Малый бизнес в России и совершенная конкуренция

 Большинство новых бизнесменов начинало свое дело буквально с нуля: крупных капиталов в СССР ни у кого не было. Поэтому мелкий бизнес охватил даже те сферы, которые в других странах контролируются крупным капиталом. Нигде в мире мелкие фирмы не играют заметной роли в экспортно-импор­тных операциях. В нашей стране многие категории потребительс­ких товаров завозятся преимущественно миллионами челноков, т.е. даже не просто мелкими, а мельчайшими предприятиями. Точно так же только в России строительством для частных лиц и ремонтом квартир активно занимаются «дикие» бригады — мельчайшие фирмы, часто действующие без всякой регистрации. Спе­цифически русским феноменом является и «мелко-оптовая тор­говля» — на многие языки этот термин даже трудно перевести. По-немецки, например, оптовая торговля называется «крупной торговлей», поскольку обычно ведется в больших масштабах. Русское словосочетание «мелкооптовая торговля» по этому, немецкие газеты часто передают абсурдно звучащим термином «мелкокрупная торговля».

Челноки, торгующие китайскими кроссовками, и ателье, фотографии, парикмахерские; продавцы, предлагающие одни и те же марки сигарет и водки у станций метро, и автомастерские; ма­шинистки и переводчики; специалисты по ремонту квартир и тор­гующие на колхозных рынках крестьяне — всех их объединяет примерная одинаковость предлагаемого продукта, ничтожные в сравнении с размерами рынка масштабы бизнеса, многочисленность продавцов, т. е. многие из условий совершенной конкуренции. Обязательна для них и необходимость принимать сложившуюся на рынке цену. Критерий совершенной конкуренции в сфере ма­лого бизнеса России выполняется достаточно часто. Вообще, пусть и с некоторым преувеличением, Россию можно назвать страной -заповедником совершенной конкуренции. Во всяком случае близ­кие к ней условия существуют во многих секторах экономики, где преобладает новый частный бизнес (а не приватизированные пред­приятия).

Дифференциация продукта как способ

Рыночной адаптации российской промышленности

Слабая дифференциация российских товаров

Огромные трудности российских пред­приятий в адаптации к условиям ры­ночной экономики являются общеприз­нанным фактом. Многие проблемы обус­ловлены макроэкономической ситуацией. Однако в ряде случаев источник проблем кроется в самих предприятиях, причем заметную роль здесь играет низкая дифференциация их продукции. В производственном (реальном) секторе экономики — это вообще преобладающая ситуация.

Дело в том, что в советскую эпоху предприятия выпускали всё по единым стандартам и технологиям. Причем ассортимент был крайне узок: в стране производилось около десятка разновидностей автомобилей, примерно столько же вариантов телевизоров, колбас, сыра и т.п. В силу этого в рыночной экономике отечественные пред­приятия оказались обречены на жесткое конкурентное противосто­яние — уж больно похожи друг на друга их изделия.

Примем во внимание, что одновременно российским заводам приходится конкурировать с превосходящими по силам иностран­ными производителями (во многих отраслях ведущие мировые про­изводители в десятки раз крупнее российских, имеют неизмеримо лучшую финансовую базу, используют современное оборудование и т.п.). И все эти преимущества с особой силой сказались в сфере стан­дартных, недифференцированных товаров — наиболее ходовых ви­дов одежды и обуви, бытовой техники, промышленного оборудова­ния, появившихся на нашем рынке после либерализации внешней торговли.

Ценовая и неценовая конкуренция

Из двух основных методов конкуренции — ценовой и неценовой — наши предприя­тия на крайне невыгодных для себя условиях оказались вовлечены в наиболее жесткую из них, а именно в ценовую конкуренцию. Фирмы, проводящие ценовую конкуренцию, стараются привлечь потребителя с помощью установления более низ­ких, чем у соперника, цен. Соответственно сокращаются размеры при­были, а если цена падает ниже издержек, то появляются и убытки. При этом отечественным предприятиям (особенно при попытках выхода на внешние рынки) часто приходится компенсировать за счет заниженных цен еще и отставание по качеству продукции. Напротив, при неценовой конкуренции фирмы стремятся привлечь покупателя не понижением цен, а повышением потребитель­ской ценности товара. Этого можно достичь очень многими способа­ми: улучшением качества товара, лучшим приспособлением его к нуждам конкретной группы потребителей, созданием принципиаль­но нового вида продукции, улучшением сервиса, активизацией рек­ламы и др. При этом базой для неценовой конкуренции является дифференциация товара.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: