СОДЕРЖАНИЕ
Введение....................................................................................................... 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ РЫНОЧНЫХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ ........................................................... 4
1.1 Основные цели и задачи инновационного менеджмента............. 4
1.2 Принципы государственной финансовой поддержки инновационно-инвестиционного процесса........................................................................ 9
1.3 Российские учёные о проблемах практической реализации инновационной модели менеджмента в условиях российской экономики....................... 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ …............................................. 23
2.1 Оценка уровня инновационного развития деятельности регионов Приволжского федерального округа..................................................... 23
2.2 Анализ инновационной активности российских предприятий. 27
2.3 Формы стимулирования инновационной активности современных предприятий.............................................................................................. 32
|
|
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ..................... 37
3.1 Формирование промышленно-инновационных кластеров..... 37
3.2 Целенаправленная поддержка со стороны государства.......... 39
3.3 Внедрение инновационных процессов и технологий в промышленность и предпринимательство во время кризиса................................................. 41
Заключение................................................................................................ 45
Список литературы................................................................................... 47
Приложение…………………………………………………….......................48
ВВЕДЕНИЕ
Инновационный менеджмент изучает способы целенаправленного управления инновациями (новшествами, нововведениями) различной природы и сложности в процессе их создания, освоения и распространения на предприятиях и в организациях.
Управление инновационным развитием на уровне рыночных субъектов российской экономики не может быть представлено в виде комплекта стандартных бизнес-процедур, формализованных и единообразных применяемых. Это объясняется тем, что технологии и методики управления инновационными процессами могут варьироваться в зависимости от корпоративной культуры, менталитета бизнес-среды, технологических процессов, подразумевают генерацию и использование инноваций не столько наукоёмких и технических, сколько организационно-управленческих и экономических, обусловливающих способность как гибко и динамично реагировать на изменения внешней среды, так и руководить такими изменениями, лидируя на рынке.
|
|
Схема функционирования инновационной модели развития экономики представляет собой механизм, в реализации которого участвуют государство, кредитно-финансовые учреждения, предприятия перспективных отраслей – юридические и физические лица. И в этом заключается одна из сложностей исследуемой проблемы.
Применение инновационных технологий в отечественной практике сталкивается сегодня со значительными затруднениями. Сложность использования высокоэффективных технологий менеджмента в российской практике управления объясняется объективными факторами, корни которых следует искать среди особенностей отечественной экономической системы, невосприимчивой к новшествам.
Все вышеизложенное подчёркивает актуальность выбранной темы.
Главной целью данной работы исследование практических механизмов, определяющих применимость инновационного развития к реальному сектору экономики, оценка и анализ перспектив развития современных предприятий в условиях становления инновационной экономики, задачи внедрения инновационных процессов и технологий в промышленность и предпринимательство в условиях кризиса.
Для реализации поставленной цели мной были поставлены следующие задачи:
· Раскрыть теоретические аспекты управления инновационным развитием рыночных субъектов российской экономики.
· Провести анализ проблем и перспектив развития деятельности современных предприятий в условиях инновационной экономики на примере российского опыта.
· На базе анализа опыта российских предприятий выявить проблемы в управлении инновационным развитием экономики страны и разработать предложения по развитию инновационной деятельности российских предприятий.
Работа написана с использованием нормативных и теоретических материалов российских и зарубежных ученых по исследуемой проблеме, а также на материалах СМИ в части управления инновационным развитием рыночных субъектов российской экономики.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ РЫНОЧНЫХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Основные цели и задачи инновационного менеджмента
Инновационный менеджмент изучает способы целенаправленного управления инновациями (новшествами, нововведениями) различной природы и сложности в процессе их создания, освоения и распространения на предприятиях и в организациях. Объектом инновационного менеджмента является, прежде всего, не производственная, а научная и инженерная деятельность, связанная с развитием экономики страны в целом на различных уровнях её организации (региональном, страновом, международном) .
Научная деятельность связана с получением и анализом новых знаний о законах развития природы, общества и самого человека, с хранением этих знаний и их распространением, а также с организацией взаимодействия между различными отраслями и областями знаний с целью последующего использования полученной информации в отраслевых разработках по развитию хозяйства страны.
Инженерная деятельность связана с применением имеющихся знаний для создания новой техники и новых технологий организации работы той или иной отрасли, для управления процессами создания, эксплуатации и распространения нововведений на предприятиях.
Научную и инженерную деятельность объединяет информационная деятельность, т.е. получение, передача, обработка, хранение и предоставление различных сведений о нововведениях заинтересованным предприятиям (фирмам) и организациям. Создание и освоение нововведений становится все более сложным делом, управление которым требует особых профессиональных знаний, так как всякое нововведение неизбежно нарушает налаженное функционирование производства товаров и услуг, его сложившиеся технические, организационные и социальные связи и пропорции.
|
|
Создание и освоение нововведений становится особой сферой трудовой деятельности предприятий, частью их инфраструктуры в масштабах не только страны и регионов (академическая вузовская наука), но и отдельных отраслевых наук. При этом служба управления развитием производства товаров и услуг все чаще организационно отделяется, обособляется и централизуется в рамках объединений различных форм организации и собственности.
Нововведения вообще и на уровне отраслей, в частности, нуждаются в особых, только им присущих формах и методах управления. В сфере нововведений преобладает умственный труд, связанный с созданием нового. Труд в сфере нововведений носит всеобщий характер, так как всякое открытие или изобретение опирается на труд предшественников и кооперируется с современниками.
Количество труда, требуемое для получения определенного результата в сфере нововведений, в значительной степени имеет вероятностный характер. Результат также имеет вероятностный характер. Он зависит не только от суммы ассигнований, но в первую очередь от квалификации и способности исследователей.
Научно-техническая политика на транспорте, в промышленности, сельском хозяйстве и др. отраслях экономики включает следующие основные элементы:
- выбор и оценка приоритетных направлений развития отраслевой науки и отраслевого производства;
- формирование целевых программ создания и распространения новых поколений техники и базовых технологий;
- разработка программы опережающего развития фундаментальных исследований для нужд отрасли;
- развитие системы непрерывного образования, приспособленной к меняющимся задачам формирования кадрового потенциала, развития науки и производства;
- содействие многообразным формам научно-технического творчества и соединение отраслевой науки с производством;
- создание благоприятных экономических и правовых условий для ускорения научно-технического развития отрасли с помощью гибкой налоговой, финансовой и кредитной политики, антимонопольного законодательства;
|
|
- организация внутригосударственного (межрегионального) и международного научно-технического сотрудничества предприятий отрасли в сфере инноваций.
При этом необходимо обеспечивать рациональное сочетание коренных и развивающихся нововведений.
Научно-техническая политика тесно связана со структурной (определение темпов, пропорций и приоритетов в развитии отрасли) и инвестиционной (определение объема, структуры и направлений капиталовложений с целью обновления основных производственных фондов).
Структурная политика направлена на ускоренное развитие наукоемких составных частей основных фондов, определяющих рост производительности труда и повышение социально-экономической эффективности производства; на свертывание неэффективных производств.
Инвестиционная политика предусматривает следующие направления первоочередного увеличения капитальных вложений:
- в реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий;
- в развитие научной и опытно-экспериментальной базы по приоритетным направлениям, таким, как электронизация, механизация и автоматизация физически тяжелых и вредных работ;
- в автоматизацию и информатизацию управленческого труда;
- в диагностические устройства;
- в энерго и ресурсосберегающие технологии;
- в компьютерные программы и др.
Инновационная политика исходит из интенсивного освоения нововведений и радикальных новшеств. Инновационная модель развития отрасли базируется на стратегической инновационной политике. Она призвана обеспечить приоритет нововведениям, позволяющим кардинально изменить инвестиционную активность предприятий в сторону ее роста, ускорить научно-технический прогресс и сократить разрыв в уровне экономического и социального развития между регионами и на этой основе повысить конкурентоспособность национальных предприятий и качество товаров и услуг.
Индустриально развитые страны в большинстве своем проводят инновационную политику в отраслях, основанную на предвидении изменений в технике и технологии производства, на своевременной к ним адаптации, характеризующейся гибкостью реакции фирм на происходящие изменения. Это позволяет им сегодня доминировать на мировых ранках товаров и услуг.
Многие преуспевающие корпорации, фирмы используют инновационную модель развития. С целью интенсификации инновационного процесса в них создаются внутренние рисковые (венчурные) предприятия. Такие предприятия, оставаясь в рамках крупной производственной компании, обладают всеми достоинствами независимых малых фирм и быстро проводят новшества по этапам инновацией процесса, оперативно реагируя на изменения в технике, технологии, на рынке товаров и услуг, в поведении конкурентов, потребителей продукции. Руководителями таких предприятий назначают, как правило, авторов инновационных проектов и идей. Под инновационную продукцию выпускают внутрифирменные акции.
Всё вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что инновационный менеджмент - это совокупность организационно-производственных, социальных, экономических и правовых отношений по поводу создания, освоения и распространения нововведений. Этими отношениями определяются функции менеджера в инновационной деятельности . Главной задачей менеджера при этом является разрешение противоречий между отраслевой наукой и отраслевым производством. Отраслевая наука ориентирована на постоянное обновление знаний, а производство, товары и услуги стремятся к стабильности и устойчивости. Поэтому организация инновационного менеджмента на предприятиях предполагает выполнение менеджером следующих функций:
- учет; оценку научно-практической значимости разрабатываемых нововведений;
- подбор и расстановку кадров;
- стимулирование творческой активности;
- создание благоприятных организационных, экономических и социальных условий для разработки и освоения нововведений.
При этом менеджеру необходимо овладеть специфическим характером средств и предметов труда, связанных со сбором, обработкой, хранением и передачей информации.
Менеджер в сфере инновационной деятельности должен знать направления и тенденции развития отраслевой науки и производства, основы новых технологий и новых материалов. Это необходимо для определения эффективности нововведений, прогнозирования распространения, обоснования наиболее рационального варианта организации технологических систем производства, перевозок, погрузочно-разгрузочных работ и их структуры, планирования и организации процесса создания и освоения инноваций в экономике.