоит в том, что понятие «публичный порядок» достаточно четко не определен. Существование этого термина в международном праве обусловлено необходимостью ограничения исполнения норм иностранного права (или судебных решений) в интересах суверенитета государства, национального правопорядка. Кроме этого, ряд международных конвенций предоставляет возможность ограничения прав в интересах публичного порядка.

В научной литературе публичный порядок рассматривают как в широком, так и в узком понимании. В широком понимании в содержание публичного порядка включаются суверенитет, принципы построения экономической, политической, правовой системы государства, а также нормы морали, существующие в обществе подержание публичного порядка.

Узкое понимание публичного порядка заключается в том, что под ним понимаются принципы правопорядка, основополагающие принципы российского права и ссылка на нормы морали и нравственности возможно лишь в случаях, прямо указанных в законе. Недопустимость расширенного толкования публичного порядка обусловлена, по мнению большинства авторов, тем, что это послужит дополнительным основанием для ограничения приведения в исполнение решений иностранных судов. Кроме этого, применение не формализованных норм морали и нравственности способны поставить в тупик правоприменителя.

Национальное понимание публичного порядка изложено Верховным Судом Российской Федерации в определении (в последующем было отменено) и заключается в том, что под ним понимаются основы общественного строя Российского государства и оговорка возможна лишь в тех отдельных случаях, когда применение иностранного закона могло бы породить результат, недопустимый с точки зрения российского правосознания. В своем более позднем определении Верховный Суд Российской Федерации дополнил понимание публичного порядка и включил в его содержание установленные государством основополагающие нормы об общественном, экономическом и социальном устройстве общества, главные устои основ правопорядка.

Не вдаваясь в дискуссию о содержании рассматриваемого понятия необходимо отметить, что категории «общественный порядок» и «публичный порядок» исторически самостоятельно развивались на протяжении длительного времени, приобретая определенную специфику в правоприменительной практике и правовой доктрине. Поэтому необходимо подходить к рассмотрению вопроса о соотношении категорий «общественный порядок» и «публичный порядок» весьма осторожно с учетом правоприменительной практики.

законность правовой государственный правосознание


Заключение

 

Государство управляется с помощью различных методов и средств – экономических, политических, идеологических, организационных, правовых. Среди последних важное место занимают законность и правопорядок, без которых невозможно обеспечить нормальную жизнедеятельность общества, его граждан. Посредством одной силы этого сделать еще никому не удавалось.

Законы, их соблюдение – древнейший и наиболее цивилизованный способ управления людьми. Сегодня он общепринят во всех развитых демократических странах, в мировом сообществе. Ничего лучшего, более разумного человечество не придумало. Не будь законов, любое общество погрузилось бы во мрак невежества. Законов не было лишь на самых ранних, незрелых стадиях развития истории, когда господствовали простейшие формы общежития.

В законе воплощен коллективный разум, поэтому он авторитарен, почитаемый и ставится превыше всего. Разумеется, законы обязана соблюдать и сама власть, создающая эти законы, считать себя связанной ими. В противном случае она не будет иметь морального права требовать этого от других, и, следовательно, не сумеет обеспечить должного порядка в обществе. В подчинении власти собственным законам – суть правового государства.

Для претворения в жизнь этих и других задач требуется организованность, порядок и дисциплина. Понятно, что они касаются не только рядовых членов общества, но и властных структур, правящих элит и во власти в целом. Стабильная правовая ситуация выступает важнейшей предпосылкой всякой иной – экономической, социальной, политической, морально-психологической. России как никогда нужна законность и правопорядок.

Наличие должного правопорядка в стране позитивно сказывается на ее международном престиже. Необходимо применять меры, которые будут направлены на укрепление государственности и законности, наведение порядка в стране, повышения управляемости обществом.

В законе воплощен коллективный разум, поэтому он авторитарен, почитаемый и ставится превыше всего. Разумеется, законы обязана соблюдать и сама власть, создающая эти законы, считать себя связанной ими. В противном случае она не будет иметь морального права требовать этого от других, и, следовательно, не сумеет обеспечить должного порядка в обществе. В подчинении власти собственным законам – суть правового государства.

В современных российских условиях без законности и правопорядка невозможно решение стоящих перед обществом задач:

- успешное проведение курса экономических реформ, становление рыночных отношений, развитие производства;

- построение гражданского общества и правового государства;

- эффективное функционирование институтов демократии, политической системы; реализация прав и свобод человека, упрочнение их гарантий;

- четкая работа государственного аппарата;

- борьба с преступностью;

- обеспечение управленческого процесса;

- формирование политико-правовой культуры и повышение правосознания личности и всего общества.

В связи с проблемой реализации законности необходимо, прежде всего, укрепление нормативных основ правового регулирования, оптимизация правового воздействия на всех уровнях законности и правопорядка, расширение элементов демократии, создание действенного механизма правового регулирования и преодоление негативных тенденций правового развития.

Не вдаваясь в дискуссию о содержании рассматриваемого понятия необходимо отметить, что категории «общественный порядок» и «публичный порядок» исторически самостоятельно развивались на протяжении длительного времени, приобретая определенную специфику в правоприменительной практике и правовой доктрине. Поэтому необходимо подходить к рассмотрению вопроса о соотношении категорий «общественный порядок» и «публичный порядок» весьма осторожно с учетом правоприменительной практики.

 


Глоссарий

 

№ п/п Понятие Определение
1 Акт применения права (правоприменительный акт) Правовой акт, содержащий индивидуальное властное предписание компетентного органа государства в результате рассмотрения конкретного юридического дела.
2 Государство Организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов общества (классовых, религиозных, расовых, националистических, общечеловеческих и т.п.) в пределах определенной территории.
3 Гарантии законности Средства и условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных актов, а также беспрепятственное осуществление и реализацию прав граждан, интересов общества и государства.
4 Государственная власть Обусловленное материальными условиями жизни общества способность официальных структур подчинять поведение людей воле всего общества или его части при помощи государственного принуждения.
5 Закон Нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый высшим представительным органом в особом законодательном порядке и регулирующий наиболее важные общественные отношения, складывающиеся в жизни общества.
6 Законность Точное и нуклонное соблюдение законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права.
7 Законодательство Система действующих в данном государстве законов и основанных на них подзаконных актов.
8 Кодекс Систематизированный единый законодательный акт, регулирующий какую-либо однородную область общественных отношений.
9 Конституция Основной закон государства, определяющий общественное и государственное устройство, форму правления, а также основные принципы взаимоотношений личности и государства.
10 Механизм правового регулирования Система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений в соответствии с цепями и задачами правового государства.
11 Норма права Общеобязательное, формально-определенное правило поведения, установленное и санкционированное государством для регулирования общественных отношений, складывающихся в обществе.
12 Правопорядок Система устойчивых и согласованных общественных отношений, основанных на законности.
13 Функции права Основные направления его воздействия на поведение людей и возникающие общественные отношения.

 


Список использованных источников

 

1. Конституция Российской Федерации. Государственные символы России. [Текст]: офиц.текст. - Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2010. – 48 с. ISBN 978-5-379-01537-4

2. Сборник законов Российской Федерации. [Текст]: Официальные тексты с Изменения и дополнения по состоянию на 1 июня 2007 г. М., 2007. - 250 с. ISBN 978-5- 310-30798-9

3. Уголовный кодекс Российской Федерации. [Текст]: офиц.текст - М., 2006. – 60 с. - ISBN 978-5-413-12695-7

4. Закон Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 № 2446-1 (в ред. от 03.07.2007 № 15-ФЗ). [Текст]: офиц.текст - М., 2007. – 20 с. - ISBN 978-5-263-73567-3

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. 24.07.2007 № 218-ФЗ). [Текст]: офиц. текст - М.,2007. – 60 с. ISBN 978-5- 115-18490-3

6. Бадмаев, А.Н. Основные направления деятельности милиции общественной безопасности: дисс. канд. юр. наук [Текст] / А.Н.Бадмаев - Екатеринбург, 2006. – 60 с.

7. Борисов, В.В. Правовой порядок. Общая теория государства и права. [Текст] / В.В. Борисов - М., 2008. – 260с. – ISBN 5- 383-27584-3

8. Диаконов, В.В., Учебное пособие по теории государства и права. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.allpravo.ru

9. Емельянов, Б.М. Правкин, С.А. Теория государства и права. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.e-college.ru

10. Еропкин, М.И. Административно-правовая охрана общественного порядка. [Текст] / М.И.Еропкин - С.-Пб.,2005. – 340 с. - ISBN 5- 638-27865-3

11. Карельский, В.М. Теория государства и права. [Текст] / В.М.Карельский, В.Д.Перевалов - М., 2007. – 230 с. – ISBN 5- 145-67461-1

12. Кудрявцев, В.Н. Законность: содержание и современное состояние. [Текст] / В.Н.Кудрявцев - М., 2005. – 140 с. – ISBN 5- 451-73616-6

13. Мальцев, Н.Л. Соотношение категории общественный порядок со смежными понятиями. [Текст] / Н.Л.Мальцев - Уральская ГЮА.,2009. – 76 с. – ISBN 5- 215-02458-6

14. Тер-Акопов, А.А. Безопасность человека: социальные и правовые основы. [Текст] / А.А.Тер-Акопов - М., 2005. – 80 с. – ISBN 5- 521-08613-3

15. Шляпочников, А. Н. Об охране общественного порядка как функции Советского государства. [Текст] / А.Н.Шляпочников - М.,2009. – 60 с. -ISBN 5- 841-13099-5

 


[1] Карельский, В.М., Перевалова, В.Д Теория государства и права. Учебник для вузов. М., 2007. - С.220-223.

[2] Закон Российской Федерации «О безопасности» 2005г. № 2446-1 (в ред. от 03.07.2005 № 15-ФЗ) - С.56-58.

[3] Шляпочников, А.Н. Об охране общественного порядка как функции Советского государства. М., 2009. - С.23-25.

[4] Кудрявцев, В.Н. Законность: содержание и современное состояние. М., 2005. - С.244.

[5] Кудрявцев, В.Н. Законность: содержание и современное состояние. М., 2005. - С.147.

[6] Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 № 2446-1 (в ред. от 03.07.2005 № 15-ФЗ). М., - С.244-250.

[7] Шляпочников, А.Н. Об охране общественного порядка как функции Советского государства. М., 2009. - С.123.

[8] Еропкин, М.И. Административно-правовая охрана общественного порядка. С.-Пб., 2005. - С.345.

[9] Тер-Акопов, А.А. Безопасность человека. Социальные и правовые основы. М., 2005. - С.83-90.

[10] Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. 24.07.2007 № 218-ФЗ). М., 2007. - С. 25-27.

[11] Бадмаев, А.Н. Основные направления деятельности общественной безопасности. М.: Екатеринбург, 2006. - С.156.

[12] Карельский, В.М., Перевалов, В.Д. Теория государства и права. М., 2007. - с.123-125.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: