Раскрытие информации о сомнительной дебиторской задолженности в финансовой отчетности

 

Раскрытие информации о сомнительных долгах в финансовой отчетности обеспечивается с помощью пояснительной записки к финансовой отчетности, в которой приводится следующая информация:

- Перечень дебиторов и суммы долгосрочной дебиторской задолженности.

- Перечень дебиторов и суммы дебиторской задолженности связанных сторон, с выделением внутригруппового сальдо дебиторской задолженности.

- Метод определения величины резерва сомнительных долгов.

- Остаток резерва сомнительных долгов по каждой статье текущей дебиторской задолженности, его образование и использование в отчетном году.

Существует два способа раскрытия сомнительной дебиторской задолженности в финансовой отчетности. Так называемый метод допущения, который называется методом резерва, состоит в том, что подобная задолженность предусматривается заранее. Второй метод - метод прямого списания, при котором расходы учитываются только непосредственно после признания конкретных счетов безнадежными. [6, c. 94]

Метод прямого списания не является желательным с точки зрения бухгалтерского учета, так как не может привести к соответствию доходы и расходы. Безнадежную задолженность относят на расходы в тот отчетный период, когда она была признана безнадежной в соответствии с законодательством, а не в тот период, когда были отгружены товары или оказаны услуги. Однако в соответствии с налоговым законодательством для налоговых расчетов субъекты могут использовать только метод прямого списания.

При учете сомнительных долгов необходимо руководствоваться основным правилом бухгалтерского учета - правилом соответствия, по методике которого затраты должны быть равны тому объему реализованных товаров (услуг), которому они способствуют. При продаже товаров (услуг) в кредит субъект не знает, будет ли погашена задолженность. Более того, может потребоваться год и более времени, чтобы исчерпать все возможности ее погашения. Хотя в течение отчетного периода дебиторская задолженность может не признаваться расходом, а при составлении финансовой отчетности она будет отнесена на расходы того отчетного периода, в котором были проданы товары или оказаны услуги. Поэтому резервы по сомнительным долгам должны прогнозироваться на отчетный период, и эти приблизительные данные представляют собой расходы текущего финансового года.

Метод резерва по сомнительным долгам обеспечивает:

1) снижение величины счетов к получению до той суммы, которую предприятие рассчитывает получить по данной задолженности в будущем;

2) выделение на текущий период ожидаемых от такого снижения расходов. [9, c. 51]

В связи с тем, что невозможно предвидеть, какие счета не будут оплачены на момент составления финансовой отчетности, необходимо подвести подсчет за год сумм, которые покроют ожидаемые расходы по причине их неоплаты. Конечно же, оценки могут сильно различаться. При оптимистическом прогнозе убытки по сомнительным долгам будут меньше, а конечная сумма, получаемая субъектом при оплате счетов покупателей, больше, чем при пессимистическом прогнозе. Бухгалтер хозяйствующего субъекта делает расчеты, основываясь на практике прошлых лет, с учетом изменений текущих экономических условий. [8,c. 201]

Например, обычно в периоды кризисов убытки по сомнительным долгам бывают больше, чем в период экономического роста. Но окончательное решение относительно суммы сомнительных долгов принимается руководством. Такое решение основывается на объективной информации, полученной в результате аналитической работы, проводимой бухгалтером и менеджерами, а также на данных определенных косвенных факторов, с помощью которых оценивается хозяйственная деятельность субъекта вкладчиками, банкирами, кредиторами и др. Вне зависимости от качественных факторов предполагаемые убытки по сомнительным долгам должны быть реальными.

Бухгалтер может применять два метода для определения суммы резерва по сомнительным долгам за сметный период, предварительно проведя инвентаризацию дебиторской задолженности:

- метод процента от объема реализации, выполненных работ (услуг);

- метод учета счетов по срокам оплаты.

При применении данного метода необходимо определить средний процент за ряд лет (минимум три года), проанализировав два показателя: объем реализации и сумму неоплаченных счетов.

На основании расчетных данных определен процент для образования резерва по сомнительным долгам, который каждый год будет корректироваться с учетом изменения экономической деятельности.

Данный метод рассматривает сумму расходов по сомнительным долгам через призму отчета о результатах финансово-хозяйственной деятельности. Он показывает, что определенная часть дохода от реализации за отгруженную продукцию не будет получена и станет расходом за год. Данный метод приводит расходы в соответствие с доходами, то есть согласуется с правилом соответствия. При использовании данного способа определяемая за год величина расходов по данной статье не привязана к сумме текущего сальдо счета "Резервы по сомнительным требованиям", а является оборотом по счету текущего года.[14, c. 123]

При использовании метода учета счетов по срокам оплаты субъект прогнозирует на основе анализа прошлых лет процент сомнительных долгов. Предварительно счета к получению классифицируются по срокам.

Однако если резерв по сомнительным долгам уже создавался, необходимо вычислить суммы, относимые на увеличение или уменьшение расходов текущего года, и отражения их величины в отчете о результатах финансово- хозяйственной деятельности.

При использовании данного метода определения суммы резерва по сомнительным долгам используется иной метод оценки. Сумма расходов рассматривается с точки зрения баланса и предполагается, что определенная часть дебиторской задолженности не будет получена. Эта часть и должна составить сальдо счета 1290 "Резерв по сомнительным требованиям" в конце текущего года. Данный метод также согласуется с правилом соответствия, так как разница между суммами текущего и предполагаемого сальдо счета 1290 "Резерв по сомнительным требованиям" будет отнесена на расходы в текущем году.

В налоговом учете к дебиторской задолженности, относимой на вычеты, также предъявляются требования. Согласно п. 43 ст. 5 и п. 1 ст. 17 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» сомнительные требования - это требования, возникшие в результате реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг и неудовлетворенные в течение двух лет с даты начисления дохода, подтверждаемые соответствующими документами, оформленными в установленном порядке. [17, c. 201]

Обратите внимание, что в соответствии с вышеупомянутой статьей сомнительные требования по расчетам с нерезидентами Республики Казахстан в налоговых целях не учитываются.

В руководстве по заполнению декларации о совокупном годовом доходе и произведенных вычетах юридического лица в приложении 8 «Сомнительные требования» перечень документов, подтверждающих сомнительные требования, уточнен, это - счета-фактуры, счета-извещения, доверенности на получение товарно-материальных запасов, подтверждающих факт получения юридическими лицами товарно-материальных запасов, акты сверки, составленные на момент отнесения сомнительных требований на вычеты. Данное положение не распространяется на юридические лица, оказывающие услуги коммунальные и по расчетам с населением.

Помимо указанных выше документов (кроме актов сверки), в случае ликвидации юридического лица-дебитора дополнительно необходимо представить копию приказа органов юстиции о регистрации ликвидации данного юридического лица, аннулировании свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации) и исключении его из Регистра.

Данная дебиторская задолженность должна быть отражена в регистре бухгалтерского учета юридического лица - в ведомости по учету расчетов с покупателями и заказчиками, утвержденной приказом Департамента методологии бухгалтерского учета и аудита Министерства финансов Республики Казахстан от 24.11.97 г. № 72.

При этом отнесение на расходы в бухгалтерском учете дебиторской задолженности, признанной сомнительной или нереальной для взыскания, и (или) создание резерва по сомнительным долгам в целях налогообложения не учитываются.

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 64-2 Закона РК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", если часть или весь размер платы за отгруженные товары, выполненные работы или оказанные услуги является сомнительными требованиями, налогоплательщик имеет право уменьшить сумму налога на добавленную стоимость, подлежащую вносу в бюджет только по истечении двух лет после завершения отчетного периода, в котором был учтен налог на добавленную стоимость, связанный с возникновением сомнительных требований.

Рассмотрим пример: Предприятие имеет следующую дебиторскую задолженность, отраженную в ведомости по учету расчетов с покупателями и заказчиками. (Таблица 6)

 

Таблица 6 – Дебиторская задолженность, отраженная в ведомости по учету расчетов с покупателями и заказчиками

п/п

Приказ, накладная

Счет-фактура

Покупатель

(заказчик)

Наименование реализованных активов, количество

Сумма по предъявленным счетам, тенге

Дата Дата
1. 12 12.03.02 18 12.03.02 ТОО «Ариель» Ткань, х/б, 120м 72000
2. 38 08.08.02 44 08.08.02 ТОО «Нур» Ткань, х/б, 200м 120000
3. 106 25.09.02 117 25.09.02 ТОО «Полет» Ткань, х/б, 60м 36000
 

Итого:

228000

 

Из приведенного перечня предприятий-дебиторов акт сверки, подтверждающий дебиторскую задолженность на 36 000 тенге по состоянию на 30.03.03 г., был получен только от ТОО «Полет». ТОО «Ариэль» было ликвидировано в апреле 2006 г., в подтверждение чего получена копия приказа органов юстиции о регистрации ликвидации данного юридического лица и аннулировании свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации) и исключении его из Регистра. От ТОО «Hyp» акт сверки не был получен.

В налоговом учете в соответствии с положениями п. 43 ст. 5 Закона Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" сомнительными требованиями признаются требования к ТОО «Ариэль» на сумму 72 000 тенге по дате подписания акта - 30.03.03 г. и к ТОО «Полет» - на 36 000 тенге, по документам дата регистрации ликвидации - апрель 2003 г.

При заполнении декларации о совокупном годовом доходе и произведенных вычетах юридического лица в приложении 8 «Сомнительные требования» отражаем следующие данные:

 

Таблица 7 – Данные о сомнительных требованиях

п/п

Наименование организации-должника

Счет-фактура, накладная (дата, номер документа)

Сумма задолженности,

Тг

Дата включения суммы в совокупный годовой доход

Сумма, подлежащая вычету, тенге

Общая В т.ч. НДС
1. ТОО «Ариель» Счет-фактура №18 от 12.03.02г. Накладная №12 от 12.03.02г. 72000 12000 12.03.02г. 60000
2. ТОО «Полет» Счет-фактура №117 от 25.09.02г. Накладная №106 от 25.09.02г. 36000 6000 25.09.02г. 30000
3.

Всего

90000

 

Сумма 90 000 тенге переносится в строку 21 декларации. Сомнительные требования должны быть учтены и при представлении предварительного расчета по подоходному налогу юридического лица за I кв. 2003 г. и 9 месяцев 2003 г.

Налог на добавленную стоимость по сомнительным требованиям в соответствии с п. 1 ст. 64-2 Закона Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» в сумме 12,0 тыс. тенге подлежит отнесению на уменьшение суммы налога к уплате в марте 2007 г. и в сумме 6,0 тыс. тенге - в сентябре 2007 г.

 



Заключение

бухгалтерский учет дебиторская задолженность

Цель курсовой работы состояла в том, чтобы исследовать способы учета сомнительных требований, методы их оценки. В соответствии с целью были сформулированы задачи исследования, которые и были последовательно решены в ходе написания курсовой работы.

В результате можно сделать следующие выводы:

- Сомнительным требованием признается дебиторская задолженность субъекта, которая непогашена в установленный срок в соответствии с договором о сроках оплаты. Если сомнительная задолженность вероятна и может быть оценена по принципу сопоставимости, возможные расходы, связанные с ней, необходимо отражать в том отчетном периоде, когда произведена реализация.

- Значение признания сомнительных требования для предприятия определяется следующим. Каждое предприятие заинтересовано в уменьшении налогооблагаемой прибыли. Одним из законных методов уменьшения налогооблагаемой прибыли является создание резерва по сомнительным долгам.

- Резерв по сомнительным требования создается для того, чтобы обеспечить уменьшение налогооблагаемой прибыли в налогом учете. Резервы по сомнительным требованиям создаются для покрытия возможных потерь, связанных со списанием безнадежной к взысканию дебиторской задолженности.

Создание резерва по сомнительным долгам происходит следующим образом:

1. Дебиторская задолженность показывается в бухгалтерском балансе за вычетом резерва по сомнительным долгам.

2. Резерв по сомнительным долгам создается на основе результатов инвентаризации дебиторской задолженности, проведенной в конце отчетного периода.

3. При образовании резерва по сомнительным долгам субъекты могут применять один из следующих методов:

1) метод процента от объема реализации;

2) метод учета счетов по срокам оплаты.

4. При применении метода процента от объема реализации следует определить процент для образования резерва по сомнительным долгам за отчетный период.

5. При использовании метода учета счетов по срокам оплаты субъекту необходимо проанализировать остатки по счетам к получению по срокам оплаты. Если покупатель пропустил срок платежа, то, возможно, что счет не будет оплачен.

В налоговом учете к дебиторской задолженности, относимой на вычеты, также предъявляются требования. Согласно п. 43 ст. 5 и п. 1 ст. 17 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» сомнительные требования - это требования, возникшие в результате реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг и неудовлетворенные в течение двух лет с даты начисления дохода, подтверждаемые соответствующими документами, оформленными в установленном порядке.



Список использованной литературы

 

1. Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»

2. Закон Республики Казахстан от 28.02.07 «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» №234-III. (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.02.2007 г. № 235-III).

3. Гражданский Кодекс Республики Казахстан (Особенная часть). Комментарий (постатейный). – 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. М.К.Сулейменова, Ю.Г.Басина. – Алматы: Жеті жарғы, 2003. – 634с.

4. Инструкция (основа) по разработке Рабочего плана счетов для организаций, составляющих финансовую отчетность в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (приказ МФ РК от 22.12.2005г. №426)

5. Мычкина О.В. МСФО: рекомендации по применению рабочего плана счетов. Практическое пособие. – Алматы: Центральный дом бухгалтера, 2006 – 104с.

6. Бакадаров В.Л., Алексеев П.Д., Финансово – экономическое состояние предприятия. Практическое пособие. – М.: Издательство «ПРИОР», 2000 – 205с.

7. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация: Пер. с англ. ∕ Науч. ред. перевода чл.-корр. РАН И.Н. Елисеева. Гл. ред. серии проф. Я.В.Соколов. - М.: Финансы и статистика, 2004. – 624 с.

8. Бухгалтерский учёт: Учебник для вузов /Под ред. проф. Ю.А. Бабаева.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 476 с.

9. Дюсембаев К.Ш. и другие «Аудит и анализ финансовой отчетности», Алматы: Қаржы-Қаражат 2001 г.

10. Жакупова О.М. Финансовый учет КЭУК 2001 г., часть 3.

11. Клейнер Г.Б., Петросян Д.С. Оценка финансового состояния предприятия/ Финансовые и бухгалтерские консультации. - «Контакт». Инвест- Фонд, 2005.

12. Комекбаева Л.С. Финансы предприятий: Учебное пособие.- Караганда: «Болашак- Баспа», 2000.-108 с.

13. Нургалиева Р.Н. Промежуточный финансовый учет. Учебное пособие в 2-х частях – КЭУ, 2005.

14. Нурсеитов Э.О. Бухгалтерский учет в организациях/ учебное пособие. – Алматы, 2006. – 472с.

15. Попова Л.А. Бухгалтерский учет: Финансовый аспект - Учебное пособие. Караганда, 2003 – 257с.;

16. Радостовец В.К. Финансовый и управленческий учет на предприятии – Алматы: НАН «Центраудит», 1997.-311с.

17. Радостовец В.К., Радостовец В.В., Шмидт О.И. Бухгалтерский учет на предприятии. Алматы, Центраудит-Казахстан, 2002 г.

18. Сейдахметова Ф.С. Современный бухгалтерский учет. Учебное пособие. Издание 2-е переработанное и дополненное. – Алматы: ТОО «Издательство LEM», 2005.-548с.

19. Словарь банковских и финансово-экономических терминов. / Под ред. проф. Мамырова Н.К. – Алматы: Экономика, 1999

20. Теория бухгалтерского учёта: Учебник /Под ред. проф. З.В. Кирьянова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 1999 – 256 с.: ил.

 



Приложения

 

Приложение 1

 

Пример образования резерва по сомнительным требованиям с помощью метода процента от объем реализации

Объем реализации за год по Усть-Каменогорскому металлургическому комплексу составил 1050 млн. тенге. Для анализа процента безнадежных долгов выбраны пять периодов предшествующих отчетному. (Таблица 1)

 

Таблица 1 – Определение процента безнадежных долгов в общем объеме реализации по Усть-Каменогорскому металлургическому комплексу

Периоды Объем реализации Сумма безнадежных долгов Процент
1 2 3 4=3/2*100
Первый 810 20 2,5
Второй 990 14 1,4
1 2 3 4=3/2*100
Третий 1002 18 1,8
Четвертый 1020 15 1,5
Пятый 1032 22 2,1
Итого: 4854 89 1,86

 

Анализируя таблицу, произведем расчет суммы резерва по сомнительным требованиям.

Средний процент за пять периодов составляет

(2,5+1,4+1,8+1,5+2,1) / 5=1,86

Исходя из этого, сумма резерва по сомнительным требованиям составляет: (1050*1,86) / 100%=19,5 млн. тенге

В конце отчетного года, делается запись по дебету счета 7210 «Административные расходы» и кредиту счета 1290 «Резервы по сомнительным требованиям» на сумму 17,4 млн.тенге.



Приложение 2

 

Пример образования резерва по сомнительным требованиям с помощью метода учета по срокам оплаты.

Величина неоплаченной дебиторской задолженности по результатам инвентаризации Бухтарминской ГЭС составила 400 млн. тенге. По срокам оплаты эту величину можно разделить следующим образом:

Первая категория – 120 млн. тенге

Вторая категория – 90 млн. тенге

Третья категория – 80 млн. тенге

Четвертая категория - 60 млн. тенге

Пятая категория - 50 млн. тенге

Ниже приведем таблицу определения величины резерва по сомнительным требованиям методом учета счетов по срокам оплаты. (Таблица 2).

 

Таблица 2 - Определение величины резерва по сомнительным требованиям методом учета счетов по срокам оплаты.

Сроки оплаты дебиторской задолженности Сумма млн. тенге Прогнозируемый процент долгов считающийся сомнительным % Сумма сомнительных требований, млн. тенге
1.Срок оплаты не наступил 120 14 16,8
2.Срок оплаты от 1 до 30 дн. 90 16 14,4
3.Срок оплаты от 31 до 60 дн. 80 12 9,6
4.Срок оплаты от 60 до 90 дн. 60 27 16,2
5. Срок оплаты свыше 90 дней 50 45 22,5
Итого: 700   79,5

 

Таким образом, исходя из таблицы, сумма сомнительных долгов составит 79,5 млн.тенге.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: