Концепция Всеобщего менеджмента качества

 

(TQM — Total Quality Management) пришла на смену маркетинговой концепции управления бизнесом. TQM -это философия организации, основанная на стремлении к качеству и практике управления, которая приводит к всеобщему качеству. Составляющие концепции TQM изображены на рис. 7.

 

TOTAL QUALITY MANAGEMENT

 

Потребители   Качество руководства   Стратегия и политика качества
         
Общество   Качество процессов   Цели в области качества
         
Члены организации   Качество продукции   Комплексное решение задач
         
Подразделения и процессы     Качество услуг   Настойчивость и целеустремленность
 
Качество организации (предприятия)

Рис. 7. Составляющие концепции TQM

 

TQM преследует следующие цели:

• ориентация предпринимательства на удовлетворение текущих и потенциальных запросов потребителей;

• возведение качества в ранг цели предпринимательства;

• оптимальное использование всех ресурсов организации.

Принципы TQM. Восемь принципов менеджмента качества образуют основу для стандартов на системы менеджмента качества, входящих в семейство ИСО 9000:

1. Ориентация на потребителя. В условиях рыночной экономики успешность бизнеса всецело определяется правильностью понимания потребностей рынка, поэтому любая организация должна выполнять запросы потребителей и стремиться превзойти их ожидания.

2. Лидирующая роль руководства. Руководители организации должны создать в организации такой микроклимат, при котором сотрудники будут максимально вовлечены в процесс достижения поставленных целей.

3. Вовлеченность работников. Весь персонал — от высшего руководства до рядового сотрудника — должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Персонал рассматривается как главный ресурс организации, которая должна создать все условия для максимального использования его творческого потенциала.

4. Процессный подход. Для достижения наилучшего результата соответствующие ресурсы и деятельность, в которую они вовлечены, нужно рассматривать как процесс.

Процессная модель организации содержит совокупность бизнес-процессов, участниками которых являются все звенья и элементы организационной структуры управления организацией. Бизнес-процесс — это совокупность различных видов деятельности, вместе создающих результат, ценный для самой организации и для потребителя. Бизнес-процессы реализуются посредством выполнения бизнес-функций. Бизнес-процессы бывают основными, на базе которых выполняются функции по текущему производству продукции (оказанию услуг), и обслуживающими, на базе которых осуществляется обеспечение производственной и управленческой деятельности организации.

Управление бизнес-процессами может осуществляться на двух уровнях: в рамках каждого отдельного бизнес-процесса и в рамках группы бизнес-процессов на уровне всей организации. Основой управления при этом являются следующие показатели эффективности:

• затраты на реализацию бизнес-процесса;

• длительность бизнес-процесса;

• показатели качества бизнес-процесса.

5. Системный подход к менеджменту. Эффективность деятельности организации можно повысить за счет создания и управления системой взаимосвязанных процессов. Это означает, что организация должна стремиться к объединению процессов создания продукции или услуг с процессами, позволяющими отследить соответствие продукции или услуги потребностям заказчика.

6. Постоянное совершенствование. Постоянное.улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель. Цели и задачи фирмы основываются на результатах оценки степени удовлетворенности заказчика (полученной в ходе обратной связи) и на показателях деятельности самой организации.

7. Принятие решений, основанное на фактах. Эффективные решения основываются только на достоверных данных. Источниками таких данных могут быть, например, результаты внутренних проверок системы качества, рекламации и претензии потребителей и т. д.

8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Каждая организация тесно связана со своими поставщиками, поэтому целесообразно налаживать с ними взаимовыгодные отношения в целях дальнейшего расширения возможностей деятельности организации.

Основные компоненты TQM. К основным составляющим TQM относятся:

• философские аспекты;

• система менеджмента;

• методология TQM.

Философские аспекты TQM объединены в три группы:

• аспекты качества:

удовлетворение требований внешних и внутренних потребителей;

- обеспечение в организации качества процессов и качества менеджмента;

• аспекты менеджмента: применение цикла Э. Деминга; базирование решений на фактах; использование инноваций в стратегическом планировании и прогнозировании производства;

• аспекты гуманизма:

вовлечение персонала в деятельность по TQM; самооценка деятельности.

 

Системы менеджмента объединяют следующие подсистемы:

• подсистему топ-менеджмента: лидерство;

видение развития организации; разработку стратегии развития организации;

• подсистему управления;

• подсистему обеспечения качества;

• подсистему управления персоналом;

• информационную подсистему. Методология TQM объединяет два направления:

• методы решения проблем качества;

• методы управления качеством.

 

Характерные признаки организаций, использующих TQM:

• качество как цель номер один, ведущая к повышению конкурентоспособности;

• персонал как ценность номер один;

• командный дух в организации;

• единые моральные, этические и руководящие принципы у всех служащих организации;

• справедливость как основа мотивации и вера как основа оптимизма;

• плоская организационная структура управления с процессным и проектным стилями управления;

• эффективный менеджмент.

Преимущества внедрения концепции TQM. Грамотное использование методологии TQM позволяет фирме получить следующие преимущества:

• повышение качества и конкурентоспособности продукции;

• рост степени удовлетворенности потребителей продукцией (услугами) фирмы;

• увеличение прибыли;

• улучшение имиджа и репутации фирмы;

• обеспечение финансовой устойчивости фирмы;

• обеспечение рационального использования всех видов ресурсов;

• повышение качества управленческих решений;

• увеличение производительности труда;

• внедрение новейших достижений НТП. Преимущества, обеспечиваемые фирме в отдельных сферах ее деятельности внедрением принципов концепции TQM, приведены в табл. 3.

Таблица 3. Преимущества фирмы внедрившей концепцию TQM

Принцип концепции TQM

Преимущества, получаемые фирмой в области

Формирование стратегии целеполагания Оперативного управления Управление персоналом  
Ориентация на потребителя Облегчается формулирование стратегии и политики Упрощается определение конкретных целей, учитывающих потребности рынка Совершенствуется реализация в продукции требований рынка

Подбор персонала со знаниями и опытом работы, ориентированной на удовлетворение потребительских запросов

Лидерство Обеспечивается ясное видение Происходит трансформация видения будущего в измеримые цели и задачи Вовлечение персонала в процесс решения задач организации

Наличие на фирме воодушевленного, информированного, стабильного персонала

Вовлеченность работников Работники вносят вклад в совершенствование стратегии фирмы Осознание персоналом целей и задач фирмы как личных Персонал в пределах своей компетенции вовлекается в процесс достижения целей и решения задач

Растет удовлетворенность персонала работой; персонал активно вовлечен в собственное развитие

Процессный подход Постоянное использование определенных процессов на фирме ведет к большей предсказуемости результатов Понимание процессов является основой правильной корректировки целей и задач Отражение процессного подхода в снижении издержек, оптимизации использования ресурсов и т. д.

Установление экономически обоснованных процессов управления персоналом (найм, обучение)

Системный подход к управлению Создание комплексных планов, увязывающих функциональные и процессные подходы Индивидуальные рабочие цели и задачи увязаны с целями фирмы Сведения об эффективности процессов ведут к пониманию причин проблем и ускорению рабочих процессов

Понимание персоналом своей роли и ответственности в процессе достижения целей фирмы улучшает коллективную работу

Постоянное совершенствование Разработка и реализация более конкурентоспособных бизнеспланов Установление реалистичных, постоянно повышающихся плановых заданий Вовлечение работников в постоянное совершенствование рабочих процедур

Обеспечение персонала возможностями постоянного совершенствования

Принятие решений, основанное на фактах Стратегии, базирующиеся на фактической информации, более реалистичны Использование сравнительной информации повышает реалистичность целей и задач Фактическая информация служит основой дальнейшего совершенствования и предотвращения проблем

Анализ данных опросов и жалоб работников служит основой для разработки политики управления персоналом

Взаимовыгодные отношения с поставщиками Обеспечение конкурентных преимуществ путем создания стратегических альянсов с поставщиками Установление более ВЫСОКИХ заданий за счет вовлечения в целеполагание поставщиков Создание и управление отношениями с поставщиками с целью обеспечения своевременной, бездефектной поставки

Расширение возможностей поставщиков с помощью тренингов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow