Виды конкурентного поведения

Основная особенность конкуренции во всех её проявлениях состоит в столкновении субъектов рынка. Причина этих столкновений обусловлена их соперничеством в борьбе за один и тот же сегмент рынка. Если спрос будет удовлетворен товарами одной фирмы, то остальные автоматически лишаются возможности реализовать свою продукцию.

Исторически сложилось несколько различных стратегий конкурентного поведения:       

виолентная стратегия, когда крупная фирма решает свои отношения с конкурентами с позиции силы. На ее стороне значи­тельный объем производства, более высокая, чем у конкурентов, производительность труда, низкие издержки производства, доступ­ные только гигантам научные исследования и широкое применение маркетинга. Все это обеспечивает крупной фирме монопольное положение на рынке. Стратегия виолентов заключается в том, что, опираясь на свою мощь, они вытесняют конкурентов с занимаемого сегмента рынка. Такая стратегия бесспорного лидерства одной фирмы (иногда в окружении небольшого числа значительно усту­пающих ей по размерам конкурентов) характерна для отраслей массового производства товаров народного потребления;

патиентная (нишевая) стратегия конкурентного поведе­ния характерна для фирм, занимающихся узкой специализацией. Сегмент рынка патиента не требует большого объема производ­ства. Издержки производства, как правило, выше, а выпускаемая продукция дороже. Сила этих фирм в удовлетворении особых за­просов потребителей

коммутантная (соединительная) стратегия характерна для производственных предприятий средних размеров. Эти довольно

мелкие неспециализированные предприятия лучше всего могут приспосабливаться к удовлетворению часто изменяющихся потреб­ностей. Совпадение запросов потребителей и наличие возможно­сти организовать производство необходимых товаров в значитель­ных объемах создают основу для массового (виоленты) или специ­ализированного (патиенты) производства. Но эти условия бывают не всегда, и тогда применяется коммутантная стратегия. Создава­емые каждый раз для конкретного случая многочисленные мелкие предприятия выполняют роль связующего звена экономики. Они появляются там, где более крупные предприятия неэффективны или физически нет условий для индивидуального подхода к клиенту;

эксплерентная (пионерная) стратегия связана с крайне рискованным, но баснословно выгодным в случае удачи революци­онным решением. Как правило, это связано с созданием новых или радикальным преобразованием старых сегментов рынка. Наблюдать пионерную стратегию приходится не так часто из-за ее кратковре­менной природы. Дело в том, что до того момента, когда удастся достичь решающих успехов, такая фирма больше походит на груп­пу фанатиков-энтузиастов нового направления, чем на коммерче­ское предприятие. Если изобретатель преодолевает все трудности и закрепляется в созданной им же самим рыночной нише, он вы­нужден внутренне переродиться и стать предпринимателем. Роль эксплерентов заключается в разработке и внедрении достижений научно-технического прогресса.

Краткий обзор основных стратегий конкурентной борьбы пока­зывает сложность сосуществования и взаимного дополнения ком­паний различного типа. В каждом случае действуют свои правила игры. Вторгаясь в соседний сегмент рынка, конкуренты наталкива­ются на ожесточенное сопротивление, и не всегда отработанные приемы конкурентной борьбы оказываются достаточно эффектив­ными. История изобилует фактами, когда мощные компании, приме­няющие стратегию виоленты, терпели поражение при попытках за­няться специализированным производством. Их главный козырь — эффективность массового выпуска товаров— не срабатывал на узком рынке, там, где патиент легко удовлетворял особые запросы покупателей.

Выбор стратегии конкурентной борьбы в каждой отрасли не ог­раничивается одним видом. Кроме гигантов-виолентов в качестве субпоставщиков, изготавливающих отдельные узлы, выступают пред­ставители коммутантной стратегии. Высокая эффективность мел­ких компаний — явление распространенное. Они успешно действуют во многих подотраслях машиностроения.

Опыт многих крупных корпораций свидетельствует о малой эф­фективности попыток изготавливать все самостоятельно до послед­него болта. Второстепенным деталям обычно уделяется мало вни­мания, и они оказываются некачественными и дорогими. Мелкая фирма идеально приспособлена к решению подобных задач, к тому же она легко может быть заменена другим поставщиком, а значит, корпорации испытывают сильнейшую конкуренцию. Все фирмы стремятся занять определенную рыночную нишу, так как ситуация, когда две или несколько фирм занимают одну рыночную нишу, крайне неустойчива. Конкуренция обязательно выбраковывает более сла­бого, если он не занимает особую рыночную нишу.

Намечая направление своего развития, каждой фирме приходит­ся решать две принципиальные задачи: во-первых, определить стра­тегию конкурентной борьбы и, во-вторых, подчинить все стороны своей деятельности тем правилам игры, которые диктует выбран­ная стратегия.

Расширение выпуска продукции при прочих равных условиях выгодно при любой стратегии конкурентного поведения, но в реаль­ной обстановке — это приоритетная цель виолента. У крупных фирм обычно велики постоянные издержки — проценты по займам, плата за землю, амортизационные отчисления и т.д. Эти расходы прихо­дится нести независимо от того, сколько товаров в данный момент выпускает фирма. Если товаров продано мало, то груз постоянных издержек становится непомерно велик, приходится повышать цены и продукция становится неконкурентоспособной. Поэтому виолент должен выпускать много продукции, иначе расходов не покрыть.

Высокие прибыли фирмы-патиента обусловлены степенью уни­кальности его продукции, а не объемом производства. Патиент за­интересован в росте спроса на свою продукцию, но для него более важен выбор ассортимента продукции.

Совершенно особое отношение к этой проблеме у фирмы-эксплерента. Первые образцы принципиально новых товаров изготав­ливаются в считанном количестве экземпляров. Но в случае успе­ха возможен взрывной рост спроса на рынке. Это самое уязвимое место таких фирм, когда крупные фирмы зачастую могут вытеснить их с рынка.

Особое место в условиях конкурентной борьбы отводится каче­ству выпускаемой продукции. Ориентация на массовый спрос рав­носильна среднему уровню качества. Но продукция, воспринима­емая как «дешевка», не находит широкого сбыта, несмотря на низ­кие цены. Неуместна ориентация на повышение спроса. Рынок таких товаров узок, и виоленту трудно проявить на нем свои сильные стороны.

Для патиента товары высокого качества составляют основное поле деятельности. Именно в высших сегментах рынка образуется множество ниш, связанных с появлением узких групп потребите­лей, которых не устраивает стандартная продукция. Это создает основу для узкой специализации, так как состоятельные потребите­ли оплачивают любые усовершенствования, вносимые по их жела­нию, а технологические секреты, обеспечивающие высокое качество, служат патиенту надежной защитой от вторжения конкурентов в элитный бизнес.

В сфере финансовой политики мир виолента представляет со­бой крупные доходы и расходы, масштабность финансируемых ими программ. Финансовые условия, в которых действуют патиенты, свя­заны с менее эластичным спросом, поэтому они вынуждены созда­вать значительные резервы. Финансовое положение коммутантов объективно слабое, что служит поводом частого разорения. Во мно­гих случаях денежные затраты заменяются личными предпринима­тельскими способностями руководства фирм.

Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее важным в производственной сфере для виолента является успешный выпуск массовой продукции, для коммутанта — приспособление к местным условиям, для эксплерента — выпуск перспективных в будущем товаров.       

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: