Общие понятие организации и организационной структуры предприятия

СОДЕРЖАНИЕ

Введение_______________________________________________________

3
1.

Понятие и сущность организационной структуры предприятия______

5
  1.1. Общие понятия организации и организационной структуры управления______________________________________________ 5
  1.2. Понятие венчурной организации____________________________ 9
  1.3. Принципы формирования организационной структуры предприятия_____________________________________________ 13
2.

Виды организационных структур управления и сферы их
применения__________________________________________________

16
3.

Выбор оптимальной структуры управления для венчурной организации_________________________________________________

37

Заключение_____________________________________________________

40

Список литературы______________________________________________

42

 


 



ВВЕДЕНИЕ

Структура управления организацией, или организационная структура управления – одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации.

Научно-обоснованное формирование организационных структур управления – актуальная задача адаптации хозяйствующих субъектов к современному этапу рыночной экономики. В новых условиях необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организации управления на основе системного подхода. В процессе управления происходит делегирование прав и обязанностей для организации взаимодействия различных органов управления и распределение задач, решаемых различными работниками.

Организационные структуры управления промышленными фирмами отличаются большим разнообразием и определяются многими объективными факторами и условиями. К ним могут быть отнесены, в частности, размеры производственной деятельности фирмы (средняя, мелкая, крупная); производственный профиль фирмы (специализация на выпуске одного вида продукции или широкой номенклатуры изделий различных отраслей); характер монополистического объединения (концерн, финансовая группа).

Несмотря на это, не выделяют однозначно прогрессивных, так же как и однозначно отсталых организационных структур. Каждая из них имеет как свои достоинства, так и недостатки. И каждая покажет себя с лучшей стороны только в конкретном, именно ей подходящем, случае. В широком смысле задача менеджера состоит в том, чтобы выбрать структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, а так же воздействующим на неё внутренним и внешним факторам. «Наилучшая» структура – та, которая позволяет эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия сотрудников и удовлетворять потребности клиентов и достигать целей организации.

 Целью данной работы является поиск наиболее эффективной организационной структуры управления для венчурной организации.

 На основе цели исследования в работе ставятся следующие задачи:

- изучить понятие организации и организационной структуры управления предприятием;

- исследовать понятие венчурной организации;

- проанализировать принципы формирования организационной структуры управления;

- рассмотреть основные виды организационных структур и сферы их применения;

- выбрать оптимальную организационную структуру управления вычурной организацией.

 

 


 


ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Общие понятие организации и организационной структуры предприятия

 

Организация - пространственно-временная структура производственных факторов и их взаимодействие с целью получения максимальных качественных и количественных результатов в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства.

Организация обладает следующими общими признаками:

· определение ее характера кадрами и менеджером;

· объединение процессов, которые без этого взаимодействуют нецеленаправленно или неэффективно;

· сохранение как предварительно запланированного порядка процесса, так и оперативного, зависящего от ситуации реагирования работника и менеджера. Незапланированные действия предполагают установление ответственности в менеджменте;

· определенная, зависящая от процесса гибкость, обеспечивающая функционирование системы в изменяющихся условиях;

· единство рабочих процессов и процессов управления, как результат разумного разделения труда.

Организация - единство состояния и процесса, так как она обеспечивает стабильные организационные решения, но является сама лишь относительно стабильной вследствие постоянного развития внешней и внутренней сред фирмы. [1, стр 854]

Структура управления обеспечивает выполнение общих и конкретных функций управления, сохраняет целесообразные вертикальные и горизонтальные связи и разделение элементов управления.

Организационная структура управления представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов и звеньев управления. Организационная структура управления представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов и звеньев управления. [1,стр564]

Элементы - это службы, группы и работники, выполняющие те или иные функции управления в соответствии с принятыми принципами специализации.

Звенья включают несколько элементов.

Вертикальное разделение определяется числом уровней управления, а также их подчиненностью и директивными отношениями. Горизонтальное разделение осуществляется по отраслевым признакам. Оно может быть ориентировано на:

· подпроцессы промышленного производства;

· изготавливаемые изделия;

· пространственные производственные условия.

Организационная структура регулирует:

· разделение задач по отделениям и подразделениям;

· их компетентность в решении определенных проблем;

· общее взаимодействие этих элементов.

Тем самым фирма создается как иерархическая структура.

Основные законы рациональной организации:

· упорядочение задач в соответствии с важнейшими точками процесса;

· приведение управленческих задач в соответствии с принципами компетентности и ответственности (согласование компетентности и ответственности, согласование «поля решения» и доступной информации, способность компетентных функциональных единиц принять к решению новые задачи);

· обязательное распределение ответственности (не за сферу, а за «процесс»);

· короткие пути управления;

· баланс стабильности и гибкости;

· способность к целеориентированной самоорганизации и активности;

· желательность стабильности циклически повторяемых действий.

На организационную структуру влияют следующие факторы:

· размеры предприятия;

· применяемая технология;

· окружающая среда.

Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную иерархическую ступень в ОСУ. Выделяют:

· институциональный (решение корпоративных стратегических задач): директор, совет директоров;

· управленческий (решение стратегических и тактических функциональных задач): руководители функциональных подразделений;

· технический управленческий уровень (решение оперативных и тактических задач): начальники отделов и цехов, мастера и др.

Отношения между элементами поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на:

· горизонтальные и вертикальные;

· линейные и функциональные;

· формальные и неформальные;

· прямые и косвенные.[10, 134]

Организационная структура управления (ОСУ) представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов и звеньев управления.

ОСУ выражает отношение власти и подчинения, которые юридически закрепляются в нормативных документах (устав, положение о подразделениях, должностные инструкции и т. п.).


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: