ИЗ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ: «ИЖМАШ» борется за монопольные права на автомат Калашникова
Гордость российских оружейников — легендарный автомат Калашникова (АК), — вне всякого сомнения самое распространенное в мире боевое стрелковое оружие. За пол века в разных странах выпущено более 100 млн. единиц этого эффективного, надежного и, что немаловажно с экономической точки зрения, дешевого в изготовлении оружия. Это больше, чем суммарная численность всех солдат в мире. В качестве основного или вспомогательного АК состоит на вооружении армий 107 стран, а 12 государств, включая великие державы США, Германию, Китай и Индию, сами производят АК или его модификации.
Беда лишь в том, что АК никогда не патентовался на международном уровне. Еще хуже, что документация на производство автомата и даже целые заводы, укомплектованные оригинальным оборудованием, поставлялись во многие страны без всяких условий, регламентирующих их дальнейшую передачу в чужие руки.
Можно ли что-нибудь изменить в этой печальной ситуации? На «Ижмаше» полагают, что если не вернуть утерянную монополию, то заставить считаться с собой еще не поздно. В 1999 г. должно быть завершено патентование в Международном патентном ведомстве в Швейцарии, что распространит действие патента на 50 ведущих стран мира. Выпуск автомата за рубежом это не остановит. Но лицензии иностранцам придется приобретать: после регистрации патента безлицензионные производители окажутся на положении пиратов и с них по суду можно будет взыскивать огромные суммы. Поэтому на «Ижмаше» уже подсчитали стоимость лицензий: от 1 до 6 млн. долл. — не бог весть какие деньги за лучшее оружие всех времен и народов. Но, в конце концов, мы сами виноваты: пренебрежение использованием легальных барьеров всегда дорого обходится монополисту.
|
|
А патентование кроме скромных доходов принесет куда более важное (в том числе и в коммерческом плане) признание абсолютного приоритета на АК. За оригинальный «Калашников» можно просить большую цену, чем за преобладающие на рынке азиатские копии. Да и новое оружие фирмы с мировым именем легче найдет дорогу на рынок.