Менеджмент - процесс планирования, организации, мотивации и контроля для достижения определенных целей.
Важнейшие функции управленческого труда следующие:
1. планирование - представляет собой постановку целей и разработку путей их достижения;
2. организация - функция управления, включающая вопросы разделения и кооперации труда. В том числе создание организационных структур, делегирование полномочий, организация взаимодействий.
3. мотивация - стимулирование - это побуждение работников к эффективному достижению целей;
4. контроль - проверка полученных результатов
IV. Постановка вопроса о методах управления.
Управленческие отношения - это отношения верхов и низов, начальников и подчиненных. Методы управления, являющиеся инструментом воздействия субъекта на объект и одновременно способом их взаимодействия. Постановка вопроса о методах управления - это постановка вопроса об управленческих взаимоотношениях структурных подразделений системы управления..[7., c. 67]
|
|
Существует 3 вида методов управления.
· командный;
· экономический;
· социально-психологический.
Приоритетное положение того или иного метода в организации придает ей черты, характерные для данного метода.
В практике вопрос распределения приоритетов между этими методами очень важен, потому что эффективность организации определяется:
1. системой методов управления;
2. механизмами управления.
Характеристика методов управления
Методы управления являются инструментом взаимодействия субъекта на объект и одновременно способом их взаимодействия. Существует 3 вида методов управления:
1. командный;
2. экономический;
3. социально-психологический.
Метод командный. Используемые механизмы:
Административные: приказ, распоряжение, указание.
Нормативные: закон, положение, инструкция, план, спущенный сверху и обязательный для выполнения.
Экономические: процент выплачиваемой прибыли, цена продукта (назначенная), зарплата (назначенная), материальные санкции, установленные сверху.
Социально-психологические: выговор, объявленный в приказе, награждение грамотой по распоряжению руководства, благодарность в приказе, план социального развития коллектива и мероприятий по его реализации.
Метод экономический. Механизмы:
договорной процент отчисляемой прибыли,
договорная цена продукта, договорная зарплата,
материальные санкции, предусмотренные договором.
Социально-психологический метод. Механизмы:
договорные: убеждение, критика, информирование, выступление руководителя перед людьми.
|
|
При командном методе управления - отношения субъекта и объекта - власти и подчинения.
Основные достоинства метода:
1. обеспечивается единство воли руководства в достижении цели;
2. не требует крупных материальных затрат;
3. в малых организациях оперативно достигаются цели и обеспечивается быстрая реакция на изменение внешней среды.
Недостатки метода следующие:
1. подавляется инициатива, творческая работа;
2. отсутствуют действенные стимулы труда и могут возникать антистимулы;
3. в крупных организациях:
а) менеджеры не заинтересованы в повышении компетентности, поэтому она
в дефиците;
б) обюрокрачивается аппарат управления; в)требуется громоздкая система
контроля.
Экономические методы управления - отношения субъекта и объекта - договорные - товарно-денежные.
Характеризуются:
1. свободой субъекта и объекта, достаточной для реализации их интересов в договорном процессе;
2. выполнение договорных обязательств.
Достоинства метода:
· стимулируется проявление инициативы,
· реализуется творческий потенциал работников на основе удовлетворения материальных потребностей.
Недостатки: остаются неудовлетворенными многие потребности, лежащие вне сферы материального интереса, что снижает мотивацию.
Социально-психологические методы - управленческие отношения субъекта и объекта договорные без материальной основы.
Условия реализации:
· одна из сторон инициирует договорной процесс,
· вторая не отвергает его.
Достоинства метода:
· включаются механизмы трудовой мотивации, не связанные с удовлетворением материальных потребностей;
· практически не требуются материальные затраты.
Недостатки:
· не используются стимулы, опирающиеся на материальные потребности людей;
· трудно прогнозировать результаты.