Зарубежный и отечественный опыт управления качеством

Японский опыт. В Японии после окончания Второй мировой войны совершенствован ие качества возвели в ранг государственной политики. Решение проблем качества в этой стране за довольно короткий срок было весьма успешным.

Большой вклад в «японское чудо» внес Э.Деминг, который в 1950 году начал внедрение системы комплексного управления качеством на японских предприятих. Большую помощь Демингу оказывали японские специалисты: профессор Каору Исикава предложил идею кружков качества.

Кружки качества – добровольные объединения работников организации различного уровня и разных областей деятельности, собирающиеся в свободное от работы время с целью поиска мероприятий по совершенствованию качества. Первый кружок был зарегистрирован в 1962 году, к началу 1965 года в Японии было 3700 кружков, а в настоящее время их насчитывается более 300 тысяч. Обычно такие кружки имеют девиз:

Думай о качестве ежеминутно,

Качество решает судьбу фирмы и т.п.

Кружки качества действуют на основе следующих принципов:

• добровольность участия;

• регулярность собраний;

• конкретность решаемых проблем;

• выявление, изучение и оценка проблем качества в ходе обсуждения.

Значимость деятельности кружков качества для фирмы состоит в следующем:

• укрепляются связи между сотрудниками фирмы;

• выявляются мероприятия по сокращению затрат;

•   члены кружка занимаются самообучением.

Руководство японских фирм особое внимание уделяло обучению рабочих и мастеров, в первую очередь статистическим методам контроля качества, чем обеспечило вовлечение в деятельность по обеспечению качества непосредственных участников производственного процесса, а позже — всех сотрудников фирмы.

Японское управление качеством использует семь принципов.

1.Вовлечение в процесс обеспечения качества каждого сотрудника фирмы.

2.Использование статистических методов контроля качества.

3.Создание системы мотивации.

4.Поощрение обучения, повышения квалификации.

5.Организация кружков качества.

6.Создание команд специалистов, заинтересованных в решении конкретной проблемы.

7.Превращение проблемы обеспечения качества в общенациональную задачу.

Японская система управления качеством ориентирована на предотвращение возможности допущения дефектов. На японских предприятиях популярна программа «пяти нулей», суть которой сводится к тому, что каждый рабочий НЕ ДОЛЖЕН:

1)принимать дефектную продукцию с предыдущей операции;

2)создавать условия для появления дефектов;

3)передавать дефектную продукцию на следующую операцию;

4)вносить изменения в технологию;

5)повторять ошибки.

Японская система управления качеством установила четырехуровневую иерархию качества (рис. 6), в которой угадывается основной принцип будущей концепции TQM — ориентация на удовлетворение текущих и потенциальных запросов потребителей.

 

    Соответствие еще не осознанным потребностям

 

Соответствие требованиям рынка

 

Соответствие назначению (удовлетворение требованиям эксплуатации)

 

Соответствие стандарту (удовлетворение требованиям стандарта)

             

Рис. 5. Японская модель иерархии качества

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: