Глава 3. Исследование влияния рисуночных методик на коррекцию страхов у детей с задержкой психического развития

 

Цель: определить способы коррекции страхов для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Провести анализ литературных источников по проблеме.

2. Подобрать методики для исследования. Дать их описание.

3. Разработать модель коррекционных занятий по преодолению страхов у дошкольников.

4. Провести анализ результатов исследования.

5.Сделать выводы на основании полученных результатов исследования.

Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что рисуночная терапия эффективна при условиях: а) хорошего развития фантазии; б) преобразования в рисунке устрашающей ситуации в не устрашающую.

Объектом исследования является процесс коррекции эмоциональных проявлений страхов у детей с задержкой психического развития.

Предметом исследования выступает: факторы и условия, влияющие на использование рисуночного метода для коррекции страхов детей с задержкой психического развития.

Выборка: 12 человек: – дети с задержкой психического развития (6-7 лет, МДОУ № 87 комбинированного вида.)

Методики:

1. «Страхи в домиках»

2. «Нарисуй свой страх»

Наше исследование проводилось в 3 этапа:

Первый этап: Диагностический.

Цель этапа: Выявление количества страхов и у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Для решения поставленной цели нами использовались следующие методики:

1. Тест М.А. Панфиловой «Страхи в домиках». В процессе выполнения теста, выясняется, боится ли ребенок одиночества, нападения (бандитов), заболеть, умереть, смерти родителей, чужих людей, наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, огня, врачей, крови.

2. Методика Дьяченко «Дорисуй». На листе бумаги нарисованы полукруги, каждому ребенку предлагалось рассмотреть их и дорисовать так чтобы получилось шесть разных предметов.

Второй этап: Практический

Цель этапа: проведение коррекционной работы по снижению уровня страха у дошкольников с задержкой психического развития.

На практическом этапе дальнейшая работа планировалась исходя из данных, полученных на диагностическом этапе. Работа заключалась в коррекции детских страхов, имеющих наиболее высокие показатели по тесту «Страхи в домиках». Занятия проводились в индивидуальной форме. В процессе занятий проводилась индивидуальная изобразительная деятельность и беседа с ребенком.

Для коррекции детских страхов нами была использована коррекционная методика арт-терапии «Нарисуй свой страх». Её целью является: визуализация страха и дальнейшее манипулирование им. Коррекция проводилась в 2 подэтапа.

На первом подэтапе ребенку предлагалось нарисовать свой страх, а затем украсить его, чтобы оно ему понравилось и стало добрым.

На втором подэтапе ребенку предлагалось нарисовать себя рядом со своим страхом, подружиться с ним.

Третий этап: Контрольный.

Цель этапа: определение эффективности коррекционной работы на снижение страхов у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Для решения поставленной цели нами была использована методика М.А. Панфиловой «Страхи в домиках».

Так же на данном этапе проводился математический анализ данных (t-критерий Стьюдента). С помощью которого удалось выявить эффективность подобранных нами методик для коррекции страхов детей с задержкой психического развития (t-статистическое: - 4, 48 и t-критическое: 2,20).

По данным корреляции можно сделать вывод об отсутствии связи между количеством страхов у детей с задержкой психического развития и уровнем развития фантазии. Что можно объяснить воздействием на страхи других факторов, например социальная обстановка.

Выводы:

В нашей работе был проведен анализ литературных источников и обозначены основные подходы, касающиеся проблемы страхов детей: понятие страха, причины их возникновения.

На основе подобранных методик, мы не выявили связь между развитием фантазии и количеством страхов детей с задержкой психического развития. Данные результаты можно объяснить влиянием на страхи воздействием других факторов или недостаточностью детей с низким уровнем фантазии. Так как в экспериментальной группе по данным исследования находятся дети с хорошим уровнем развития фантазии (60 %). Однако нам удалось выявить эффективность группы коррекционных методик «Нарисуй свои страх».

После проведения данных методик мы получили следующие данные: до проведения коррекционных методик общее количество набранных детьми баллов составляет 169 баллов, а после проведения – 154. На основе анализа данных, полученных в ходе исследования, при помощи t-критерия Стьюдента, удалось выявить эффективность предложенных нами методик для коррекции страхов детей с задержкой психического развития. (t-статистическое: - 4, 48 и t-критическое: 2,20).

Следовательно, можно сделать вывод об эффективности данных методик при коррекции страхов детей с задержкой психического развития.

 

Общее количество страхов у детей с задержкой психического развития до и после проведения группы методик «Нарисуй свой страх»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: