Деятельность и социально-психологическая характеристика работников торговых предприятий

 

Отличительной особенностью торговых предприятий является высокий объем трудовых операций (информационное обслуживание, демонстрация и показ изделий и т.д.), непосредственно связанных с обслуживанием покупателей и требующих прямого контакта с ними. А эти операции с трудом поддаются механизации и автоматизации, что определяет высокую долю затрат живого труда на предприятиях отрасли.

Основу розничной торговой сети составляют небольшие магазины с численностью работников до 20 человек. В таких магазинах существенно ограничены возможности узкого профессионального и технологического разделения труда, что вызывает соответственно высокую долю совмещения трудовых функций работниками [4].

Классификация работников по основным признакам.

Понятие персонала торгового предприятия характеризуется численностью и составом занятых на нем работников. В целях эффективного управления процессом формирования и использования персонала на предприятиях торговли применяется классификация работников по следующим основным признакам.

1. По категориям. В составе персонала предприятий розничной торговли выделяют три категории работников:

а) персонал управления;

б) торгово-оперативный персонал;

в) вспомогательный персонал.

Деление персонала торгового предприятия по категориям работников представляет собой наиболее общую форму функционального разделения их труда.

2. По должностям и профессиям. На предприятиях розничной торговли в составе персонала управления выделяются должности руководителей (менеджеров), специалистов и т.п. В составе торгово-оперативного персонала - должности (профессии) продавцов, кассиров, контролеров-кассиров и т.п. В составе вспомогательного персонала - профессии фасовщиков, грузчиков, уборщиков и т.п.

3. По специальностям. В составе должностей специалистов выделяют экономистов, финансистов, товароведов, бухгалтеров и т.п.; в составе продавцов выделяют специальности - продавец продовольственных товаров, продавец непродовольственных товаров и т.п.

4. По уровню квалификации. Работники основных должностей, профессий и специальностей в зависимости от уровня знаний, умения и трудовых навыков подразделены на ряд квалификационных категорий (продавцы и кассиры - на 3; специалисты - на 4; грузчики - на 6 и т.п.).

5. По полу и возрасту. В соответствии с действующим порядком учета на предприятиях торговли выделяются мужчины в возрасте до 30 лет; от 30 до 60 лет; свыше 60 лет; а женщины соответственно до 30 лет; от 30 до 55 лет; свыше 55 лет. В целях эффективного управления движением персонала на крупных предприятиях торговли может быть принята и более детальная группировка работников по возрасту.

6. По стажу работы в торговле. Действующей практикой учета предусматривается группировка работников торговых предприятий со стажем работы в торговле до 1 года; от 1 года до 3 лет; от 3 до 10 лет; свыше 10 лет. В конкретных целях управления персоналом эта группировка также может быть детализирована.

7. По отношению к собственности. В зависимости от этого признака на предприятиях торговли выделяют работников - собственников его имущества и наемных работников.

8. По характеру трудовых отношений. По этому признаку работники торговых предприятий подразделяются на постоянных и временных [2].

Проведя анализ деятельности работников торговли, можно выявить следующую специфику данной отрасли: создание и продажа конечного продукта совмещены во времени, то есть услуга создается в момент ее продажи; происходит прямое взаимодействие наибольшей части персонала с покупателем; доступ большинства персонала к материальным активам и ценностям предприятия; существенно ограничены возможности узкого профессионального и технологического разделения труда, что вызывает соответственно высокую долю совмещения трудовых функций работниками.



Глава 2. Психологическое исследование особенности удовлетворенности трудом работников торговых предприятий

 

Цель, гипотеза, задачи, методический аппарат и организация исследования

 

Цель исследования - выявить особенности удовлетворенности трудом работников торговых предприятий.

В нашей работе мы выдвинули гипотезу, что работники торговых предприятий удовлетворены своим трудом.

Задачи исследования:

1. Выявить компоненты, влияющие на удовлетворенность работой.

2. Выявить особенности удовлетворенности трудом работников торговых предприятий.

3. Проанализировать полученные результаты и сделать вывод.

В данном исследовании принимали участие работники торгового предприятия города Кирово-Чепецка. Исследование проводилось в ноябре 2005 года.

Данное исследование было основано на опросе тридцати работниц торгового предприятия, возраст которых составляет диапазон от 19 до 63 лет. Общий стаж работников варьируется от 0,5 до 44 лет, а стаж работы на данном предприятии от 0,1 до 15 лет.

Для исследования удовлетворенности трудом работников торговых предприятий, были использованы следующие методики: анкета анонимного характера, позволяющая получить дополнительную информацию о работнике (специальность, возраст, пол, общий стаж работы и т.д.), а так же тест, выявляющий различные компоненты удовлетворенности работой.

Тест “Удовлетворенность работой”

Тест предназначен для выявления компонентов удовлетворенности трудом. Для проведения необходимы: бланки для ответов на вопросы, текст методики (приложение 1), карандаш или ручка.

Работникам раздаются бланки для ответов и текст методики. Их просят ответить на вопросы. Время для ответа не ограничено. После, данные обрабатывают, и на основе полученной информации делают выводы. Инструкция к методике звучит так: “Перед вами анкета, содержащая 14 утверждений. Просим вас оценить каждое из этих утверждений, обведя кружком цифру, соответствующую вашим представлениям о степени удовлетворенности ваших потребностей, запросов и т.д. ”

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: