Стандарты или критерии

 

В странах с развитой рыночной экономикой деятельность аудиторов регламентируется стандартами и нормами. Под стандартами аудита в теории и практике аудита понимают основные правила или основополагающие принципы аудиторских процедур. Эти правила помогают аудитору определить масштаб ревизионных мероприятий и методику их проведения, являются критерием оценки результатов проверки. Стандарты должны выполняться независимо от условий в которых проводится аудит.

Стандарты аудита необходимы, так как они позволяют поддерживать аудиторскую деятельность на уровне международных стандартов, заставляют аудитора постоянно повышать квалификацию, обеспечивают сравнимость качества работы отдельных аудиторских фирм, облегчают и рационализируют аудиторскую работу.

Стандарты аудиторской деятельности могут быть подразделены на три группы:

1. Общие стандарты - независимость, компетентность, объективность, внимательность и другие;

2. Рабочие - подготовка, надзор и контроль; средства внутреннего контроля; сведения; анализ документов и другие;

3. Стандарты отчетности - форма / заголовок, дата, подпись/; содержание /полнота, предмет ревизии, законность, соответствие стандартам, своевременность/.

Общие стандарты - это определение качества и степень квалификации, которыми должен обладать аудитор, чтобы эффективно и профессионально выполнять задачи, стоящие перед ним.

Рабочие стандарты - правила, которыми руководствуется аудитор при выполнении задач, проверки. Основные правила представляют собой схему целенаправленных систематических действий, которыми руководствуется аудитор для достижения определенного результата.

Стандарты отчетности - стандарты, используемые на заключительном этапе аудита. Они представляют собой правила, касающиеся формы, содержания, размещения и подачи материалов по результатам аудиторской проверки.

Международная федерация бухгалтеров разработала и утвердила международные нормативы аудита, которые включают 29 стандартов аудита и 4 сопутствующих стандарта. К числу основных стандартов относятся:

1. Цель и объем проверки финансовых отчетов;

2. Письмо на согласие о проведении аудита; 3. Основные принципы проведения аудита;

4. Использование результатов работы других аудиторов;

5. Заключение аудитора по финансовым отчетам;

6. Проведение аудита в условиях применения электронной обработки данных;

7. Компьютерные методы анализа;

8. Заинтересованные стороны.

Сегодня в своей деятельности аудиторские организации Республики Казахстан применяют три основных документа, регламентирующих правила и процедуры проведения аудита:

¾ Казахстанские стандарты по аудиту, принятые на конференции Палаты аудиторов РК 21 июля 1995 года;

¾ Международные стандарты аудита, применяемые, в основном, аудиторскими компаниями с иностранным участием;

¾ Положения (стандарты) по аудиту (Приложение 1), утвержденные Министерством Финансов РК, зарегистрированные в установленном порядке в 1999 году и используемые отдельными компаниями.

Казахстанские стандарты по аудиту, принятые на конференции Палаты аудиторов РК 21 июля 1995 года не прошли положенную процедуру утверждения и регистрации, поэтому их нельзя считать легитимными.

В апреле-июне 1999 года Министерство Финансов РК разработало, утвердило и зарегистрировало 12 положений (стандартов), устанавливающих основные правила проведения аудита. Эти стандарты были признаны нормативными актами и включены в состав законодательства РК об аудите.

В 2006 году принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам аудиторской деятельности»[6], согласно которому аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с международными стандартами аудита. Однако, Международные стандарты аудита не имеют статуса нормативного правового акта и не являются частью законодательства РК.

Таким образом, Казахстанские стандарты по аудиту и Международные стандарты аудита могут быть использованы только в качестве рекомендательных документов, но не в качестве официальных документов, регламентирующих порядок проведения аудита с целью подтверждения финансовой отчетности компаний. Единственным легитимным документом, имеющим силу нормативного акта и на основании которого должны проводиться аудиторские проверки и составляться аудиторские отчеты по подтверждению финансовой отчетности субъектов в РК, являются положения (стандарты), принятые МФ РК в 1999 году[7].

 

Аудиторский отчет

 

Результаты аудиторской проверки отображаются в аудиторском отчете. Аудиторский отчет содержит сведения о состоянии учета, внутреннего контроля, достаточность и достоверность финансовой отчетности. В связи с тем, что содержание аудиторского отчета зависит от конкретных обстоятельств и результатов проверки, он составляется по произвольной форме. Аудиторский отчет составляется только для заказчика.

Аудиторский отчет включает общую (вступительную), аналитическую и итоговую части.

Во вступительной части указываются место и дата составления отчета, название аудиторской организации и ее адрес, период, за который осуществляется проверка, состав учетной и отчетной документации, ссылка на Законы и стандарты бухгалтерского учета и аудита, Национальные нормативы аудита, которыми руководствовался аудитор.

В аналитической части аудиторского отчета приводят результаты проверки бухгалтерского учета и финансовой отчетности, состояния внутреннего контроля, способ проверки (сплошной, выборочный), факты нарушений законодательных, других нормативно-правовых актов и установленных правил ведения бухгалтерского финансового учета и составления финансовой отчетности.

Третья, итоговая часть аудиторского отчета включает выводы по результатам аудиторской проверки.

В качестве примера, иллюстрирующего структуру аудиторского отчета в Приложении 2 приведен аудиторский отчет по итогам проверки финансовой отчетности Акционерного Общества «Управляющая компания «Дельта-инвест» за 2007 год.

Аудиторский отчет - это открытая информация, которая должна быть доступна всем желающим внешним пользователям финансовой отчетности. Доступность аудиторских отчетов должна обеспечиваться их публикацией в экономической прессе вместе с соответствующими финансовыми отчетами. Аудиторский отчет является независимым свидетельством достоверности и объективности финансовой отчетности.

Аудиторский отчет считается модифицированным в следующих случаях:

1) аспекты, не влияющие на мнение аудитора;

а) приведение в качестве примера параграфа, привлекающего внимание к какому-либо аспекту;

2) аспекты, влияющие на мнение аудитора;

а) условное мнение;

б) отказ от выражения мнения;

в) отрицательное мнение.

Единообразие формы и содержания каждого типа модифицированного заключения облегчит понимание этих заключений пользователями. Исходя из международного опыта, применяются четыре варианта аудиторского заключения:

1) безусловное (без оговорок);

2) условное (с оговорками);

3) отказное;

4) отрицательное.

Безусловный отчет (мнение без оговорок) дается тогда, когда у аудитора в результате проверки отсутствуют какие-либо замечания по поводу отчетности и порядка учета, никаких нарушений им не замечено. Аудитор делает вывод, что финансовые отчеты представляют точную и достоверную картину (или точно представлены во всех существенных аспектах) в соответствии с установленной основой представления финансовой отчетности.

Условный отчет (условное мнение) составляется в том случае, если аудитор приходит к выводу, что безусловное мнение не может быть составлено, но влияние разногласия с руководством или ограничение на масштаб аудиторской проверки не является столь существенным, чтобы составить отрицательный отчет или отказаться от составления отчета.

Отказ от составления отчета (отказ от выражения мнения) делается в том случае, если влияние ограничения масштаба аудиторской проверки является столь существенным и значительным, что аудитор не в состоянии получить достаточные и соответствующие аудиторские доказательства.

Отрицательный отчет (отрицательное мнение) составляется в том случае, если аудитор считает, что финансовая отчетность до такой степени существенно искажена, что ее нельзя считать объективно отражающей финансовое состояние субъекта и что составление отчета с оговоркой недостаточно.

 



Заключение

 

В настоящей работе проведено курсовое исследование по теме: «Содержание аудита, его компоненты».

Законодательство Республики Казахстан об аудиторской деятельности основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Законом Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности» и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности» аудит представляет собой проверку финансовой отчетности и прочей информации хозяйствующих субъектов с целью выражения независимого мнения в соответствии с требованиями, установленными законодательством Республики Казахстан.

Назначение аудита едино в любой стране мира — это независимая оценка по состоянию бухгалтерского учета публичных компаний.

Значение аудита состоит в том, что он не только является независимой проверкой финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, но и дает рекомендации и предложения по совершенствованию этой деятельности, расширению аудиторских услуг и созданию аудиторских компаний и фирм на международном уровне.

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Республике Казахстан.

Задачи аудита связаны с целью проведения аудита. Основными задачами аудиторской деятельности являются:

¾ проверка законности финансово-хозяйственных операций;

¾ проверка состояния бухгалтерского учета и отчетности;

¾ проверка достоверности важнейших показателей отчетности, включая баланс, отчет о финансовых результатах и др.;

¾ исследование хозяйственной деятельности с целью выявления внутрипроизводственных резервов;

¾ проверка состояния и эффективности использования ресурсов (трудовых, финансовых, материальных).

Конечная цель аудита — анализ финансового состояния организации, ее финансовой устойчивости и кредитоспособности.

Аудит подразделяют на: внутренний, внешний, инициативный и обязательный.

Внутренний аудит рассматривается как часть общей системы управления и контроля за производственно-хозяйственной деятельностью организации. Внешний аудит — это независимый контроль, проводимый высококвалифицированными специалистами в области учета, контроля и анализа хозяйственной деятельности на договорной основе.

Инициативный аудит (или добровольный) — это проверка финансово хозяйственной деятельности клиента по его желанию. Обязательный аудит проводится в порядке и случаях, которые предусмотрены законодательными актами Республики Казахстан.

В Республике Казахстан обязательному ежегодному аудиту подлежат:

¾ банки;

¾ кредитные товарищества;

¾ организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, и организации, осуществляющие деятельность на рынке ценных бумаг;

¾ страховые организации, накопительные пенсионные фонды, компании по управлению пенсионными активами, инвестиционные фонды;

¾ субъекты естественной монополии;

¾ предприятия с иностранным участием;

¾ открытые народные общества.

Различают несколько типов проведения аудита: операционный аудит, аудит на соответствие, аудит финансовой отчетности.

Предметом аудита является осуществление на договорной и конфиденциальной основе независимой экспертизы и анализа бухгалтерской отчетности и другой экономической информации о деятельности хозяйствующего субъекта с целью объективной оценки ее полноты, точности и достоверности.

Объектом аудита является конкретные хозяйствующие субъекты рыночной экономики - индивидуальные предприниматели и организации.

Аудит как практика представляет собой вид предпринимательской деятельности, играющий важную роль в рыночной экономике. Он выполняет ряд функций: экспертную, аналитическую, консультативную и производственную.

Согласно ст.4 Закона Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности» основными принципами аудиторской деятельности являются:

¾ независимость;

¾ объективность;

¾ профессиональная компетентность;

¾ конфиденциальность;

¾ честность;

¾ соблюдение стандартов организаций и Кодекса этики аудиторов.

В рамках определения содержания аудита можно выделить ряд ключевых компонентов, каковыми являются:

1) хозяйствующий субъект;

2) информация;

3) квалификация аудитора;

4) сбор и оценка фактов;

5) стандарты или критерии;

6) аудиторский отчет.

Реализация комплекса данных компонентов обеспечивает функционирование системы аудита как единого целого.

Проведенное курсовое исследование позволило выявить ряд проблем, связанных с аудитом в Республике Казахстан. А именно:

¾ Международные стандарты аудита, в соответствии с которыми должна осуществляться аудиторская деятельность в Республике Казахстан, не имеют статуса нормативного правового акта и не являются частью законодательства РК;

¾ проблема отсутствия в Республике Казахстан достаточного количества квалифицированных аудиторов, владеющих современными навыками аудита финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами аудита.

Предложения по решению выявленных проблем:

¾ придать Международным стандартам аудита статус нормативного правового акта Республики Казахстан или переработать действующие Положения (стандарты) по аудиту на предмет их соответствия Международным стандартам аудита и принять их в качестве официальных стандартов РК по аудиту;

¾ организация повышения квалификации преподавателей сформированной сети образовательных организаций с целью изучения ими Международных стандартов аудита;

¾ переориентация учебных программ средних и высших учебных заведений, а также программ подготовки профессиональных аудиторов на углубленное изучение Международных стандартов аудита и формирование навыков применения их на практике;

¾ обновление и разработка нового учебно-методического обеспечения по Международным стандартам аудита в образовательном процессе для обучающихся аудиту.

 



Список использованной литературы

 

1. Абдыкалыков Т.А. Учет и аудит: Учебное пособие. – Алматы: Издательство Казахского Национального Университета имени Аль-Фараби, 2005. – 212 с.

2. Аудит. 2-е изд., пер и доп. Под ред. Подольского В.И. - М.:Экономистъ; 2007 г., 543 с.

3. Аудит. Учебник 3-е изд., перераб.и доп; Мерзликина Е.М., Никольская Ю.П.- Инфра-М; 2008 г., 368 с.

4. Березюк В.И. Аудит: Учебное пособие. – Караганда, 2006 – 214 с.

5. Богданова Е.П., Литвин Д.В. Аудит. - Маркет ДС; 2008 г., 256 с.

6. Вещунова Н.Л., Кочинев Ю.Ю. Аудит: теория, организация, документация. – Питер, 2002 г., 304 с.

7. Закон Республики Казахстан от 05.05.2006 № 139-3. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам аудиторской деятельности»

8. Закон Республики Казахстан от 20 ноября 1998 года N 304-1 «Об аудиторской деятельности» (внесены изменения Законами Республики Казахстан от 18.12.2000 г. N 128-II; от 15.01.2001 г. N 139-II; от 02.03.2001 г. N 162-II)

9. Калистратов Л.М. Аудит. - Издательский дом «Дашков и К»; 2008 г., 256 с

10. Кодекс этики аудиторов Республики Казахстан. Принят на конференции Палаты аудиторов Республики Казахстан 20-21 июля 1995 г.

11. Кочинев Ю.Ю. Аудит. – Санкт-Петербург: «Питер», 2005. – 400 с.

12. Мадиева К.С. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «Бухгалтерский учет и аудит». – Караганды: Издательство Карагандинского Экономического Университета, 2006 – 110 с.

13. Международные стандарты аудита в Казахстане. – Алматы: Издательство БИКО, 2001 – 116с.

14. Наталья Скала. Проблемы применения МСФО и МСА в национальной системе учета РК// Учет и аудит Казахстана. - №11, 2008. – с.5-7

15. Нурсеитов Э.О. Аудит: Краткое руководство. - Алматы, ТОО «Издательство LEM», - 2007.-220 с.

16. Парушина Н.В., Суворова С.П. Международные стандарты аудита. - Инфра-М, Форум, 2007 г., 320 с.

17. Пугачев В.В. Международные стандарты аудита. Учебно-справочное пособие. – Москва: Финансы, 2006.

18. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш. Экономика и управление. - М., 2005

19. Ситнов А.А. Международные стандарты аудита. - ФБК-ПРЕСС; 2005 г., 208 с.

20. Торшаева Ш.М. Теория аудита: Учебно-практическое пособие для ВУЗов Караганда: КУБУП,2000 г – 150 с.

 



ПриложениЯ

 

Приложение 1

 

Казахстанские стандарты аудита

 

1. Положение (стандарт) аудита 1 «Цель и общие принципы аудита финансовой отчетности»

2. Положение (стандарт) аудита 2 «Условия проведения аудита»

3. Положение (стандарт) аудита 3 «Контроль качества аудиторской деятельности»

4. Положение (стандарт) аудита 4 «Документация»

5. Положение (стандарт) аудита 5 «Аудиторское заключение по финансовой отчетности»

6. Стандарт аудита 6 (КСА 6/МСА 31) «Соблюдение законов и положений при аудите финансовых отчетов» (принят на конференции Палаты аудиторов 20 - 21 июля 1995 г.)

7. Положение (стандарт) аудита 7 «Планирование»

8. Положение (стандарт) аудита 8 «Знание бизнеса клиента»

9. Положение (стандарт) аудита 9 «Оценка рисков и внутренний контроль»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: