Основные цели и задачи инновационного менеджмента

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение....................................................................................................... 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ РЫНОЧНЫХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ  ........................................................... 4

  1.1 Основные цели и задачи инновационного менеджмента............. 4

  1.2 Принципы государственной финансовой поддержки инновационно-инвестиционного процесса........................................................................ 9

  1.3 Российские учёные о проблемах практической реализации инновационной модели менеджмента в условиях российской экономики....................... 15

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ …............................................. 23

   2.1 Оценка уровня инновационного развития деятельности регионов Приволжского федерального округа..................................................... 23

   2.2 Анализ инновационной активности российских предприятий. 27

   2.3 Формы стимулирования инновационной активности современных предприятий.............................................................................................. 32

ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ..................... 37

   3.1 Формирование промышленно-инновационных кластеров..... 37

   3.2 Целенаправленная поддержка со стороны государства.......... 39

   3.3 Внедрение инновационных процессов и технологий в промышленность и предпринимательство во время кризиса................................................. 41

 

Заключение................................................................................................ 45

Список литературы................................................................................... 47

Приложение…………………………………………………….......................48

ВВЕДЕНИЕ

Инновационный менеджмент изучает способы целенаправленного управления инновациями (новшествами, но­вовведениями) различной природы и сложности в процессе их создания, освоения и распространения на предприятиях и в орга­низациях.

Управление инновационным развитием на уровне рыночных субъектов российской экономики не может быть представлено в виде комплекта стандартных бизнес-процедур, формализованных и единообразных применяемых. Это объясняется тем, что технологии и методики управления инновационными процессами могут варьироваться в зависимости от корпоративной культуры, менталитета бизнес-среды, технологических процессов, подразумевают генерацию и использование инноваций не столько наукоёмких и технических, сколько организационно-управленческих и экономических, обусловливающих способность как гибко и динамично реагировать на изменения внешней среды, так и руководить такими изменениями, лидируя на рынке.

Схема функционирования инновационной модели развития экономики представляет собой механизм, в реализации которого участвуют государство, кредитно-финансовые учреждения, предприятия перспективных отраслей – юридические и физические лица. И в этом заключается одна из сложностей исследуемой проблемы.

Применение инновационных технологий в отечественной практике сталкивается сегодня со значительными затруднениями. Сложность использования высокоэффективных технологий менеджмента в российской практике управления объясняется объективными факторами, корни которых следует искать среди особенностей отечественной экономической системы, невосприимчивой к новшествам.

Все вышеизложенное подчёркивает актуальность выбранной темы.

Главной целью данной работы исследование практических механизмов, определяющих применимость инновационного развития к реальному сектору экономики, оценка и анализ перспектив развития современных предприятий в условиях становления инновационной экономики, задачи внедрения инновационных процессов и технологий в промышленность и предпринимательство в условиях кризиса.

Для реализации поставленной цели мной были поставлены следующие задачи:

· Раскрыть теоретические аспекты управления инновационным развитием рыночных субъектов российской экономики. 

· Провести анализ проблем и перспектив развития деятельности современных предприятий в условиях инновационной экономики на примере российского опыта.

· На базе анализа опыта российских предприятий выявить проблемы в управлении инновационным развитием экономики страны и разработать предложения по развитию инновационной деятельности российских предприятий.

Работа написана с использованием нормативных и теоретических материалов российских и зарубежных ученых по исследуемой проблеме, а также на материалах СМИ в части управления инновационным развитием рыночных субъектов российской экономики.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ РЫНОЧНЫХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Основные цели и задачи инновационного менеджмента

Инновационный менеджмент изучает способы целенаправленного управления инновациями (новшествами, но­вовведениями) различной природы и сложности в процессе их создания, освоения и распространения на предприятиях и в орга­низациях. Объектом инновационного менеджмента является, прежде всего, не производственная, а научная и инже­нерная деятельность, связанная с развитием экономики страны в целом на различных уров­нях её организации (региональном, страновом, международном) .

Научная деятельность связана с получением и анализом новых знаний о законах развития природы, общества и самого человека, с хранением этих знаний и их распространением, а также с орга­низацией взаимодействия между различными отраслями и облас­тями знаний с целью последующего использования полученной информации в отраслевых разработках по развитию хозяйства страны.

Инженерная деятельность связана с применением имеющихся знаний для создания новой техники и новых техно­логий организации работы той или иной отрасли, для управления процесса­ми создания, эксплуатации и распространения нововведений на предприятиях.

Научную и инженерную деятельность объединяет информа­ционная деятельность, т.е. получение, передача, обработка, хра­нение и предоставление различных сведений о нововведениях заинтересованным предприятиям (фирмам) и организациям. Создание и освоение нововведений становится все более сложным делом, управление которым тре­бует особых профессиональных знаний, так как всякое нововве­дение неизбежно нарушает налаженное функционирование производства товаров и услуг, его сложившиеся технические, организационные и социальные связи и пропорции.

Создание и освоение нововведений становится особой сферой  трудовой деятельности предприятий, частью их инфраструктуры в масштабах не только страны и регионов (академическая вузовская наука), но и отдельных отраслевых наук. При этом служба управления развитием производства товаров и услуг все чаще организационно отделяется, обособляется и централизуется в рамках объединений различных форм организации и собственности.

Нововведения вообще и на уровне отраслей, в частности, нуждаются в особых, только им присущих формах и методах управления. В сфере нововведений преобладает умственный труд, связанный с созданием нового. Труд в сфере нововведений носит всеобщий характер, так как всякое открытие или изобретение опирается на труд предшественников и кооперируется с современниками.

Количество труда, требуемое для получения определенного ре­зультата в сфере нововведений, в значительной степени имеет вероятностный характер. Результат также имеет вероятностный ха­рактер. Он зависит не только от суммы ассигнований, но в первую очередь от квалификации и способности исследователей.

Научно-техническая политика на транспорте, в промышленности, сельском хозяйстве и др. отраслях экономики включает следу­ющие основные элементы:

- выбор и оценка приоритетных направлений развития отраслевой науки и отраслевого производства;

- формирование целевых программ создания и распростра­нения новых поколений техники и базовых техно­логий;

- разработка программы опережающего развития фундаменталь­ных исследований для нужд отрасли;

- развитие системы непрерывного образования, приспособлен­ной к меняющимся задачам формирования кадрового потенциа­ла, развития науки и производства;

- содействие многообразным формам научно-технического твор­чества и соединение отраслевой науки с производством;

- создание благоприятных экономических и правовых условий для ускорения научно-технического развития от­расли с помощью гибкой налоговой, финансовой и кредитной политики, антимонопольного законодательства;

- организация внутригосударственного (межрегионального) и международного научно-технического сотрудничества предприятий отрасли в сфере инноваций.

При этом необходимо обеспечивать рациональное сочетание коренных и развивающихся нововведений.

Научно-техническая политика тесно связана со структурной (определение темпов, пропорций и приоритетов в развитии отрасли) и инвестиционной (определение объема, структуры и направлений капиталовложений с целью обновления основных производственных фондов).

Структурная политика направлена на ускоренное развитие наукоемких составных частей основных фондов, определяющих рост производительности труда и повышение социально-экономической эффективности производства; на свертывание неэффективных производств.

Инвестиционная политика предусматривает следующие на­правления первоочередного увеличения капитальных вложений:

- в реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий;

- в развитие научной и опытно-экс­периментальной базы по приоритетным направлениям, таким, как электронизация, механизация и автоматизация физически тя­желых и вредных работ;

- в автоматизацию и информатизацию управленческого тру­да;

- в диагностические устройства;

- в энерго и ресурсосберегаю­щие технологии;

- в компьютерные программы и др.

Инновационная политика исходит из интенсив­ного освоения нововведений и радикальных новшеств. Инновационная модель развития отрасли базируется на стратегической инновационной политике. Она призвана обеспечить приоритет нововведениям, позволяющим кардинально изменить инвестици­онную активность предприятий в сторону ее роста, ускорить научно-технический прогресс и сократить разрыв в уровне экономического и социального развития между регионами и на этой основе повысить конкурентоспособность национальных предприятий и качество товаров и услуг.

Индустриально развитые страны в большинстве своем прово­дят инновационную политику в отраслях, основан­ную на предвидении изменений в технике и технологии производства, на своевременной к ним адаптации, характеризующейся гиб­костью реакции фирм на происходящие изменения. Это позволяет им сегодня доминировать на мировых ранках товаров и услуг.

Многие преуспевающие корпорации, фирмы ис­пользуют инновационную модель развития. С целью интенсифи­кации инновационного процесса в них создаются внутренние рис­ковые (венчурные) предприятия. Такие предприятия, оставаясь в рамках крупной производственной компании, обладают всеми достоинствами независимых малых фирм и быстро проводят новшества по этапам инновацией процесса, оперативно реагируя на изменения в технике, технологии, на рынке товаров и услуг, в поведении конкурентов, потребителей продукции. Руководителями таких предприятий назначают, как правило, авторов инновационных   проектов и идей. Под инновационную продукцию выпускают внутрифирменные акции.  

Всё вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что инновационный менеджмент - это совокупность организационно-производственных, социальных, экономических и правовых отношений по поводу создания, освоения и распространения нововведений. Этими отношениями определяются функции менеджера в инновационной деятельности . Главной задачей менеджера при этом является разре­шение противоречий между отраслевой наукой и отраслевым производством. Отраслевая наука ориентирована на постоянное обновление знаний, а производство, товары и услуги стре­мятся к стабильности и устойчивости. Поэтому организация инно­вационного менеджмента на предприятиях предполагает выполне­ние менеджером следующих функций:

- учет; оценку научно-прак­тической значимости разрабатываемых нововведений;

- подбор и расстановку кадров;

- стимулирование творческой активности;

- создание благоприятных организационных, экономических и со­циальных условий для разработки и освоения нововведений.

При этом менеджеру необходимо овладеть специфическим характером средств и предметов труда, связанных со сбором, обработкой, хранением и передачей информации.

Менеджер в сфере инновационной деятельности должен знать направления и тенденции развития отраслевой науки и производства, основы новых технологий и новых материалов. Это необходимо для определения эффективно­сти нововведений, прогнозирования распространения, обоснова­ния наиболее рационального варианта организации технологи­ческих систем производства, перевозок, погрузочно-разгрузочных работ и их структуры, планирования и организации процесса создания и ос­воения инноваций в экономике.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: