Т оп.норм, Т оп.факт - нормативное и фактическое оперативное время на выполнение операции

При анализе отчетных показателей использования рабочего времени среднее число дней, отработанных одним рабочим за год, среднее количество часов, отработанных одним рабочим за смену и за год, берутся за предыдущий год, по плану и факту отчетного года. [27]

Далее устанавливаются причины потерь рабочего времени. К ним относятся прежде всего не планируемые потери рабочих дней:

- целодневные простои;

- отпуска с разрешения администрации;

- прогулы;

- болезни;

- внутрисменные простои.

Затем рассчитывается величина потерь на одного рабочего в днях и часах, в том числе по причинам. Значительные резервы роста производительности труда кроются в сокращении потерь рабочего времени из-за болезней. Обычно делается детальный анализ причин потерь рабочего времени по заболеваемости, а так же изучается состояние охраны труда и техники безопасности на рабочих местах, намечаются мероприятия по их улучшению. Кроме выявления потерь рабочего времени в процессе анализа устанавливается эффективное его использование. Отрицательное влияние на производственный процесс оказывают непроизводительные затраты труда, которые завися от уровня организации и управления производством.

Пятый этап связан с анализом непроизводительного использования рабочего времени, к которому относят время, затраченное на изготовление бракованной продукции, на исправление брака, отклонения от нормальных технологических условий работы. Это так называемые скрытые потери рабочего времени. Источники сведений о потерях рабочего времени, связанные с непроизводительным его использованием, являются.

Данные бухгалтерского учета о внутризаводском браке.

2. Заказы предприятия:

- на восстановление потерь и недостач заготовок, узлов, деталей и изделий, которые выявляются в результате инвентаризации незавершенного производства и готовой продукции на складах;

- на восстановление (замену) реализованных изделий, вышедших из строя в течение гарантийного срока.

- данные служб технического контроля качества о возврате продукции на повторное предъявление (с указанием причин возраста и объема трудозатрат на устранение дефектов).

- учет прочих непроизводительных затрат рабочего времени, обусловленных прежде всего простоями из-за нехватки комплектующих изделий.

Сверхурочное время включается в фактически отработанное время, поэтому необходимо добавить к числу потерь рабочего времени количество сверхурочно отработанных человеко-часов.

Расчет влияния изменения структуры персонала на показатели производительности труда проводится по формулам:

И ПТ р = И ПТ р. осн * д р.ос

где И ПТ р - индекс производительности труда рабочих;

И ПТ р. осн - индекс производительности труда основных рабочих;

Д р. осн - индекс изменения удельного веса основных рабочих в общей численности рабочих.

И ПТ ппп = И ПТ р * И Д р,

где И ПТ ппп - индекс производительности труда работающих;

Д р - индекс изменения удельного веса рабочих в общей численности работающих.

ПТ ппп = ПТ р.осн * Д р.осн * Д р.

 

Численность работников крупных и средних предприятий по Кировской области, работающих в условиях вынужденной неполной занятости по инициативе администрации, например, с 2005 года выросла с 5% до 9% к среднесписочной численности (см. табл. 5)

                                                                                                  Таблица 5

Численность работников работавших неполное рабочее время (2005-2009гг)

 

Численность работников, работавших неполное рабочее время

Численность работников,
которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации

тыс. человек в % к среднесписочной численности тыс. человек в % к среднесписочной численности
2005 3,4 0,8 12,3 5
2006 2,8 1,3 11,8 4
2007 3,1 0,9 12,1 4
2008 2,9 0,7 11,9 5
2009 3,3 2,0 12,5 9

 

 


Потребность организаций в работниках.

К концу декабря 2006 года нагрузка незанятого населения, состоящего на учете в органах службы занятости, на одну заявленную вакансию составила 1,8 человека. (см. табл. 6) К концу 2007 года нагрузка на одну вакансию составила 1,1 человека. К началу 2009 года – 1,4 человека. [5]

                                                                                                    Таблица 6

Динамика потребности организаций в работниках

  2005 2006 2007 2008 2009
Численность граждан сост. в службе занятости(тыс.чел.) 24,4 16,2 13,0 13,6 28,8
потребность предприятий в работниках (%) 22,8 14,6 11,3 10,9 27,6
экономически активное население (%) 69,8 69,4 69,7 69,4 69,2

 

План мероприятий правительства области

В сфере регулирования занятости населения правительство области реализует программу содействия занятости населения Кировской области на 2008-2010 годы:

-содействует расширению возможностей трудоустройства инвалидов. Осуществляет контроль за выполнением квоты и приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты в организациях на территории Кировской области;

-регулярно информирует работодателей и население области о состоянии регионального рынка труда;

-контролирует ход реализации ведомственной целевой программы «Среднее профессиональное образование Кировской области и кадровое обеспечение реального сектора экономики региона»на 2007-2009 годы;

- осуществляет перепрофилирование областных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования с учетом текущей и прогнозной потребности экономики в подготовке квалифицированных кадров;

-осуществляет разработку областной целевой программы «Направления развития интеллектуальных и трудовых ресурсов с целью решения задач социально-экономического развития Кировской области»;

-в рамках непрерывного образования осуществляет мероприятия по регулированию рынка образовательных услуг, совершенствованию системы профессиональной ориентации;

- реализует полномочия в области регулирования вопросов привлечения иностранной рабочей силы, с учетом интересов социально-экономического развития области;

- осуществляет комплекс мер по закреплению в сельскохозяйственном производстве кадров руководителей, специалистов и рабочих массовых профессий. Разрабатывает и осуществляет в установленном порядке мероприятия по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием для агропромышленного комплекса. [5]

Работодатели:

-в целях уменьшения негативных социально-экономических последствий при проведении процедур реорганизации и ликвидации предприятий предварительно уведомляют Правительство области и профсоюзы о планируемых мероприятиях. Намечают совместные пути решения возникающих проблем, а также заблаговременно представляют сведения о количестве высвобождаемых работников, причинах высвобождения, мерах по сохранению численности работающих и организации рабочих мест;

-информируют органы службы занятости населения о наличии вакантных рабочих мест, приеме на них безработных граждан, способствуют созданию оплачиваемых рабочих мест для организации общественных работ и временной занятости;

-предоставляют сведения Правительству области, необходимые для проведения ежегодного мониторинга движения рабочей силы и определения потребности в кадрах региональной экономики;

-принимают меры по стабилизации и расширению производства с целью сохранения и создания новых рабочих мест, более рационального использования трудовых ресурсов, сокращения неполной занятости работников;

-принимают все возможные меры по недопущению вынужденных простоев;

-предусматривают в коллективных договорах и соглашениях мероприятия направленные на подготовку, переподготовку, повышение квалификации рабочих и специалистов, организацию опережающего обучения подлежащих высвобождению работников;

-содействуют выделению и (или) созданию новых рабочих мест в счет квоты для трудоустройства инвалидов.

Профсоюзы:

-добиваются при заключении коллективных договоров и отраслевых соглашений включения обязательств работодателей по обеспечению занятости работников, в том числе: по сохранению и созданию новых рабочих мест, по обеспечению льготами и гарантиями высвобожденных работников;

-контролируют соблюдение прав работников в области занятости;

-организуют обучение профсоюзного актива, проводят консультации по социальной защите работников в вопросах занятости;

-участвуют в разработке программ и мероприятий по вопросам занятости и развития трудовых ресурсов области. Содействуют организации и проведению областных мероприятий по развитию персонала на производстве. [5]

Заключение

Наблюдаемые сегодня в России подвижки в экономической обстановке неизбежно сопровождаются миграцией специалистов. Вместе с тем, несмотря на то что сейчас много говорят об актуальности вопросов трудоустройства, подбора кадров и мониторинга трудовых ресурсов, реальный переход от слов к делу, т. е. организации полномасштабной сервисной службы по работе с кадрами, представляет собой неясную перспективу. Объем потенциального рынка рабочей силы, расширение потребности в специалистах, миграция кадров, изменение статуса специалистов и ряд других факторов существенно затрудняют деятельность по актуализации предложений и спроса на современном рынке труда.

Ситуация с занятостью населения Кировской области в наступившем году во многом будет определяться состоянием экономики, перспективы развития которой зависят от формирования спроса на производимую ею продукцию, оказываемые услуги. По оценке департамента экономического развития при Правительстве области в 2010 году, некоторый рост спроса прогнозируется на продукцию предприятий металлургического, лесопромышленного комплексов, электроэнергетики, кожевенно-обувной промышленности. Осторожный оптимизм о перспективах увеличения спроса на выпускаемую продукцию обозначается по отношению к предприятиям химического, нефтехимического, агропромышленного комплексов, торговли, сферы услуг. Занятость на предприятиях этих отраслей в 2010 году, где работает около 21% численности занятых в экономике области, будет относительно стабильной. На предприятиях других отраслей она останется сложной. Многие из работодателей продолжат высвобождение персонала, использование режима неполной занятости работников. Особенно сложное положение будет в населённых пунктах, имеющих на своей территории градообразующие предприятия. [5]

Для смягчения ситуации с занятостью населения в текущем году продолжено осуществление ранее намеченных антикризисных мер, мероприятий программы содействия занятости населения, а также будут реализованы дополнительные меры в рамках областной целевой программы «Реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Кировской области, в 2010 году», утвержденной постановлением Правительства области от 11.11.2009 № 30/397.

В отличие от аналогичной программы, реализованной в прошлом году, в программе этого года предусмотрено увеличение объемов опережающего обучения (переобучения, повышения квалификации) работников предприятий, необходимого при проведении структурной перестройки, модернизации производства. Для развития предпринимательства среди безработных граждан предоставлены дополнительные возможности за счет увеличения количества участников этого направления программы включающего безработных, трудоустраиваемых на рабочие места, создаваемые предпринимателями из числа безработных.

Особая значимость придана мероприятиям по организации стажировки выпускников учреждений профессионального образования, которые выделены отдельным направлением программы, увеличены ее объемы. В качестве пилотных направлений программы в небольших объемах запланированы мероприятия по оказанию адресной поддержки гражданам, переезжающим в другую местность для трудоустройства, мероприятия по содействию трудоустройству инвалидов.

В реализации этой программы выявились и свои слабые звенья. Низкая мотивация к организации общественных работ есть у руководителей некоторых предприятий. Работодателей, например, не устраивает частая сменяемость контингента, много времени уходит на оформление договоров, отчетности, прочей документации. Руководители предприятий жалуются, что приходится за свой счёт оплачивать больничные, компенсации за неиспользованные дни отпуска… Надо тратиться на спецодежду и мелкий инвентарь.

Беспокойство вызывает не только тяжелое положение предприятий, но и ближайшая перспектива выхода на рынок труда многочисленных выпускников учебных заведений.

Рынок труда является одним из элементов рыночной экономики. Он представляет собой систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы. Важнейшим показателем состояния рынка труда является уровень безработицы. Единственный фактор, сдерживающий рост безработицы с точки зрения динамических потоков на рынке труда - существенное увеличение доли безработных, перешедших в состав экономически неактивного населения (например, женщины – заняты ведением домашнего хозяйства). По мнению большинства экономистов, полная занятость - понятие абстрактное, не совместимое с идеей развитого рыночного хозяйства. Однако все же безработица должна быть поставлена в определенные рамки, в пределах которых достигаются режим эффективного роста и состояние экономической стабильности.

 

Главный путь решения проблемы безработицы на рынке труда - экономический рост производства (восстановление законсервированных производственных мощностей), что приведет к увеличению темпа роста числа занятых в экономике.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: